Все мы помним про такой способ воспитания ребёнка, как поставить в угол. Пусть он там постоит, «подумает о своем поведении», поскучает и исправится наконец! У современных родителей эта методика называется тайм-аутом, английским словом, означающим временный перерыв, паузу в активности. Но между классическим стоянием в углу и зарубежным тайм-аутом есть существенные различия, хотя цель одна: образумить дитятко, указать на неприемлемость поведения.
Тайм-аут, как и российский угол, считается уже классикой детской дисциплины. Но даже те родители, которые выросли на методике тайм-аута, совершают массу ошибок, из-за которых с их ребёнком этот способ не срабатывает. Что уж говорить о нас, не так давно узнавших о новом термине и не вполне понимающих, в чем разница со стоянием в углу. Давайте вместе со специалистами разберемся, какие неверные шаги совершают взрослые, использующие метод паузы (и не важно, как он называется).
Тайм-аут в воспитании ребёнка: откуда он взялся?
Стояние в углу, кажется, было в практике российского родительства всегда. А вот тайм-ауты стали популярными в США благодаря реалити-шоу, таким как «Суперняня» (Supernanny). Однако эта техника была впервые разработана намного раньше, еще в 1960-х годах как более гуманная альтернатива суровым наказаниям, которые были распространены в американских семьях. До того, как Артур Стаатс, доктор философии, придумал эту концепцию, учителя и директора школ регулярно били детей линейками, а родители шлепали или даже пороли ремнем. Все это — исторический факт даже для США, страны, где сегодня видео шлепков по попе ребёнка становится скандальным и вирусным. В настоящее время большинство американцев придерживаются более мягкого подхода, так как десятилетия исследований показали, что дети, которых регулярно шлепали, с большей вероятностью вырастут агрессивными, а также, скорее всего, будут страдать повышенной тревожностью, депрессией и склонностью к алкоголизму или наркомании.
Ошибки родителей в использовании тайм-аутов
Тайм-аут — тоже не панацея от всех бед. Если ребёнок впадает в истерику, он неспособен контролировать свои эмоции, и в этот момент ему важно оказать поддержку, а не отправлять посидеть на стульчике. Большинство экспертов считают, что тайм-ауты могут быть эффективными, если они используются правильно и в подходящих ситуациях, особенно для детей старше 3-х лет. Лучше всего использовать такой метод тогда, когда ситуация действительно может принести вред ребёнку или кому-то еще. И избегать основных ошибок.
- Ожидать слишком многого от тайм-аута
Несмотря на распространенное мнение, тайм-аут (как и вариант со стоянием в углах) не способен заставить детей задумываться над своими проступками. И использовать его в этих целях бессмысленно. Тайм-аут — это стоп-стратегия, предотвращение худшего варианта, способ остановиться и успокоиться. Как бы родителям ни хотелось, ребёнок не будет размышлять «о том, что я натворил». Он будет злиться и искать варианты выхода из угла, комнаты, места изоляции (вспомните себя в детстве!). Так что тайм-аут — это не воспитание ребёнка, а перерыв, после которого можно опять начать процесс обучения.
- Обращать внимание на детей во время тайм-аута
Маленький ребёнок всегда нуждается в родительском внимании, и даже негативного внимания может быть достаточно. Простое уменьшение количества внимания в течение короткого периода времени позволяет ребёнку увидеть, что его поведение привело к потере внимания вместо того, чтобы его заполучить. И именно поэтому специалисты советуют не общаться и не реагировать на попытки ребёнка привлечь к себе внимание во время тайм-аута (и именно поэтому эти перерывы короткие, так как долго выдержать ребёнок не может). Внимание к неправильному поведению может побудить малыша вести себя еще хуже. Тайм-аут — это не «плохой» стул или угол, а мягкое последствие неправильного поведения.
- Использование пауз по любому поводу
Когда ребёнок отправляется на тайм-аут из-за практически любых проступков или если этот метод используется слишком часто, поведение может ухудшиться. Маленькие дети, которые капризничают из-за обеда или ноют, чтобы подольше поиграть в планшет, лучше реагируют на другие подходы.
Оптимально использовать тайм-аут в тех случаях, когда ребёнок явно против четких требований, а родители уже опробовали более мягкие методики воспитания.
Альтернативы тайм-аутов для ребёнка
Выявлять и закреплять правильное поведение, вот что предлагают современные нейропсихологи, которые изучают влияние таких методов при помощи исследования детского мозга. Так что эти способы точно работают!
- Хвалите или предлагайте вознаграждение за правильное поведение. Не забывайте говорить: «Как ты хорошо играешь в машинки», «мне так нравится, что ты помогаешь накрывать на стол», используйте метод наклеек и бонусов за хорошее поведение. Если это работает со взрослыми, почему мы забываем использовать этот способ с детьми?
- Меняйте структуру фразы: вместо «если ты» используйте «когда» и «как только». Например, не «Мы погуляем еще полчаса, но только если ты наденешь варежки», а «Когда (как только) ты наденешь варежки, мы сможем погулять еще полчаса». Альтернатива в обоих случаях — прекращение прогулки, но второй вариант не оставляет ребёнку возможностей к «борьбе за свободу выбора».
- Ковать железо, пока оно… холодное. Это странно звучит в отношении железа, но вот с детьми изменять ситуацию можно или заранее, или уже после выплеска эмоций. «Мы не бросаемся песком, это опасно» можно объяснять перед походом в песочницу или уже тогда, когда глаза промыты и слезы высохли.
Новые техники тайм-аутов для детей
Со времен 1960-х и нововведения доктора Стаатса в воспитании ребёнка прошло немало времени. И сегодня специалисты советуют следовать таким правилам тайм-аута:
- одно четкое предупреждение.
Исследования доказали, что одно неповторяющееся предупреждение перед каждым тайм-аутом может сократить количество тайм-аутов на 74% (почти в три раза!). Если предупреждение не работает и ребёнок не начинает сотрудничать в течение пяти секунд, начинайте тайм-аут;
- объясните причину.
Можно подождать, пока ребёнок станет относительно спокойным, кратко повторить, что он сделал неправильно («Драться нельзя. Тайм-аут»), и проводить его до стула или особого места. Кстати, эксперты не советуют отправлять ребёнка в его комнату, потому что у него там будут игрушки, книги и другие забавные вещи. Не поддавайтесь желанию читать ему нотации. Можно дать объяснение до тайм-аута или после него, но не во время него. Когда родители говорят: «Я тебя сто раз предупреждал», «Сам натворил, теперь ты наказан» или «Подумай, почему так случилось», они уделяют ребёнку внимание, и любое внимание, даже негативное внимание, может действовать как награда, а не наказание;
- используйте часы или таймер.
Доктор Стаатс изначально предлагал держать детей в тайм-ауте, пока они не перестанут суетиться, даже если это займет полчаса. Сегодня многие используют правило «одна минута на каждый год ребёнка». Тем не менее, недавнее исследование, проведенное Тимоти Воллмером, профессором психологии в Университете Флориды, показывает, что эффективны даже короткие промежутки времени от одной до трех минут, по крайней мере, для детей в возрасте от 3 до 5 лет. Более долгие перерывы могут снизить эффект от этого метода воспитания ребёнка;
- тайм-аут должен быть скучным!
Во время тайм-аута не разговаривайте с ребёнком и не смотрите в глаза. Сохранение молчания может потребовать некоторой практики, особенно если детка начинает обвинять взрослого в жестокости, ругать «самой плохой мамой» или просить глоточек воды. Воспитание ребёнка таким образом основано не на нотациях и ругани, а на игнорировании негативного момента и возможности успокоиться.