- Первые попытки заговорить
- «Детские» и «взрослые» слова различаются по составу
- Развитие мышления
- Средство контроля
- Когда же он заговорит?
- Ребёнок молчит: ждать или помогать?
- Нарушения речи
- Причины нарушения и задержки развития речи
Речь является лучшим способом взаимодействия между людьми. Однако, возможность разговаривать не является врожденной и приобретается в процессе развития. С самого возраста дети слышат речь своих родителей и близких людей. Грудные дети еще не способны воспринимать обращенную речь и тем более произносить отдельные слова, однако они слышат звуки, улавливают интонацию слов, начинают отличать речь от посторонних звуков. Развитие речи как средства общения невозможно без участия взрослого.
Первые попытки заговорить
Постепенно взрослея, ребёнок пытается произносить свои первые звуки, гулит, лепечет. Это его первые попытки создать собственные слова. Однослоговые слова, которых нет ни в одном литературном словаре, порой обозначают конкретный предмет, действие. Повторяя за взрослыми обращенную речь, малыш обогащает свой словарный запас и пытается самостоятельно изъясняться.
«Детские» и «взрослые» слова различаются по составу
Между первым и третьим годами жизни ребёнка речь претерпевает некую эволюцию: малыш может произносить полноценно несколько «взрослых» слов, но, в целом, его язык мало похож на общепринятый родной.
Взрослые часто задаются вопросом, что является нормой в этот период «автономной детской речи»? В первую очередь следует отметить, ребёнок изобретает собственные звукосочетания, а не искаженно передает «взрослые» слова. «Детские» слова могут представлять собой «обломки» взрослых слов («па» — памперс или упал, «за» — заяц и т. д.). «Детские» слова могут быть абсолютно не похожи ни на какое «взрослое» слово, при этом оно может иметь определенное значение («лагисток», «гигика» и проч.).
Развитие мышления
Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления малыша. Новая информация об обозначениях объектов, их отличительных признаках закрепляется в виде первых представлений об окружающем мире. На эти представления будут наслаиваться впоследствии новая информация. Знакомство ребёнка с обобщающими словами («одежда», «фрукты», «животные») будет способствовать развитию абстрактного мышления, для лучшего усвоения поступающего материала.
Средство контроля
Когда мы что-то запрещаем ребёнку, или указываем, как правильно осуществить то или иное действие, мы сообщаем ему некую словесную инструкцию. Следуя ей, ребёнок контролирует собственное поведение. Уже завтра он будет формулировать для себя приказы в собственной внутренней речи.
Когда же он заговорит?
Вы когда-либо встречали взрослого здорового человека, который вырос в социуме и совершенно не умеет разговаривать? Такая ситуация практически невозможна, поскольку речь является основным инструментом обмена информацией между людьми. Еще не было письменности, земледелия и государств, а люди уже общались посредством речи.
Некоторые родители могут беспокоиться, мол, «ребёнку уже два года, а он не разговаривает» или «у всех знакомых заговорили, а мой молчит». Не следует спешить в этой деликатной ситуации. Если ребёнок здоров, в развитии не отстает от сверстников (по заключению докторов), сам пытается общаться и окружающие с ним общаются, то он заговорит. Порой это происходит столь ярко и активно, что родители начинают с умилением вспоминать те времена, когда чадо помалкивало.
Ребёнок молчит: ждать или помогать?
На этот вопрос у профессиональных логопедов один ответ: помогать. Особенно в период 2-3 года. Ненавязчиво, не ожидая быстрых результатов, разговаривать с ребёнком и использовать рекомендованные специалистами упражнения, потешки и прочие инструменты для развития речи. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи своего ребёнка и чем раньше будет оказана необходимая помощь, тем эффективнее она будет, и влияние дефекта речи на формирование личности сведется к нулю. Тактика пассивного бездействия родителя, как и напряженного ожидания «когда же он сам заговорит», является порочной.
Нарушения речи
Другое дело, когда ребёнок заговорил, но некоторые слоги или буквы так и не научился отчетливо выговаривать: заикается, не может произнести звук «Р», проглатывает слоги. Речь ребёнка, как и музыкальный инструмент, иногда требует «настройки». Такие проблемы не являются редкостью и иногда проходят самостоятельно, но для лучшего их разрешения все-таки необходимо уделять ребёнку время, заниматься с ним, объяснять, как следует произносить те или иные звуки и слова. Дети легко поддаются процессу обучения и лучше начинать выстраивать правильную речь сызмальства, чем пытаться перевоспитать подростка. Для лучшего эффекта следует проконсультироваться с грамотным специалистом, он выявит все имеющиеся проблемы и даст ценные советы по их искоренению.
Причина задержки развития речи
В основе задержки речевого развития может лежать простая причина. Главная составляющая успешного становления речи — это общение родителей с малышом. В современном обществе родители уделяют все меньше внимания детям, появились отвлекающие гаджеты, такие как телефон, телевизор, которые при всей своей манящей привлекательности не научат малыша разговаривать. Малыш должен слышать не только речь как таковую, но и обращенную именно к нему речь, слова должны не только быть словами, но и наглядно отображать образ предмета, например, указывая на куклу необходимо проговаривать, где у куклы ножки, а где ручки, глазки и т. д. Необходимо уделять ребёнку чуть больше внимания, и он обязательно ответит Вам.
Комментарий эксперта
Анастасия Владимировна Дроздова, проректор Института Междисциплинарной Медицины, детский клинический психолог
— Как лучше пополнять словарный запас ребёнка до трех лет? Считается ли аудиокнига и прочий текст, не обращенный конкретно к ребёнку, полезным?
— У детей до трёх лет словарный пополняется за счёт общения. В этот период развития необходим коммуникативный процесс между ребёнком и родителем или хотя бы более старшим ребёнком, который уже говорит лучше. Возможно и желательно игровое взаимодействие. Если говорить об аудиокниге, то слушать её можно, но с обязательными комментариями родителей. Только от одного восприятия на слух ребёнок не научится говорить. Главный залог успеха — это общение.
— Ребёнок еще слишком маленький и вряд меня понимает, надо ли мне говорить с ним развернутыми предложениями?
— Желательно говорить как можно более ёмкими, но короткими фразами, попутно объясняя сложные слова, малознакомые ребёнку. Чтобы определить степень понимания ребёнком вашей речи, можно в конце предложения задать простейший уточняющий вопрос, например: «Так?». Очень важно правильно использовать интонацию, разделять предложения, «не частить», чтобы ребёнку было проще уловить смысл сказанного.
— Ребёнку полтора. Он начал говорить обрывками привычных слов или отдаленно напоминающими привычные слова. Подскажите, это нормально?
— Это абсолютно нормально в таком возрасте. Беспокоиться нужно только в том случае, если раньше говорил лучше. У детей в таком возрасте есть такая особенность — они любят «пробовать слова на вкус», произносить отдельными частями, слогами.