Родители и педагоги в течение долгого времени пытаются выяснить, как именно наилучшим образом устанавливать границы для ребёнка. В том, что такие ограничения нужны, никто не сомневается. Лишенное всяких границ детство становится опасным в первую очередь для самого малыша. Но и тотальные запреты также до добра не доводят. Так как же стоит выстраивать рамки дозволенного в раннем возрасте ребёнка?
Ранний возраст — основа основ
Когда именно родители должны начинать воспитывать ребёнка? Еще недавно существовало несколько популярных версий, и одна из них заключалась в том, что раньше лет трех-четырех не стоит даже пытаться учить малыша каким-либо правилам поведения — все равно он еще ничего не понимает и не запоминает. В итоге возникало множество конфликтов, когда вдруг родители обнаруживали, что ребёнок неуправляем. Как же так, откуда он мог научиться подобному в таком раннем возрасте? А на самом деле малыш просто накапливал жизненный опыт, который подсказывал ему допустимость самых разных стратегий поведения. До трех лет было рано? А после иногда оказывается поздно.
На самом деле слишком раннего возраста для воспитания практически не существует. Как только ребёнок начинает что-то делать — играть, манипулировать предметами, общаться, ему нужно объяснять правила. Слов малыш в самом деле пока ней поймет, но практика ему доступна уже сейчас. Он протянул ручку к опасному предмету — родители аккуратно ее отвели и сказали «опасно». Кроха радуется приходу папы — отец подает ему руку, «здравствуй». С первого раза чуда не произойдет, но после нескольких десятков повторений урок будет усвоен. На что-то нужно больше времени, на что-то меньше. Но если ждать с появлением первых правил до четырех лет, срок усвоения их может затянуться на более долгие годы. И что откладывалось в раннем возрасте в памяти у малыша, родители могут узнать только к школьным годам.
Детство с правилами, а не наказаниями
Почему-то очень многие родители считают, что воспитывать — это обязательно запрещать и наказывать. Да, при таком подходе и в самом деле становится жалко годовалого кроху, впервые выбравшегося в песочницу — пусть пока жизни порадуется, а с воспитанием подождем. Сначала схватим и унесем в сторону кричащего малыша, и только спустя год-другой начнем объяснять, почему именно в лужу лезть не надо. Ребёнок в это время может увидеть очень много эмоциональных проявлений от мамы, которую возмущает, что «такой большой мальчик» никак не хочет понять ее требований. А мальчик и вправду не понимает, почему всегда вопрос решался без него, а теперь он должен чему-то соответствовать и выполнять чьи-то не очень понятные требования. Да и большой он только по сравнению с самим собой год назад.
Если воспитание изначально понимать как систему правил и осознавать точное обоснование для каждого из них, детство малыша может стать намного более спокойным, и вместе с тем интересным и насыщенным периодом. Если правила поведения естественным образом появляются в жизни ребёнка, пока длится ранний возраст, потом не придется объяснять крохе, что так делать можно, а так нельзя. Для него эти сведения будут частью образа жизни. И, кстати, гораздо лучше будет, если запретов при этом будет минимальное число.
Ребёнок в безопасности без запретов
Именно сейчас у ребёнка не должно быть большого количества запретов. Ранний возраст — это период накопления базовой информации об окружающем мире. Малышу необходимо изучение пространства вокруг, и ни из книжек, ни из фильмов и даже из родительских рассказов получить нужные сведения он пока не может. Остается эмпирический путь. Вода мокрая, падать больно, ворона летает и каркает... Родители даже не обращают внимания на такие события, не расценивают их как информационные поводы, но для ребёнка все в новинку. Так откуда ему узнать обо всем этом, если ноги мочить нельзя, кричать рядом с вороной нельзя, а уж падать и лежать на земле — нельзя ни в коем случае?
Это не значит, что родители уже в полгода должны выпустит кроху в «свободное плавание» и никак его не ограничивать. Но система рамок должна быть разумной, и под запретом может оказаться только то, что представляет опасность для жизни и здоровья крохи. В самом деле, не стоит тянуть на себя скатерть, когда на столе стоит тарелка с горячим супом или чашка с чаем. А пустой пластмассовый поильник — почему бы не уронить? Любимое развлечение всех маленьких детей на улице — топать ногами в лужах или сесть и пускать кораблики из листиков. Резиновые сапоги и непромокаемые штаны избавят от необходимости запрещать такие игры. А вот бежать через дорогу одному нельзя никогда ни при каких обстоятельствах.
Родители объясняют последствия
Запреты, как и правила, должны иметь четкое обоснование. Его должны понимать в первую очередь сами родители, чтобы суметь донести суть ограничения до ребёнка. Большинство педагогических неудач возникает у родителей именно на этой почве — когда они не могут объяснить даже себе, почему нельзя что-то делать. «Так не принято, это никуда не годится», — для взрослых такое обоснование еще может быть оправдано, но малыш его просто не поймет.
После того, как все объяснения будут найдены, их нужно озвучить и постоянно показывать малышу. С категорическими запретами все понятно: то, что угрожает здоровью и жизни крохи, не должно происходить никогда, и тут допускаются любые способы воздействия. В остальном надо дать ребёнку возможность получить собственный опыт и лично понять, что такое естественные последствия поступков.
Хочешь попрыгать в луже? Но мы не надели сегодня резиновые сапоги, скоро ноги промокнут, станет холодно и неприятно, и придется идти домой. Ребёнок все же настаивает? Пусть попрыгает — скоро он сам поймет, что мокрым и холодным быть неприятно, а с прогулки уходить из-за таких неприятностей просто обидно. Один раз, другой — и выводы он сделает сам. Малыш не хочет есть суп на обед? Хорошо, но до полдника перекусов у него не будет. Согласен? Отличный повод изучить чувство голода и понять, что это не здорово. Это вовсе не угрожающий здоровью случай — от пары пропущенных обедов ребёнок никак не пострадает.