В каком возрасте детей надо учить говорить, и надо ли? Разве нельзя просто подождать, когда малыш начнет разговаривать сам? Оказывается, пустить процесс на самотек и просто ожидать начала речи — не самый оптимальный вариант. Рассказываем, как заниматься речью с грудничком (спойлер: очень просто!) и как помочь ребёнку рано заговорить.
В каком возрасте детей надо учить говорить?
На самом деле правильный возраст детей для начала обучения речи — очень условная тема. Еще до рождения малыши усваивают интонационную часть речи, когда слышат разговоры матери. Исследования доказывают, что грудничок более ярко реагирует на звуки материнского языка, чем незнакомого, а это означает, что первое знакомство с родной речью происходит еще во время внутриутробного развития плода.
После появления на свет начинается период постнатального знакомства с речью, и все взрослые, сами о том не догадываясь, помогают ребёнку. В особенности способствует развитию грудничка специфическая материнская речь: с растягиванием гласных, высоким голосом. У молодых мам это инстинктивная реакция на всех младенцев. Ученые выявили забавный факт: к мелким животными женщины тоже склонны обращаться более высоким голосом, но вот гласные при этом не растягивают. И правильно, ведь говорить они не научатся. Так что природа сама подсказывает, как в раннем возрасте детей обучать говорить: рассказывать, что вокруг есть, что происходит, куда вы пойдете. «Смооотриии, коошка!» — это самый правильный метод раннего обучения говорить.
На первом году у грудничка формируются центры головного мозга, ответственные за функцию речи, и база речевого развития закладывается в первые 12 месяцев. К трем годам эти речевые центры резко замедляют процесс формирования, и с ним завершается основной благоприятный период «закладывания фундамента» речи. Так что ждать, когда настанет особый возраст детей для начала обучения, не стоит, начинать можно еще до рождения ребёнка.
Формирование речи у грудничка: этапы первого года жизни
Хотя говорящий грудничок — явление не частое, но на самом деле даже на первом году жизни уже есть этапы, отмечающие прогресс в формировании речевых навыков. И помощь родителей в их освоении будет совсем не лишней.
- Первая голосовая реакция новорожденного — крик. Хотя поначалу он кажется однообразным, но с возрастом дети начинают обучаться различным вариантам крика и плача, и уже можно понимать: хочет малыш есть, спать, что-то болит или стало страшно. Это период интонационного развития.
- С трех до шести месяцев грудничок начинает «гулить», тянуть гласные, «петь». В 4-5 месяцев к гласным добавляются согласные, и гуление обогащается лепетом. В оба эти периода важно отвечать малышу, побуждать его «общаться», осваивать новые гласные и согласные, а также знакомить кроху с различными звуками — спокойной музыкой, природой, аудиосказками, колыбельными и т. д.
- К 7-8 месяцам ребёнок уже готов начинать понимать слова и осознавать, какое сочетание звуков обозначает какой предмет. Накапливается пассивный словарь, и родители в этом процессе — основные поставщики знаний, названий предметов, действий. Говорить стоит простыми фразами: «Мы идем гулять. Миша, где ботинки? Вот ботинки! Надеваем ботинки на ноги. Надели, идем гулять». Простые конструкции усваиваются намного легче, а немного позже малыш сам (с помощью родительской речи) обучится обогащать фразы прилагательными, наречиями и т. д.
- В среднем к году малыш уже имеет активный словарь и может произносить от десятка слов. Не стоит ждать сразу же полных слов, все «ка», «ба», «ди» считаются за слова, причем «ка» может быть сразу несколькими — «кабачок», «качели», «катать», «коляска» и т. д., и это — отдельные слова в словаре крохи.
- Чуть позже из этих слов составляются предложения. «Мама, гу» — «Мама, идем гулять», «Дай ма» — «Дай машинку» и т. д. Это — основа фразовой речи, новый этап. Словарный запас активно растет, и к двум годам составляет около 100 слов.
- После 1,5 лет дети начинают пытаться использовать различные изменяемые окончания, падежи, перебирают варианты, слушают взрослых. «Моя водичка, пить водичку, нет водички» — так проявляется освоение грамматических правил. Эти попытки надо стимулировать разговорами, рассматриванием книжек с картинками, «беседами» на прогулках. Занятия хотя и простые, но они должны быть постоянными. «Где кошка? Ой, нет кошки! Ты видишь кошку? Она убежала», такие конструкции дают базу для грамматики, и их постепенно надо усложнять. Кошка окажется серой, пушистой, маленькой, вчера она была под кустом, где она будет сидеть завтра? Прилагательные, наречия, глагольные времена малыш усвоит, если не лениться общаться с ним.
Как помочь малышу начать говорить?
Правила стимулирования речевого развития достаточно просты, и большинство родителей их знает на интуитивном уровне. Тем не менее, давайте повторим, что важно для детей.
- Говорить много, с четкой дикцией и короткими предложениями, различными интонационными рисунками.
- Грудничку важно видеть мимику взрослого при произношении звуков, поэтому при пении песенок, играх, во время массажа, смены подгузника разговаривайте так, чтобы малыш видел лицо и движение лицевых мышц. Ребёнку надо усвоить, как произносить звуки, и наблюдение за артикуляцией взрослых помогает быстрее начать гулить.
- По возможности надо комментировать свои действия, называть предметы.
- Во время общения (пусть даже оно пока ограничено гулением) надо давать малышу возможность «отвечать», самому начинать «диалог».
- Колыбельные, потешки, стишки и песенки — прекрасный способ обогащения словарного запаса и активного знакомства с родной речью. Потешки с играми, «ладушки», «сорока-ворона» помогают не только звуковым навыкам, но и развивают координацию движений и мелкую моторику, которая напрямую связана с речевыми центрами мозга.
- Нельзя заменять живое общение телевизором или аудиодевайсами.
- Любовь некоторых взрослых к звукоподражательным словам осложняет освоение речи ребёнком. Машина может «говорить» би-би, а кошка — мяу, но нельзя называть машину бибикой или собачку «гав». Называйте предметы и объекты правильно с самого начала, не надо искажать детскую речь, как бы умилительно это не звучало в устах малыша.
- Наконец, надо поощрять речевую активность крохи, хвалить его, хвалиться его достижениями родным так, чтобы малыш слышал и повторял новые слова и фразы. Положительное подкрепление, приятные эмоции способствуют речевому развитию.