Уже с самого раннего возраста дети очень любознательны. Буквально с пеленок они начинают активно изучать окружающий мир. Главное — не пускать этот процесс на самотек и направлять жажду познания в нужное русло.
Развитие ребёнка может пойти разными путями. Его направление полностью зависит от взрослых, их намерений и желаний. Крайне важно в осознанном возрасте вдохновлять малыша на оригинальные идеи, быть неравнодушным к тому, чем он занимается.
С другой стороны, настойчивое принуждение своего ребёнка к творческим занятиям без его желания, излишняя требовательность и стремление усадить его, допустим, за пианино, — тоже в корне неверный подход к развитию творческой личности. Во всем нужна умеренность и соблюдение интересов самого ребёнка.
Зачем нужно творчество в развитии ребёнка
Творческое воспитание детей позволяет сформировать разностороннюю личность. Оно развивает воображение, помогает нестандартно мыслить, искать собственные подходы к решению проблем, возникающих при познании окружающего мира. Повседневные занятия при творческом подходе могут превратиться в увлекательное приключение, что обязательно будет стимулировать интерес к познанию нового и освоению дополнительных навыков.
Родители иногда пренебрежительно относятся к каракулям своих малышей или корявым бесформенным фигуркам из пластилина. Они хотят видеть проявления гениальности уже с младенчества и от наследников ожидают исключительно ярких, осмысленных творений.
Между тем рисование и лепка сами по себе оказывают прекрасный развивающий эффект, даже если их итог совершенно не выглядит гениальным творением. Такие занятия стимулируют работу нервной системы, развивают мелкую моторику и воображение, помогают в самостоятельных поисках творческих идей, формируют пространственное мышление, пробуждают новые эмоции.
Если попросить ребёнка рассказать о том, что именно он нарисовал, то окажется, что за цветными каракулями он видит волшебный лес, поляну с цветами или кораблик среди волн. Более того, когда малыш с увлечением и интересом что-то постоянно черкает в альбоме или на листочках бумаги, это закладывает основу для будущих навыков письма.
Такая организация как International Children's Art Foundation (Международный Детский Художественный Фонд) провела специальное исследование того, как творческое развитие ребёнка влияет на его дальнейшую успешность и формирование социального статуса. Эксперты фонда указывают, что его мышление становится более оригинальным, он открыт инновациям в самых разных сферах жизни. И все это должно закладываться в максимально раннем возрасте.
Какие навыки формируют у детей занятия творчеством
Все дети уникальны: они по-своему воспринимают окружающий мир, а особенности их развития бывают совершенно индивидуальны. Кто-то из них опережает своих сверстников, а другим, наоборот, нужно дополнительное время для освоения обычных навыков.
Одно и то же занятие может по-разному восприниматься малышами одного возраста и одного пола. Это то, что обязательно следует учитывать родителям, разрабатывая упражнения для своих малышей. Разница может быть даже в том, как и чем любит рисовать ребёнок: кто-то с восторгом возится с красками, а кто-то не любит пачкаться и предпочитает обычные фломастеры.
Тем не менее, существуют общие тенденции, которые следует учитывать: они в той или иной степени применимы к большинству детей.
Творчество способствует:
- Выстраиванию нейронных связей.
Для развития ребёнка это очень важно. Творческие занятия активизируют все чувства малыша — осязание, слух, зрение, обоняние и даже вкус. В процессе таких упражнений формируются новые нейронные цепочки, что способствует более быстрому развитию нервной системы.
- Развитию мелкой моторики.
Большинство творческих занятий требуют определенной ловкости и координации рук. Надо правильно держать пальцами кисточку или карандаш, стараться проводить прямые и ровные линии, вырезать фигурки из бумаги (для детей постарше), мять и делить на кусочки пластилин, раскатывать его определенным образом, использовать клеящий карандаш — это далеко не все манипуляции, которые приходится проделывать ребёнку. Психологи отмечают, что мелкая моторика быстрее и эффективнее развивается именно у тех малышей, кто часто погружается в подобные творческие занятия.
- Навыкам самостоятельности.
Для детского творчества в раннем возрасте гораздо важнее не результат, а сам процесс — родителям надо это осознать, чтобы выработать правильный подход к творческому воспитанию. В процессе творчества ребёнку приходится делать самостоятельный выбор — какого цвета взять карандаш, выбрать краски или фломастеры, нарисовать маленькую картинку в уголке листа или задействовать все пространство.
- Познанию себя и окружающего мира.
Взрослея, малыши получают огромный массив информации, но обработать и усвоить этот поток не могут в силу недостаточности навыков мышления. Занятия творчеством помогают упорядочить полученные знания, проанализировать их и выдать порожденные ими эмоции в виде картинок, фигурок, аппликаций и т.д. Иными словами, ребёнок активно учится самовыражению.
Как должны действовать родители
В идеале родители должны всячески помогать своим малышам осваивать окружающий мир и попутно исследовать собственные возможности. Для этого детские психологи и педагоги разработали множество методик — можно использовать их как базовые инструменты воспитания. При этом не надо бояться экспериментировать, придумывать свои способы поощрения детского творчества. Главное — не стоит при этом забывать, что цель процесса не в создании маленького гения, а гармоничной, уверенной в себе личности.
Начать можно с самого простого — обеспечить малыша всем необходимым для творчества. Это не потребует больших затрат или особых хлопот, но для развития ребёнка будет очень полезным.
Выделите в квартире уголок, где он может спокойно заниматься любимым делом. Заготовьте для него все нужные материалы (цветную и белую бумагу, карандаши, краски, пластилин и т.д.), купите книжки-раскраски.
Никогда не критикуйте и не высмеивайте плоды детского творчества — особенно в присутствии посторонних. Напротив, всячески поощряйте подобные занятия. Обязательно в течение дня выделите время поговорить о том, что сегодня создал ваш ребёнок и что он хотел сказать своим творением.
Дети очень нуждаются в позитивных оценках мамы и папы, да и просто в общении с ними. В то же время аккуратно и деликатно подсказывайте, как исправлять допущенные ошибки.