- Общие рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
- Методики и средства сенсорного развития ребёнка
- Критерии оценки сенсорного дошкольного развития ребёнка
В период с двух до трех лет у детей активно развиваются важнейшие системы мировосприятия: зрение, осязание, слух и обоняние. Именно в их правильном и своевременном формировании заключается сенсорное развитие ребёнка. В помощь родителям разработано множество методик по совершенствованию восприятия окружающего мира, представленных обычно в игровой форме. Приведенные ниже средства развития ребёнка помогут формированию полноценной и гармоничной личности.
Общие рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
Двухлетние малыши чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребёнка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия.
- Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.
- Слушая музыку или гуляя по улице, очень легко уделить время развитию у ребёнка слухового восприятия. Достаточно обращать его внимание на звуки: называть звучащие музыкальные инструменты или просто фиксировать происходящее вокруг (лай собак, шум машин).
- Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. Используя игрушки разных форм и расцветок и постоянно произнося их качества вслух, родители учат малыша воспринимать понятия «большой-маленький», «много-мало» и т. д. Важно также в группе предметов выделить понятие «средний».
- В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребёнка пространственного мышления.
Методики и средства сенсорного развития ребёнка
Наиболее эффективной формой занятий с детьми 2-3 лет являются дидактические и ролевые игры. Пособиями могут служить как многочисленные развивающие наборы, продающиеся в магазине, так и самостоятельно изготовленные материалы.
Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур — не только увлекательное занятие, но и отличный способ сенсорного развития детей дошкольного возраста. Необходимо помогать малышу собирать фигуры, не ограничивая его самостоятельности.
Поиск на картинке различных заданных предметов (треугольник, круг) формирует представления о геометрических формах и тренирует внимательность и память. Игровая форма способствует привлечению внимания детей и сохранению интереса к занятиям на протяжении длительного времени.
Средства развития ребёнка можно изготовить самостоятельно из цветной бумаги. Поиск и наклеивание на большой лист разноцветных геометрических фигурок увлечёт малыша не меньше, чем игра с покупным набором. При любой форме занятий очень важны контроль и помощь родителей.
В процессе игры совершенствуются тактильное и зрительное восприятие, музыкальный слух и концентрация. Все это в совокупности способствует эффективному творческому развитию ребёнка. Чтение вслух детских сказок и рассказов отлично развивает воображение малыша, а из изготовленных совместно с родителями поделок (пластилиновых или бумажных фигурок) можно извлечь немалую пользу. Вашему ребёнку обязательно понравится маленькая театральная постановка или ролевая игра с их использованием.
Критерии оценки сенсорного дошкольного развития ребёнка
Для контроля развития детей дошкольного возраста используется специальная система оценивания. В период от двух до двух с половиной лет малыш должен научиться следующему:
- находить предметы четырех основных цветов и их оттенков, уметь называть некоторые из них;
- правильно выбирать заданную фигуру или геометрическое тело из нескольких предложенных фигурок, различать, а также называть основные их типы (круг, кубик);
- разбираться в размере предметов, правильно собирать матрешку;
- самостоятельно собирать маленькую пирамидку и составлять простую башню из кубиков.
Развитие ребёнка в последующие полгода жизни характеризуется следующими умениями и навыками:
- способность назвать основные 4 цвета и различать их оттенки, а также умение подобрать цвет, соответствующий образцу;
- знание названий всех основных геометрических тел и фигур, способность назвать их и подобрать по заданному образцу;
- при выборе какого-либо предмета для игры ребёнок ориентируется по нескольким его критериям, например, форме и цвету;
- способность собрать сложную матрешку (более трёх частей), пирамидку и башенку по заданному образцу;
- применение средств дошкольного развития ребёнка должно поспособствовать его умению к трехлетнему возрасту называть правильно фактуру предмета и его размеры.
Занятия и игры с ребёнком должны быть регулярными. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста способствует не только совершенствованию систем восприятия окружающей действительности, но и формированию творческой, гармонично развитой личности.