Маленький ребёнок, сам того не осознавая, является очень зависимым от значимых для него фигур — матери, отца или лиц, их заменяющих. Можно заметить, что дети, когда вырастают, становятся людьми, которых, условно, можно разделить на две группы.
Первая. Люди являются «победителями» по жизни — им все удается легко и играючи, они верят в себя, ценят свои способности, в их жизни мала вероятность того, что им придется обратиться за помощью к психотерапевту.
Вторая. Люди вынуждены жить, «утопая» в болезненных чувствах, таких, как вина, страх, разочарование в себе и окружающих. Дела, за которые они берутся, почти всегда заканчиваются провалом и им ничего не остается, как признать собственное бессилие и окрестить себя неудачниками.
Американский психиатр Эрик Берн, приверженец психоаналитической теории развития личности, является родоначальником такого направления в практической психологии, как транзактный анализ. Отталкиваясь от этой теории, становится известным, что благодаря родительскому влиянию в раннем и даже младенческом возрасте, дети на бессознательном уровне составляют сценарий, которому будут следовать на протяжении всей жизни. От того, что усвоил малыш в довербальном периоде от мамы с папой — плохой он или хороший и какие люди его окружают — будет зависеть, кем он станет, когда вырастет — «лягушкой» или «принцессой (принцем)».
Что представляют собой жизненные сценарии «победителей» и «неудачников»? Можно ли понять свой сценарий и изменить его? Какие ошибки в воспитании негативно отражаются на судьбе ребёнка? Ответы на эти и другие вопросы можно получить из данной статьи.
Как формируется сценарий жизни ребёнка
Теория жизненного сценария является простой и доступной не только для специалистов, но и для большинства людей, кто не знаком близко с практической психологией, однако, интересуется собственным ростом и развитием. Говоря о жизненном сценарии и типах клиентов, психологи условно разделяют их на «лягушек» и «принцев». В первом случае речь идет о неудачной и даже трагической судьбе человека, во втором — о благополучной, без серьезных травм и потрясений.
Сценарий жизни человека складывается из родительских «приказаний». В теории транзактного анализа их насчитывается тринадцать. Каждое из них проявляется не только в словах матери и отца к ребёнку, но также и в отношении к нему. «Приказания» усваиваются детьми прочно, безоговорочно и на всю жизнь. Ребёнок верит им бессознательно для того, чтобы на протяжении жизни подтверждать свой сценарий, которому он следует.
«Приказания» родителей и способы их передачи ребёнку
- Не живи. Самое разрушительное влияние, которому можно подвергнуться от матери и отца. Возникает в случаях желания сделать аборт, попытках избавиться от ребёнка, бросить его. Дети, от которых отказываются после рождения, в большинстве случаях следуют этому «приказанию». Бессознательное стремление к смерти и саморазрушению — сюжет такого жизненного сценария.
- Не будь собой. Проявляется в недовольстве родителями тем, что ребёнок родился не того пола, противоречит ожиданиям матери и отца, раздражает своими привычками, характером. Воспитывая, они стараются переделать его, своим отношением демонстрируя то, что такой, как есть, он им не нужен.
- Не делай. Привычки родителей пресечь любую активность и самостоятельность ребёнка. «Не трогай», «Отойди», «Не мешай», «Не лезь», «У тебя не получится», «Ты не сможешь» — фразы и отношение, которые формируют страх перед деятельностью и отсутствие доверия к себе.
- Не достигай. Похожее на предыдущее, «предписание». Родителями критикуется любая деятельность ребёнка, что впоследствии отбивает у него всякое желание ставить цель и получать результат.
- Не будь ребёнком. Отрицание детской части в ребёнке свойственно тем взрослым, кто воспитывает нескольких детей, и, как правило, такое предписание достается старшему. Такие дети рано лишаются способности радоваться, быть свободными, спонтанными. С ранних лет они приучаются «служить» другим, забывая о себе.
- Не будь взрослым. Противоположное предыдущему отношение. Родители боятся, что, когда ребёнок повзрослеет, они станут не нужны ему, поэтому, бессознательно, всячески пытаются остановить его развитие. Это происходит через поощрение детских качеств характера. Такие дети вырастают инфантильными, несамостоятельными, часто остаются жить с родителями, так и не построив свою семью.
- Не будь близким. Данное предписание формируется с помощью фраз «Никому нельзя доверять», «Все мужчины (женщины) — лгут» и тому подобных.
- Не принадлежи. Скрывание факта усыновления приводит к отсутствию у детей принадлежности к своему роду. Отрицание природы ребёнка — его корней, индивидуальности.
- Не будь здоровым. Когда ребёнок болен, ему очень нужна родительская забота и поддержка. В остальных случаях, дети могут отдаляться, стремиться к независимости. В случаях, если это «отделение» невыносимо для родителей, они бессознательно стремятся поддерживать в ребёнке болезненность и беспомощность, только, чтобы вновь почувствовать свою значимость.
- Не будь важным. «Не умничай», «Ты не самый умный», «Мне все равно, что ты думаешь (чувствуешь, делаешь, говоришь). Главное — чтобы ты делал, как я хочу». В таких условиях воспитания дети привыкают к мысли о том, что они неважны, неинтересны и незначимы.
- Не чувствуй. «Тебе не больно», «Это не страшно», «Злиться (обижаться, завидовать) — плохо, некрасиво». Получая такое предписание, ребёнок отказывается от собственных чувств и важной части себя, что ведет к внутренним противоречиям, проблемам в жизни, депрессии.
- Не знай. Отношение к ребёнку как к красивой кукле, возможно, использование его в своих целях, создание препятствий для познания окружающего мира приводят к тому, что он вырастает с пониманием, что почти ничего не знает о жизни и о себе. На почве этого рождается много страхов, панические атаки, неврозы.
- Не думай. «Твоего мнения никто не спрашивает», «Хорошие мальчики (девочки) об этом не говорят (не думают)», «Знай свое место — занимайся уроками». Давая такое предписание, родители транслируют ребёнку, что думать и размышлять — это не его задача. Гораздо лучше, если он будет радовать окружающих, подтверждая их ожидания о нем.
У всех есть жизненный сценарий, и изменить его или отказаться от сюжета, невозможно. Можно лишь расшифровать его, перестать подтверждать его и реализовывать — научиться замечать, когда человек думает о смерти, отрицает в себе наличие чувств или способности мыслить, радует других вместо того, чтобы заботиться о себе, отрицает свою значимость, боится достигать цели и так далее.
Что является освобождением от сценарного поведения?
- Понимание, что сценарий «запустился». В таком случае, человек будет думать и действовать так, как ему привычно в стрессовой ситуации — например, всегда обижаться и считать, что он недостоин хорошего к себе отношения.
- «Останавливать» себя словами: «Я в сценарии. Что я могу сделать, чтобы повести себя по-другому, по-новому?».
- Записаться на прием к психологу и вместе со специалистом работать над «выращиванием» новых способов поведения и реакций.
Родители — не идеальные люди и они не могут все сделать правильно, воспитывая ребёнка. Три важных шага освобождения от негативного сценария:
- Искреннее прощение матери и отца.
- Принятие их в своей жизни.
- «Выращивание» внутри себя новой, взрослой части личности, благодаря которой человек может дать себе такую заботу и поддержку, которую не имел в детстве и получает возможность управлять своей жизнью самостоятельно, не оглядываясь на родительские установки и предписания.