Сенсорное развитие детей 2-3 лет: что надо знать родителям

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

В период с двух до трех лет у детей активно развиваются важнейшие системы мировосприятия: зрение, осязание, слух и обоняние. Именно в их правильном и своевременном формировании заключается сенсорное развитие ребёнка. В помощь родителям разработано множество методик по совершенствованию восприятия окружающего мира, представленных обычно в игровой форме. Приведенные ниже средства развития ребёнка помогут формированию полноценной и гармоничной личности.

«В любой непонятной ситуации — в челюстно-лицевую хирургию…»

Какие индивидуальные особенности пациента важно учитывать перед челюстно-лицевой операцией: рассказывает врач

Общие рекомендации по сенсорному развитию детей дошкольного возраста

Двухлетние малыши чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребёнка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия.

  • Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.
  • Слушая музыку или гуляя по улице, очень легко уделить время развитию у ребёнка слухового восприятия. Достаточно обращать его внимание на звуки: называть звучащие музыкальные инструменты или просто фиксировать происходящее вокруг (лай собак, шум машин).
  • Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. Используя игрушки разных форм и расцветок и постоянно произнося их качества вслух, родители учат малыша воспринимать понятия «большой-маленький», «много-мало» и т. д. Важно также в группе предметов выделить понятие «средний».
  • В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребёнка пространственного мышления.

Методики и средства сенсорного развития ребёнка

Методики и средства сенсорного развития ребёнка

Наиболее эффективной формой занятий с детьми 2-3 лет являются дидактические и ролевые игры. Пособиями могут служить как многочисленные развивающие наборы, продающиеся в магазине, так и самостоятельно изготовленные материалы.

Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур — не только увлекательное занятие, но и отличный способ сенсорного развития детей дошкольного возраста. Необходимо помогать малышу собирать фигуры, не ограничивая его самостоятельности.

Поиск на картинке различных заданных предметов (треугольник, круг) формирует представления о геометрических формах и тренирует внимательность и память. Игровая форма способствует привлечению внимания детей и сохранению интереса к занятиям на протяжении длительного времени.

Средства развития ребёнка можно изготовить самостоятельно из цветной бумаги. Поиск и наклеивание на большой лист разноцветных геометрических фигурок увлечёт малыша не меньше, чем игра с покупным набором. При любой форме занятий очень важны контроль и помощь родителей.

В процессе игры совершенствуются тактильное и зрительное восприятие, музыкальный слух и концентрация. Все это в совокупности способствует эффективному творческому развитию ребёнка. Чтение вслух детских сказок и рассказов отлично развивает воображение малыша, а из изготовленных совместно с родителями поделок (пластилиновых или бумажных фигурок) можно извлечь немалую пользу. Вашему ребёнку обязательно понравится маленькая театральная постановка или ролевая игра с их использованием.

Критерии оценки сенсорного дошкольного развития ребёнка

Критерии оценки сенсорного дошкольного развития ребёнка

Для контроля развития детей дошкольного возраста используется специальная система оценивания. В период от двух до двух с половиной лет малыш должен научиться следующему:

  • находить предметы четырех основных цветов и их оттенков, уметь называть некоторые из них;
  • правильно выбирать заданную фигуру или геометрическое тело из нескольких предложенных фигурок, различать, а также называть основные их типы (круг, кубик);
  • разбираться в размере предметов, правильно собирать матрешку;
  • самостоятельно собирать маленькую пирамидку и составлять простую башню из кубиков.

Развитие ребёнка в последующие полгода жизни характеризуется следующими умениями и навыками:

  • способность назвать основные 4 цвета и различать их оттенки, а также умение подобрать цвет, соответствующий образцу;
  • знание названий всех основных геометрических тел и фигур, способность назвать их и подобрать по заданному образцу;
  • при выборе какого-либо предмета для игры ребёнок ориентируется по нескольким его критериям, например, форме и цвету;
  • способность собрать сложную матрешку (более трёх частей), пирамидку и башенку по заданному образцу;
  • применение средств дошкольного развития ребёнка должно поспособствовать его умению к трехлетнему возрасту называть правильно фактуру предмета и его размеры.

Занятия и игры с ребёнком должны быть регулярными. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста способствует не только совершенствованию систем восприятия окружающей действительности, но и формированию творческой, гармонично развитой личности.


Читайте также

Сенсорное развитие детей: простые методики для дошкольного возраста
Сенсорное развитие – чрезвычайно важный элемент восприятия мира, особенно для детей раннего возраста.
Развитие ребенка: особенности психики
Не без помощи взрослых ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, в развитие ребенка включаются различные виды деятельности и восприятия окружающих.
Программа развития детей 2-3 лет
По какой программе развивать детей в возрасте 2-3 лет? Какими играми и упражнениями нужно заниматься с ребенком? Читайте в нашей статье.
Сенсорное развитие ребенка раннего возраста
Сенсорному развитию малыша раннего возраста поспособствуют регулярные домашние занятия с ребенком, представленные в доступной игровой форме.
Сенсорное развитие детей в раннем возрасте
Помочь сенсорному развитию ребенка родители могут с помощью общения и несложных игр с малышом.
Развитие детей 3-4 лет
Некоторые родители говорят, что в три года малыша как будто подменили. Кризис трех лет не всегда проходит легко. Что еще нужно знать об этом возрасте?
Опубликовано 15.04.2016 12:51, обновлено 13.12.2019 11:58
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Педиатрия. Национальное руководство / под ред. А. А. Баранова 2014
Витамины группы в и их влияние на состояние здоровья и интеллектуальное развитие детей / Левчук Л.В., Стенникова О.В. // Вопросы современной педиатрии 2009 Т. 8 №3
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как сохранить кожу упругой при похудении?

Решились худеть, но боитесь обвисания кожи? Узнайте, как предупредить это негативное последствие.

Причины и лечение дисбактериоза влагалища: чем и как?

Чем и как лечат дисбактериоз влагалища: данные исследований.

«В любой непонятной ситуации — в челюстно-лицевую хирургию…»

Какие индивидуальные особенности пациента важно учитывать перед челюстно-лицевой операцией: рассказывает врач

Профилактика болезней печени

Печень — жизненно важный орган, выполняющий множество важнейших функций. Как уберечь печень от болезней?

Воспаление головки полового члена – баланопостит

Баланопостит – это распространенная патология. Какие последствия она может повлечь за собой?

Камни в почках: причины, лечение, диета

Камни в почках образуются при нарушениях обмена веществ. Какие бывают камни, чем опасен самостоятельный выход камня и как лечат мочекаменную болезнь?

Умная стирка: проверьте, правильно ли вы стираете и как сделать стирку легче, а вещи — чище

От новичка до профи: как стирать, чтобы не портить вещи и настроение?

Диета для печени: разгрузочное питание

При нарушении работы печени организму нужна поддержка, разгрузка и диетическое питание, чтобы восстановить функции органа.

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология