Человек — существо социальное и ему необходимо ощущать принадлежность к какой-либо группе, вместе с этим чувствовать себя защищенным и быть уверенным в том, что он не один на земле. Неосознанно, но такие стремления и желания появляются даже у маленьких детей и, часто, совершенно неожиданно для родителей, возникают вопросы о том, кто были родителями бабушек и дедушек, кто его встречал из роддома и есть ли у него еще братья или сестры. Многие специалисты говорят о том, что если у детей появился интерес к членам семьи, то пришло время составить родословную и пуститься в творческий процесс — нарисовать генеалогическое древо.
Значение родословной для детей
Составление родословной и ее ведение является частью традиций культуры многих народов России, да и мира в целом. Целые династии стали известны всему миру и их родословной интересовались многие. Наиболее яркие примеры самых известных родословных — это царские и королевские семьи: Тюдоры (Англия), Рюриковичи, династия Романовых и др.
Родословная этих родов велась от самого истока и заканчивалась их угасанием, истории известно практически обо всех членах царских, королевских и княжеских семей. Кстати, перед тем как создать браки, изучалась родословная невесты и жениха вплоть до пра-пра-прабабушек и дедушек.
Психологи утверждают, что осознание чувства ответственности перед предками формируется у детей дошкольного возраста и как раз в это время появляется интерес к составлению рода и знакомству с каждым членом семьи, если не лично, так при помощи фотографий и семейных историй.
Замечено, что в школьном возрасте желание не ударить в грязь лицом перед родом, не расстроить родителей является более сильным мотиватором на успех и упорный труд, в сравнении с наказаниями или даже поощрениями.
Благодаря составлению родословной дети ощущают себя не только членом семьи «мама — папа», но и понимают, что семья намного больше, шире. Приходит понимание, что есть род, и он является его представителем.
Родители должны объяснить детям, что род — это все родственники, которые имеют одну и ту же фамилию, такое объяснение наиболее доступно детям младшего возраста, для старших можно пуститься в перипетии по девичьим и мужним фамилиям, наличием родственных связей, и объяснить, что такое сестра/брат в третьем колене.
Как дети видят родословное древо
Традиционно, родословная представляется в виде дерева, где на отходящих ветвях «сидит» отдельная семья. Педагоги делают акцент на том, что для детей младшего возраста, с педагогической целью, такое изображение семьи не подходит.
Для детей младшего возраста вполне достаточно сделать схему с ближайшими родственниками — бабушками и дедушками, тетями и дядями. Если дети захотят найти место домашней кошке или попугайчику — не стоит препятствовать. Главная задача построения такого дерева — наглядное понимание семьи — того, что ребёнок не одинок и является частью единого целого, а также, что в семье у него есть свое собственное место.
Составление родословной с детьми имеет и практическую ценность. Дело в том, что это поможет ребёнку осознать собственное «Я» в семье и ощутить свое место, что, несмотря на рождение младшей сестры или брата, семья не отвернется от малыша.
С детьми старшего возраста можно составлять родословное древо в традиционном виде. И как раз это занятие поможет детям правильно эмоционально развиваться, ведь семья воспринимается как безопасный структурированный мир.
Родители, подготовьтесь заранее
Прежде чем приступать к составлению генеалогического древа, родители должны объяснить ребёнку, что это такое и как оно «работает». При этом необходимо учитывать особенности детского возраста. То, что взрослому кажется самой собой разумеющимся и очевидным, может оказаться непонятным для малыша. Для детей младшего возраста все рассказы о родственниках должны быть им понятны. Важно сделать акцент на каких-то весомых семейных достижениях — такие рассказы ненавязчиво познакомят детей с моральными ценностями и правилами поведения.
Психологи говорят о том, что наиболее показательными и информативными будут примеры из детства родителей. Например, папа помогал дедушке чинить машину и выполнял мужские обязанности по дому, мама с раннего возраста помогала бабушке готовить, и вся семья за столом дружно лепила пельмени и обсуждала какое-либо событие в семье. Таким образом, можно подать ребёнку не только положительный пример, но и рассказать о семейных традициях. Лепка пельменей — чем не традиция?
Главное, при рассказе о семье ориентироваться на психику ребёнка. Дети 3-5 лет плохо воспринимают информацию, которая изобилует деталями, лучше рассказывать в рамках конкретных деталей. Дети старшего возраста уже могут анализировать и фильтровать поступающую информацию и для них уже можно включать в рассказ дополнительные детали, делать небольшие отступления и рассказывать предыстории.
Составление родословной — процесс творческий
Развитие компьютерных технологий лишает детей творческих возможностей. Составление генеалогического древа — одно из них. Сегодня существует множество компьютерных программ, которые имеют ряд преимуществ перед ручным исполнением. Одно из главных — хорошо продуманная структура. Конечно, подобные программы значительно облегчают этот процесс, но для работы с детьми они не подходят. У детей просто не останется шанса и времени осознать все происходящее, насладиться творческим процессом и послушать истории родителей.
Составление генеалогического древа должно быть творческим процессом, где дети предлагают свои идеи, а родители помогают их реализовывать. Схема не обязательно должна быть в виде дерева, хоть оно и наиболее символично. Придумайте что-то свое, например, подвесную карусель, где в каждую кабинку «посадите» семью.
Можно совместить приятное с полезным: рассказывать сказки, составлять родословную и поведать о каждом члене семьи. Например: посадил дедушка Петя репку, далее по тексту сказки, пришла к нему бабушка Оля, потом появился папа Олег, а дальше мама Юля и, так далее. В саму семью можно включать и любимого Барсика или Шарика — чем не члены семьи?
Главное — чтобы ребёнку было интересно, понятно и он проявлял инициативу, которую обязательно нужно приветствовать и поощрять.
Составление родословной научит ребёнка гордиться семейными корнями, создать чувство собственного достоинства и ответственности перед семьей, что только поможет в будущем.