Когда схлынула первая волна пандемии и врачи начали подводить первые итоги жизни во время пандемии, обнаружился удивительный факт: на фоне стремительного роста числа больных с COVID-19, забитых клиник и временных госпиталей, открывающихся на стадионах и в выставочных центрах, число пациентов с самыми обычными заболеваниями резко сократилось. Некоторые заболевания словно отступили перед новой, стремительно распространяющейся по планете инфекцией. Коронавирус SARS-CoV-2 уверенно занимал чужие территории, вытесняя грипп и другие инфекции. Хорошо знакомые нам заболевания до сих пор не восстановили свои позиции.
MedAboutMe выяснял, какими болезнями люди стали меньше болеть во время пандемии.
Грипп
Первым тревожно-радостным сообщением об отступлении других заболеваний, кроме COVID-19, стал грипп. Сначала все было понятно – весну 2020 года весь мир просидел под замком, непрерывно протирая ручки дверей и собственные руки санитайзерами. Маски, несмотря на их тогдашнюю стоимость, стали самым популярным товаром, а от других потенциальных источников инфекции граждане шарахались намного дальше 1,5 м.
Однако осенью, несмотря на пессимистичные прогнозы некоторых ученых и врачей, грипп не пришел, как обычно. Немедленно возникли разнообразные теории на тему того, как вирус гриппа и коронавирус не могут сосуществовать на одной территории. Теории, правда, не доказанные и весьма туманные. Но тем не менее и на второй год пандемии заболеваемость гриппом продолжает оставаться очень низкой.
Сегодня уже доказано, что человек может болеть и гриппом, и COVID-19 одновременно или по очереди. И в эпидсезоне 2021-2022 гг. грипп уже себя проявил — заболеваемость растет, о чем сообщают представители здравоохранения многих стран. Ситуация осложняется еще и тем, что вакцина против гриппа этого сезона, производящаяся по рекомендациям ВОЗ, похоже, мало эффективна: среди доминирующих штаммов обнаружился вирус, который в составе вакцины не учитывался.
Коклюш
В июле 2021 года на портале MedRxiv появилась статья французских ученых, которые обнаружили значительный спад заболеваемости коклюшем. Наблюдения велись на протяжении 8 лет. Был выявлен определенный цикл: подъемы заболеваемости коклюшем наблюдались в 2011-2013 и в 2017-2019 гг. Соответственно, в 2014-2016 году был спад и такой же спад ожидался в 2020 году. Спад наступил, но он был намного более выраженным по сравнению с ожидаемым, число случаев коклюша упало практически до нуля.
Исследования, которые проводились в Австралии, Южной Кореи и Италии, также показали повсеместное снижение заболеваемости коклюшем на 28-78%.
Меньше всего, по словам французских исследователей, заболеваемость снизилась в возрастной группе от 0 до 5 лет. Предлагается два возможных объяснения. Первое гласит, что таких маленьких детей все равно водят к педиатру, несмотря на карантин. Второе, что в этой возрастной группе передача инфекции была активной в начале 2020 года, пока COVID-19 не загнал всех по домам.
Гастроэнтерит
В мае 2021 года агентство общественного здравоохранения Santé publique France опубликовало данные, из которых следовало, что в стране резко снизилась заболеваемость гастроэнтеритами.
Во Франции и в ряде других стран ЕС есть свои нюансы по гастроэнтеритам: обычно в конце декабря-начале января в стране наблюдается пик пищевых отравлений, связанных с потреблением устриц. В остальных случаях чаще всего причиной гастроэнтерита становятся норовирусы (косит население без оглядки на возраст) и ротавирусы (в основном это дети до 5 лет).
И вот в начале 2020 года заболеваемость гастроэнтеритами во Франции (и других странах ЕС) снизилась до исторического минимума — это касалось и пищевых отравлений, и вирусных инфекций.
А в ноябре 2021 года в журнале BMC Medicine была опубликована статья английских ученых, в которых они предполагают, что если частота контактов взрослых людей вернется к 80% допандемического уровня, заболеваемость норовирусом будет аналогична предыдущим годам. Если же население станет общаться так же плотно, как до пандемии, ожидаемая годовая заболеваемость может быть в 2 раза выше, чем до прихода COVID-19.
Бронхиолит
В июне 2021 года в журнале Enfermedades infecciosas y microbiologia clinica в статье испанских ученых сообщалось о снижении заболеваемости бронхиолитом в период пандемии. Это вирусная инфекция, которая обычно поражает детей до 2 лет. В ноябре 2021 года эта информация подтвердилась: в другом издании, Anales de Pediatría, сообщалось об уменьшении числа случаев бронхиолита на 94,1% по сравнению с допандемическими показателями.
Чаще всего возбудителем бронхиолита является респираторно-синцитиальный вирус (РСВ). Впрочем, хоть и реже, но также причиной болезни могут быть и другие простудные вирусы: риновирус, бокавирус, аденовирус, метапневмовирус, вирусы гриппа и парагриппа, энтеровирус и коронавирус (из числа тех, что были нам известны до SARS-CoV-2).
Той же осенью, в 2021 году, появились сообщения из США о том, что осенью и весной 2020 года случаи заражения РСВ практически исчезли из статистики медучреждений. Правда, летом 2021 года РСВ вернулся, хоть и в небольших по сравнению с допандемическими показателями, объёмах.
Острый средний отит
Еще одно заболевание, которое отступило в период пандемии COVID-19 – острый средний отит, воспаление среднего уха. Это одно из самых распространенных инфекционных заболеваний у детей и самая частая причина назначения антибиотиков. В большинстве случаев отит развивается на фоне вирусной инфекции верхних дыхательных путей или сразу после нее.
О снижении заболеваемости острым средним отитом в 30 раз сообщили врачи из Бразилии в своей статье, которая будет опубликована в журнале International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology в феврале 2022 года. Исследователи подчеркивают, что это снижение было намного более резким, чем сокращение общего числа неотложных отоларингологических состояний в тот же период. А это говорит о том, что причина – в закрытии детских садов.
Инфекционный конъюнктивит
В ноябре 2021 года журнал JAMA Ophthalmology опубликовал статью, посвященную снижению заболеваемости инфекционным конъюнктивитом – тоже во время пандемии.
Анализ данных, полученных из одного отделения неотложной помощи, показал, что число обращений по поводу неаллергического конъюнктивита за время пандемии снизилось на 37,3%. При этом количество обращений по поводу таких заболеваний, как эрозия роговицы или отслойка стекловидного тела, оставалось прежним. Обнаруженная тенденция подтверждается и тем, что на 34,2% уменьшилось и количество интернет-запросов по конъюнктивиту.
Известно, что причиной большей части случаев инфекционного конъюнктивита является аденовирус, который распространяется при прямом контакте с инфицированными людьми или при косвенном контакте через контаминированные (зараженные) фомиты.
Кстати, ранее было показано, что мытье рук мало спасает от заражения аденовирусом, вызывающим конъюнктивит – 46% пациентов с этим заболеванием регулярно мыли руки, но все равно на них был обнаружен вирус. Более эффективным способом профилактики оказалась изоляция пациентов с аденовирусным конъюнктивитом и даже с подозрением на него.
Универсальная защита
Итак, тенденция прослеживается очень четко: по всему миру наблюдается снижение заболеваемости вирусными инфекциями, которые распространяются по воздуху, через слизистые оболочки, при прямых контактах с зараженными людьми.
Это все простудные вирусы, вирусы, вызывающие гастроэнтерит, а также, как в случае с коклюшем, бактерия (Bordetella pertussis), которая тоже распространяется с мокротой и является высоко контагиозным возбудителем.
В июле 2021 года на портале MedRxiv было опубликовано еще одно исследование – на сей раз от датских ученых, которые решили проверить, изменилась ли заболеваемость хламидиозом во время пандемии COVID-19. Исследователи анализировали количество и результаты ПЦР-тестов на Chlamydia trachomatis (возбудитель хламидиоза) и сравнивали результаты с данными за 2018-2019 гг.
Было показано, что процент положительных результатов тестирования после снятия изоляции быстро вернулся к практически тем же значениям, что и в допандемические времена. То есть, пандемия на заболеваемость хламидиозом не повлияла. Неудивительно. Для заражения хламидиозом необходим половой контакт. По воздуху эти бактерии не распространяются.
Причины понятны: маски, социальная дистанция, изоляция заболевших — вот факторы, которые столь эффективно снизили заболеваемость перечисленными в статье болезнями. Вопрос только в том, как мы распорядимся этой передышкой.
Риски ближайшего будущего
Пандемия COVID-19 нарушила существовавший до появления коронавируса SARS-CoV-2 незримый инфекционный баланс в мире. Люди рождались, вакцинировались или заболевали, приобретали иммунитет или погибали – сегодня смерть от гриппа, коклюша, кори перестала быть обыденным явлением. Все-таки это в наше время прививок, санитарии и современной медицины мало вероятно. В обществе существовала иммунная прослойка, вспышки таких заболеваний, как корь, быстро выявлялись и блокировались, остальные из перечисленных особо и не распространялись.
На протяжении последних двух лет коллективный иммунитет не обновлялся по целому ряду инфекционных заболеваний. И теперь снижение циркуляции патогенных организмов в обществе вызывает у врачей и ученых серьезные опасения на тему растущего риска масштабных эпидемий в ближайшие годы – гриппа, коклюша, и т. п.
Еще один важный момент. О вакцинации против COVID-19 сегодня знают все. Масштабы вакцинации – беспрецедентны. Но все не так радужно в отношении других вакцин. Во многих странах «сбиты» календари вакцинации. Сначала прививки детям откладывали из-за локдаунов, потом – из-за новых волн и переполненных клиник... И сегодня вакцинация и ревакцинация детей (и взрослых) далеко не везде идет по графику. Невакцинированные в срок люди становятся уязвимыми для инфекций, с которыми мы давно знакомы, что не делает их более безобидными при отсутствии прививки.
Ученые подчеркивают необходимость восстановления графиков вакцинации, а также соблюдения мер, к которым за эти 2 года большинство уже в той или иной мере привыкло: маски и социальная дистанция. И тогда возможно нам удастся избежать одновременной атаки и SARS-CoV-2, и на время притихших инфекций.