Болезнь Хантингтона — одно из редких (орфанных) заболеваний. Но из перечня наследственных болезней, поражающих нервную систему — это самый распространенный недуг. В отличие от многих других генетических болезней, хорея Гентингтона, как ее еще называют, вспыхивает неожиданно, чаще всего у взрослых, внешне здоровых и благополучных людей. MedAboutMe выяснял, где скрывается болезнь Хантингтона и есть ли шансы на победу в борьбе с ней.
Что такое болезнь Хантингтона?
Хорея Хантингтона (или Гентингтона — в зависимости от произношения имени врача, ее описавшего) — тяжелое, неизлечимое, наследственное заболевание. Недуг кроется в генах и может проявить себя в любой момент, что обычно становится тяжелым ударом для человека, который до того и понятия не имел, что обречен.
Болезнь поражает нервную систему, прежде всего — стриатум, область головного мозга, которую также называют полосатым телом. Это приводит к развитию хореического гиперкинеза — синдрома, при котором у человека развиваются неконтролируемые беспорядочные отрывистые движения различной амплитуды и интенсивности. Внешне они напоминают танец — отсюда и название «хорея», что в переводе с греческого означает «пляска» (у намного более невинного слова «хореография» аналогичное происхождение). В народе это состояние также получило название «пляска святого Вита».
Святой Вит был христианином и мучеником, которого римляне пытались скормить львам. Животные по неизвестным истории причинам Вита есть не стали, поэтому его сварили в кипящем масле. По странной логике считалось, что танцы перед статуей Святого Вита в день его именин в июне полезны для здоровья. О характере танцев можно судить по тому, что впоследствии «пляской Святого Вита» назвали проявления хореи.
Постепенно к двигательным расстройствам присоединяются нарушения когнитивных функций, расстройства психики, патологические изменения метаболизма — в среднем болезнь длится с момента появления первых симптомов около 15-20 лет и приводит к смерти пациента.
Гентингтин: много — не значит хорошо
Первые упоминания о хорее Хантингтона встречаются в документах XVII века. Но ее классическое описание впервые дал американский доктор Джордж Хантингтон (George Huntington) в 1872 году. Его дед, его отец и он сам на протяжении трех поколений наблюдали за семьей, в которой циркулировала болезнь. И на основании этих длительных наблюдений и было составлено ее описание. Схожую работу проделали еще два врача того же времени — и их результаты подтвердили выводы Хантингтона.
Через 100 с лишним лет наука смогла примерно указать, где расположен ген, приводящий к заболеванию. Еще через 10 лет, в 1983 году стало точно известно, что он находится на 4-й хромосоме.
Итак, причиной хореи Хантигтона является мутация гена HTT, который кодирует белок гентингтин (или хантингтин, Htt). «Поломанный» ген содержит многочисленные повторы триплетов нуклеотидов CAG, которые кодируют аминокислоту глутамин. Если таких повторов менее 26 — человек в безопасности, он никогда не будет биться в «пляске Святого Вита». Если количество повторов от 27 до 35 — он попадает в так называемую «серую область»: скорее всего, он не заболеет, но риск есть. Если же триплетов набирается 36 и более — развивается болезнь Хантигтона.
В результате работы гена образуется «неправильный» гентингтин с полиглутаминовыми участками. С их помощью гентингтин активирует фермент каспазу, который, в свою очередь, запускает целый каскад биохимических реакций, приводящих к гибели нервных клеток стриатума, его атрофии, а позднее — и атрофии коры головного мозга. Кроме того, белок гентингтин токсичен для некоторых нервных клеток — и, по мнению ученых, речь идет именно о клетках стриатума. В целом, надо сказать, что механизм развития болезни до сих пор до конца не известен.
Хорея Гентингтона наследуется по аутосомно-доминантному типу. Что это значит? Как известно, у нас имеется два набора из 23 хромосом. Некоторые генетические болезни проявляются только в том случае, если мутантный ген имеется на обеих парных хромосомах — такая ситуация, конечно, встречается реже. А для болезни Хантингтона достаточно, чтобы мутантный ген был хотя бы на одной из двух парных хромосом.
