Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) вызывает проблемы со способностью отслеживать время и оставаться организованным. Если у вашего ребёнка СДВГ, возможно, это не его вина, что он тратит часы на домашнюю работу, а в итоге теряет целую тетрадь. Но не стоит терять надежды: родители вполне могут помочь детям преодолеть этот этап, не выполняя за них всю работу и не контролируя каждый шаг. Обучая ребёнка самоорганизации, мы учим его навыкам, которые пригодятся не только в школе, а будут использоваться всю жизнь. Как? На MedAboutMe 12 простых лайфхаков, которые мы собрали из опыта семей, сражающихся с диагнозом СДВГ каждый день. Проверьте, что вы еще не сделали (спойлер: эти советы работают и с обычными детьми!).
Организация пространства
Дети с СДВГ нуждаются в предсказуемой рутине для домашней работы. Определите специальное место, ребёнок будет выполнять домашнее задание каждый день. Убедитесь, что оно находится вдали от домашних животных, братьев и сестер и шумных отвлекающих факторов, таких как телевизор или входная дверь. Проверяйте наличие карандашей, ручек, бумаги и любых иных принадлежностей, поиск которых может «случайно» отвлечь от задания на полдня.
Считается, что СДВГ – «западный» диагноз, а у нас этот синдром не так распространен. И это – неправда. По эпидемиологическим данным, СДВГ в той или иной степени выраженности выявляют почти у каждого третьего младшего школьника, просто мы реже обращаем внимания на стертые формы, относя их к «незрелости» или, что еще хуже, к «невоспитанности».
Ведите календарь
Большие цифры трудно пропустить, а напоминания помогут поддерживать концентрацию внимания. Возьмите действительно гигантский настенный календарь и прикрепите его туда, где ребёнок будет видеть его много раз в день: на стену кухни напротив стула или рядом с его учебным столом. Используйте цветные маркеры или заметки, чтобы указывать на предстоящие задания и школьные каникулы.
Контакт с преподавателями
Встретьтесь с учителем, психологом и завучем школы, чтобы поговорить об особенностях ребёнка и, по возможности, заручиться поддержкой. В идеале это надо сделать до начала учебного года, но лучше поздно, чем никогда. Заранее узнайте количество уроков, предметов, расписание. Уточните возможность психологической коррекции прямо в школе.
Оставайтесь на связи с преподавателями, принимайте во внимание советы и даже сами просите рекомендации. Если повезет с опытным учителем, они только пойдут на пользу. Если нет – по крайней мере, преподаватель будет знать, что вы в курсе проблемы и активно над ней работаете. И даже такая поддержка много значит.
Хотя считается, что СДВГ – больше проблема мальчиков, но новые исследования доказали отсутствие влияния гендера на заболеваемость. Высокая частота симптомов СДВГ у мальчиков может быть обусловлена преобладанием у них гиперактивной формы СДВГ и более поздним пубертатом.
А это означает, что значительная часть девочек с СДВГ (или без «Г», синдром дефицита внимания без гиперактивности) остается без диагноза и, как следствие, без необходимой помощи.
График – это основа
Наличие ежедневного графика является ключевым для детей с СДВГ. Им нужно установить время для выполнения домашних заданий, ужина и сна. Если вы сбились с графика, начните все сначала завтра. Соблюдение расписания поможет вашему ребёнку, а еще уменьшит количество просьб, придирок, «взрывов» и конфликтов.
Используйте награды
Как правило, выполнение домашнего задания похоже на битву, а значит, стоит предложить вознаграждение за ее окончание. Награды не должны быть большими, но обязательно должны быть немедленными. Как только ребёнок соберет тетради в портфель, предложите ему почитать сказку. Дай ему наклейку, немного просмотра телепередач или игр в планшет. Введите время для наград в ежедневный график и отслеживайте не только «битвы», но моменты вознаграждения.
Разбивайте большие задачи
Когда ребёнок начинает получать большие домашние задания – проекты, отчеты о прочитанном или курсовые работы, это может вызывать протесты и проблемы. Разбивайте весь процесс на ряд небольших задач, каждая из которых имеет срок выполнения. Подросткам с СДВГ может понадобиться помощь в планировании больших заданий и проектов. Даже обычным взрослым это помогает, так почему бы не использовать это с детьми?
