Каждый родитель желает видеть своего ребёнка гармоничным человеком, преуспевшим в основных жизненных сферах. С ранних лет детям объясняют, как важно хорошо учиться в школе, быть добросовестным сотрудником на работе, проявлять себя с положительных сторон в общении с другими людьми. При этом очень важно донести, что каждый имеет право на ошибку, и невозможно быть идеальным во всем. Если ребёнок категорически не приемлет мысль о том, что кто-то может оказаться лучше его, скорее всего, у него развивается «синдром отличника». Что означает этот термин, и несет ли он какую-то угрозу для развития личности?
Стремление ребёнка быть лучшим во всем: хорошо или плохо?
Целеустремленность, желание развиваться, узнавать что-то новое — положительные качества каждого успешного человека. Их стоит поощрять с самого детства. Но если ребёнок ради получения хорошей оценки начинает лгать, хитрить, расстраивается, если родители забыли похвалить его, впадает в уныние из-за мелкой неудачи — пора говорить о развивающемся синдроме отличника.
Потребность в признании и одобрении ярко выражена у любого человека, но у детей-отличников она гипертрофирована из-за неустойчивой самооценки и страха наказания.
Опасность синдрома отличника заключается в том, что во взрослой жизни ребёнок будет часто недовольным не только собой, но и работой, коллегами, друзьями и домочадцами. Такие люди болезненно воспринимают любую, даже конструктивную критику, быстро опускают руки перед неудачей и впадают в депрессивное состояние. Они не умеют расслабляться и принимать самих себя вместе со всеми достоинствами и недостатками.
Взрослые-отличники чересчур сильно бояться совершить опрометчивый шаг, из-за которого другие люди осудят их. Так они упускают множество шансов изменить свою жизнь к лучшему.
Как объяснить детям, что иногда победа может достаться другому?
Ребёнок должен понять, что не стоит всегда сравнивать себя с окружающими. Каждый человек имеет свой талант и сильные стороны. Именно на них и стоит делать упор в своем развитии — это гораздо продуктивнее, чем пытаться быть первым всегда и везде. Кроме того, кто сказал, что победителей не может быть несколько, если только речь не идет о спортивных соревнованиях? Иметь друзей, преуспевающих в учебе или творчестве, очень здорово. А здоровая конкуренция стимулирует к дальнейшему развитию.
От чего зависит уровень самооценки ребёнка?
Первыми и самыми значимыми людьми, оказывающими влияние на формирование самооценки ребёнка, являются его родители. В их силах вложить в его голову уверенность в своих способностях. Поэтому так важно с самого раннего возраста не скупиться на похвалу, и отмечать любые, даже самые незначительные достижения.
Дети с синдромом отличника уверены, что их любят только до тех пор, пока они успешны. Именно поэтому они так хотят преуспеть во всем — их страшит родительское недовольство. В глубине души их самооценка занижена, они сомневаются, что достойны любви.
Также на самооценку школьника влияют следующие факторы:
- Отношение учителей. Педагоги имеют большой авторитет, особенно среди учеников начальных классов. Стать любимчиком учителя — желание многих. Когда преподаватель хвалит ребёнка, отмечает его способности и успехи перед одноклассниками, детская самооценка укрепляется.
- Отношения со сверстниками. Завоевать авторитет среди одноклассников не получится лишь отличной учебой. Дети постоянно оценивают друг друга, отмечая не только личные качества, но и внешность, материальный достаток.
От заниженной самооценки чаще всего страдают подростки. В трудном возрасте любая мелочь выводит их из равновесия и подрывает уверенность в своих силах. Возможно, в какой-то момент совсем пропадает желание продолжать общение с друзьями и одноклассниками. Это нелегкий период и для чада, и для его родителей. Конструктивные разговоры не всегда приносят успех и способствуют возвращению ребёнка в привычное русло, но, тем не менее, это наиболее лояльный способ решения проблемы, нежели наказания и упреки.
Как родителям вести себя с ребёнком, не терпящим поражений?
Необходимо объяснить ему, что провалы и неудачи иногда встречаются у каждого. Проиграл на соревнованиях, провалил экзамен или получил неудовлетворительную отметку — все это ни в коем случае не должно становиться поводом для депрессии. Лучший вариант — совместно найти причину неудачи и поработать над ее устранением.
Также нельзя из-за поражения проявлять агрессию по отношению к сверстникам. Лучше потратить время и энергию на работу над собой — тогда результат и новые победы не заставят себя ждать.
Всегда ли желание быть отличником сохраняется на протяжении всех лет учебы?
Одни дети остаются первыми в учебе до самого окончания школы. Это показатель терпения, усидчивости, высокого уровня самоорганизации. Для других все меняется с приходом переходного возраста — ребёнок хочет быть поближе к сверстникам, подражает им, и, пытаясь влиться в коллектив, перенимает дурные привычки — перестает готовить уроки или начинает прогуливать. Таким образом, школьник пытается снова стать самым лучшим, но уже в новой компании. Он завоевывает авторитет теми способами, которые котируются среди его друзей.
Но чаще всего стремление к перфекционизму сохраняется на всю жизнь. Поступив в институт, студент стремиться стать самым усердным на потоке, а затем — одним из перспективных работников.
Чем характерно общение отличника с другими ребятами?
Школьнику с синдромом отличника нелегко наладить отношения со сверстниками. Поскольку такой ребёнок часто пытается самоутвердиться за счет других, дети неохотно идут с ним на сближение — никому не нравится чувствовать себя отстающим. Одноклассники могут считать его поведение высокомерным и отталкивающим. Нередко в коллективе отличники имеют репутацию «ботаников» или «зубрил».
Для преодоления этого барьера родителям нужно объяснять ребёнку, как важно уметь просто расслабиться и хорошо провести время за совместными играми и просто веселым общением, ни с кем не соревнуясь.
Чтобы ребёнок не страдал от заниженной самооценки, одновременно пытаясь соответствовать идеальному образу, родители должны постоянно подчеркивать, что их любовь к нему безусловна, и не зависит от его успехов в учебе или творческих достижений.