От количество лишних повторов триплетов CAG зависит то, в каком возрасте проявит себя болезнь. Если их число находится в пределах от 36 до 40, то говорят о «пониженной пенетрантности», то есть первые симптомы появляются в довольно позднем возрасте. Если же повторов больше 40, то разрушение тканей мозга начинается уже в молодости, до 20 лет (ювенильная хорея Хантингтона), а дети такого пациента унаследуют его болезнь с 50%-ной вероятностью.
Согласно результатам последних исследований американских ученых, 36 повторов CAG в гене HTT можно обнаружить у 1 из 400 человек. Это в 10 раз больше, чем считалось ранее. Зато оказалось, что симптомы болезни развиваются у намного меньшего числа носителей мутантного гена. Ранее считалось, что в обязательном порядке заболеют 19% людей старше 65 лет, имеющих 38 повторов. В реальности же этот показатель равен лишь 2%. Ученые подчеркивают, что до сих пор непонятно, почему одни люди заболевают, а другие — нет. Возможно, что мы пока не знаем о влиянии каких-то еще факторов — других генов или даже внешних воздействий на организм.
Кстати, существует теория, согласно которой болезнь Хантингтона — это эволюционное приспособление, «удаляющее» носителей неуправляемых мутаций, возникающих в ходе форсированной эволюции.
Хорея Гентингтона — редкое заболевание
Даже примерно число пациентов с болезнью Хантингтона сложно оценить. Например, по последним оценкам американских экспертов, в США сегодня проживает 30 тысяч человек с хореей Гентингтона — это 1 из 10 тысяч населения, то есть она относится к редким заболеваниям. Еще более 200 тысяч американцев являются обладателями гена, вызывающего болезнь, так что у них болезнь может начаться в любой момент. По России нет даже приблизительных данных о частоте заболеваемости и количестве больных людей.
Заболеваемость болезнью Хантингтона, как многими другими генетическими болезнями, сильно зависит от расы человека, его происхождения. В ЮАР только 6 человек из 10 млн заболеют хореей Гентингтона. В Японии речь идет об 1-4 случаях уже на 1 млн населения. В Финляндии этот показатель составляет 6 случаев на 1 млн человек. Европа и США — 100 случаев на миллион жителей. Мужчины и женщины болеют одинаково.
Трагедия болезни Хантингтона
Лишь в 6-7% случаев заболевание развивается у детей и подростков. А чаще всего первые симптомы хореи Гентингтона проявляются в возрасте 35-50 лет, то есть у людей в самом расцвете сил, когда жизнь у большинства из них уже достаточно стабилизирована, подрастают дети и имеются обширные планы на будущее. На начальной стадии болезни человек с удивлением замечает, что он вдруг стал «растяпой» — неожиданно роняет предметы, у него появляются пока еще редкие бесконтрольные внезапные резкие движения, ухудшается координация, развиваются незначительные нарушения зрения. Впрочем иногда, напротив, движения становятся замедленными, но столь же неконтролируемыми.
Постепенно речь человека становится все менее и менее понятной, а сам он все более и более утрачивает контроль над мышцами. Такой пациент может постоянно гримасничать и теряет способность к осознанному передвижению. Возникают проблемы с глотанием пищи и ее пережевыванием, сходящие с ума мышцы глаз не дают человеку заснуть, а нарушение работы мышц, обеспечивающих дыхание, повышает риск развития удушья.
Не менее тяжело протекает постепенная утрата когнитивных функций. Это очень индивидуальная история для каждого пациента. Люди с болезнью Хантингтона теряют способность к планированию и перестают соблюдать правила. Они утрачивают способность мыслить абстрактно и адекватно воспринимать собственные действия. Среди других симптомов разрушения мозга — ухудшение памяти, агрессия, депрессия, растущая склонность к вредным привычкам, повышенный интерес к противоположному полу, эгоцентризм и другие, не самые приятные для окружающих состояния. Иногда у таких пациентов ошибочно выявляют шизофрению, так как у них развиваются навязчивые состояния, бред.
Можно ли заранее выявить болезнь Хантингтона?
Сегодня разработаны психомоторные тесты, позволяющие выявлять людей из группы повышенного риска развития болезни Хантингтона. Ученые также сообщают, что нашли биомаркеры болезни в скелетных мышцах человека, что в ближайшем будущем позволит разработать методы диагностики заболевания еще до появления его первых симптомов.
Но это в будущем. А пока, если у человека есть основания предполагать наличие мутантного гена в своем организме (например, хорея Гентингтона была у кого-то из его близких), то он может пройти генетическое обследование, для чего берут анализ крови. Но ученые и врачи до сих пор не пришли к выводу об этичности ознакомления пациентов с положительными результатами. Информация о наличии тяжелого неизлечимого заболевания, которое сводит с ума и убивает тело — может нанести человеку тяжелую моральную травму задолго до появления первых симптомов болезни.
Болезнь Хантингтона можно выявлять у эмбрионов, полученных в процессе ЭКО. Это дает возможность сразу выбраковывать зародыши с мутантным геном. Тоже, своего рода, этическая головоломка, ведь в большинстве случаев болезнь развивается у уже взрослых людей.
Методы визуализации тканей мозга — МРТ (магнитно-резонансная томорафия) и КТ (комьютерная томография) — актуальны, когда болезнь уже активно прогрессирует, а заранее с их помощью обнаружить патологию нельзя. А вот методы ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и фМРТ (функциональная МРТ) позволяют выявить снижение активности головного мозга в определенных его участках еще до того, как болезнь впервые проявит себя внешне.
Есть ли шансы на излечение от болезни Хантингтона?
На сегодняшний день болезнь Хантингтона неизлечима. Исследования ведутся во всех возможных направлениях, но пока действующего метода лечения не существует.
Для борьбы с проявлениями болезни врачи назначают препараты, снижающие степень двигательных расстройств: бензодиазепины, нейролептики и др. Ригидность мышц и гипокинезию можно убрать при помощи средств, разработанных для лечения болезни Паркинсона. Депрессия лечится назначением СИОЗС — препаратов из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Расстройства психики требуют назначения антипсихотических лекарств. Наконец, используются и немедикаментозные методы, предназначенные для того, чтобы любыми путями компенсировать проявления болезни: занятия с логопедом, трудотерапия, лечебная физкультура, общение с психотерапевтом и др.
Одним из потенциальных методов лечения хореи Гентингтона является пересадка эмбриональных, частично дифференцированных стволовых клеток в расчете на то, что они в будущем сформируют новые связи в головном мозгу взамен утраченных при разрушении нейронов. Пока полученные результаты не позволяют применять данный метод на практике.
Предлагалось также имплантировать в мозг пациента электроды для подавления гиперкинезий. Однако и эта идея пока осталась в рамках зарубежного исследования с неизвестным результатом.
В мае 2016 года появилась информация о международном проекте Enroll-HD, посвященном исследованию болезни Хантигтона. В проекте принимают участие немецкие ученые из Университета города Ульм и россиские эксперты из Института проблем передачи информации (ИППИ).
А в июне этого года американские специалисты из Университета Эмори объявили, что смогли не только остановить болезнь, но и обратить ее вспять. Правда, пока только у мышей, но начало положено. Ученым удалось вырезать ту часть гена, которая отвечает за выработку неправильного хантингтина. И через некоторое время оказалось, что токсичный для клеток стриатума белок постепенно выводится из организма, а нейроны в поврежденных областях самовосстанавливаются. И это, пожалуй, пока самая обнадеживающая новость на сегодняшний день в отношении болезни Хантингтона.