Далеко не у всех детей с диагнозом есть раннее органическое повреждение центральной нервной системы, а вот у монозиготных близнецов СДВГ выявляется в паре в 76-100%.
А у родственников детей с СДВГ намного выше частота симптомов гиперактивности. Если вы видите у себя или других взрослых в семье похожие проблемы – знайте, что советы для детей работают и со взрослыми.
Наличие в анамнезе факторов раннего органического повреждения ЦНС удается выявить не у всех пациентов с СДВГ. Важная роль в развитии данного синдрома принадлежит наследственным факторам. Это подтверждается высокой степенью конкордантности по СДВГ у монозиготных близнецов (от 76 до 100%), более высокой частотой гиперактивности среди родственников гиперактивных детей
Используйте таймеры
В школе переменки регламентированы, а у хороших учителей есть еще и паузы во время уроков. Так что дома такая техника тоже помогает. Позволяйте им отдыхать каждые 20-30 минут. Но стоит помнить, что все дети часто теряют счет времени. Используйте кухонные таймеры или будильники на часах или телефонах, чтобы отмечать время. Попросите ребёнка установить определенное количество времени для выполнения домашнего задания. Сигнал также поможет вернуть его в нужное русло, если он отвлекается.
Метод помидора (Pomodoro) – как раз такой вариант. Он основан на технике управления временем, предложенной Франческо Чирилло в конце 1980-х. В основе – разбивка задач на 25-минутные периоды — «помидоры», сопровождаемые короткими перерывами (до 5-ти минут). Причем эту технику Чирилло изобрел для взрослых.
Развитие самоорганизации
Если ребёнок регулярно забывает задания в школе или носит в рюкзаке кучу скомканных бумажек вместо тетрадей, помогайте ему собираться с мыслями. Но не делайте все за детей.
Дома помогают визуальные напоминания. Например, можно взять ярко окрашенные папки для каждого предмета. Имейте запасной план на случай, если домашнее задание опять не записано, и непонятно, что надо принести завтра в школу: заведите список контактов других детей и их родителей, пользуйтесь чатами, электронным дневником. В крайнем случае можно позвонить учителю, но злоупотреблять этим контактом не стоит.
Хвалите за усилия
Есть СДВГ или нет, дети расцветают от похвалы. Она поощряет и мотивирует. Так что замечайте успехи, даже самые маленькие. Хвалите ребёнка за усилия и улучшения, он сделал это (пусть даже сделано это было вместе или в основном силами взрослого). Маленькие победы могут привести к большим достижениям.
Стратегии для трудных заданий
Некоторые домашние задания выполняются в считанные минуты, а на других ребёнок застревает? Пусть он переключается между ними. Начинайте с простого, через 25-30 минут переключайтесь на сложное на несколько минут, затем опять к простым. Чередование легкой и трудной работ может помочь ребёнку чувствовать себя менее подавленным.
Ставьте маленькие цели
Награды – это хорошо. Но для большого вознаграждения придется много трудиться, это, скорее всего, не поможет. Долгосрочные цели при наличии диагноза СДВГ срабатывают намного хуже краткосрочных. Лучший план – много маленьких целей в течение дня или недели, по достижении которых немедленно следует небольшой приз.
Очевидное, но невероятное
Помогая ребёнку делать домашнее задание, включайте в него шаги, которые могут показаться вам очевидными. Например, последние два шага всегда должны быть «собери ручки и карандаши в пенал», «сложи тетради и учебники в рюкзак». Чем конкретнее будут указания, тем лучше.
Хотя на возникновение СДВГ влияет множество факторов, и далеко не все пока понятны, о том, как развивается синдром, уже есть обнадеживающее исследование. СДВГ остается у взрослых в 60% случаев, но чем ниже социально-экономический уровень семьи и чем меньше ребёнка приучали справляться с проблемами, тем больше симптомов СДВГ переходило во взрослую жизнь. А это значит, что работа над графиками, календарями и домашними заданиями сегодня – это инвестиция в самостоятельного подростка и взрослого завтра.