Социальная психология групп рассматривает функционирование объединений, возникающих в человеческом обществе. Под группой же понимают конкретную общность, в которой люди связаны совместной деятельностью, общим признаком или находятся в идентичных обстоятельствах и условиях. Социально-психологический аспект изучения групп подразумевает исследование места личности в социуме и воздействие на человека общности, с которой он себя идентифицирует.
Что изучает социальная психология групп
Для понимания культурно-исторической природы человека необходимо погрузиться в специфику функционирования групп, в чьем общественном поле индивидуум формируется как личность. Каждый из нас — автономный субъект, преследующий свои собственные цели, но также мы являемся членами отдельных групп, которые так или иначе ограничивают нас, направляют и поддерживают. Нельзя не отметить характерную особенность взаимосвязи человека и общности: каждый член группы влияет на неё, как и общность оказывает пусть не всегда заметное, но обязательное воздействие.
Человек — существо социальное, поэтому принадлежность к группе удовлетворяет нашу потребность в социальной идентичности, получении информации, социальном сравнении и определении собственного самоощущения. Кроме того, нахождение в группе способствует достижению целей, которые порой труднее реализовать, если приступать к ним в одиночку. Ведь зачастую при слаженной и командной работе членов группы успех становится лишь делом времени.
Особенности малых, средних и больших групп
Социальная психология выделяет малые, средние и большие группы.
- Малой социальной группой обычно называют сложный социальный объект, аккумулирующий интересы социума и личности. Это наиболее привычный и понятный пример взаимоотношений между человеком и обществом: семья, друзья, близкие, одноклассники и т. д. Такие группы не превышают 15 человек, их объединяет социальная деятельность, близкие отношения, они находятся в непосредственной коммуникации друг с другом и имеют прочные эмоциональные связи.
- Среднюю социальную группу определяют как совокупность людей в рамках территориальной или производственной общности: это коллеги, соседи, односельчане — словом, люди, формирующие территориальные или профессиональные сообщества. У них могут быть общие цели, деятельность, но нет столь близкого и тесного контакта как в малых группах. Отечественные исследователи отмечают, что изученность феномена средних социальных групп на данный момент недостаточно высока, и это объясняется рядом факторов: в первую очередь невозможностью чётко отделить от малых и больших общностей.
- Большие социальные группы подразумевают объединение людей по социально значимому признаку (например, религиозному или демографическому), длительности существования (например, социальные слои) и характеру организованности (предприятия, общественные движения).
Вне зависимости от размера общности, в ней важен социально-психологический климат, непосредственно влияющий на продуктивность и эффективность взаимодействия членов группы.