Родители очень обеспокоены в случае запоздалого развития речи своих детей. Если звуки, которые малыш должен был произносить в раннем возрасте, даже в подготовительной группе детского сада не выговаривает — пора приступать к логопедическим занятиям. Очень распространенным является искаженное произношение свистящих звуков. Профессиональный логопед расскажет, как исправить данное нарушение.
Три условия для произношения свистящих звуков
Самой актуальной речевой проблемой детей является нарушение произношения звуков. Зачастую речь ребёнка не понимают окружающие. Мамам приходится «переводить» язык малыша, если возникает беседа его со взрослыми или старшими детьми. Практически у каждого ребёнка с тяжелым нарушением речи или простой дислалией, нарушением звукопроизношения, дефектными являются свистящие звуки.
Чтобы ребёнок четко и ясно произносил свистящие звуки необходимо несколько условий.
- Возраст ребёнка.
Считается, что правильное произношение всех звуков у ребёнка должно быть к пяти годам. Не стоит думать, что до пяти лет ребёнок может произносить все звуки неправильно. Определенный звук появляется в свое время. Так свистящие звуки малыш должен правильно произносить к 3-3,5 годам.
- Речевое развитие индивидуально.
Некоторые дети к трем годам чисто разговаривают, а бывает и к семи годам малыш не овладевает всеми звуками русского языка. Однако те дети, которые немного запаздывали по речевому развитию, к 5-6 годам выравниваются с хорошо говорящими ровесниками. И наоборот, ребёнок, который в три года все звуки произносил правильно, в будущем может начать искажать свое произношение. Поэтому, сроки появления звуков являются примерными. Если ваш ребёнок не научился произносить свистящие звуки к трем годам, через полгода они могут появиться.
- Хорошо развитый артикуляционный аппарат и натренированное речевое дыхание.
Для того чтобы ребёнок смог произнести «с, сь, з, зь, ц» он должен научиться плавно выдыхать через рот, при этом щеки не должны надуваться. Малыш должен выполнять сложные артикуляционные движения языком и губами.
Только при соблюдении данных условий ребёнок сможет научиться произносить свистящие звуки.
Причины, которые приводят к нарушению звукопроизношения
Родители зачастую задаются вопросом, почему ребёнок плохо разговаривает. Можно услышать такую фразу: «Ведь мы сами научились «чисто» говорить и никто с нами не занимался».
Статистика такова, с каждым годом число детей с речевыми нарушениями растет и этому есть объяснение.
Существует ряд причин, которые ведут к искаженному произношению свистящих звуков.
- Заболевания во время беременности.
В течение беременности мама перенесла инфекции, которые повлияли на развитие речевых центров в головном мозге. Особенно сильно влияют заболевания в первом триместре беременности, когда идет закладка всех органов и систем.
- Тяжелые роды.
В процессе родов возникли осложнения, которые привели к травме головы. В головном мозге находятся центры Брока и Вернике, которые отвечают за речевую функцию у человека.
- Инфекционные заболевания у ребёнка.
Малыши очень часто болеют. Особенно неблагоприятно влияют болезни, которые ребёнок переносит в первые три года жизни.
- Заболевания нервной системы малыша.
Данные болезни приводят к нарушению работы речевого аппарата. Может быть нарушено питание мышц губ, щек и языка. Поэтому движения ограничены, и ребёнок не может правильно произносить звуки. Тонус мышц может быть ослаблен или повышен, что также нарушает звукопроизношение.
- Погрешности в воспитании ребёнка.
Длительное гомогенизированное питание, игрушки не по возрасту ребёнка, длительные просмотры мультфильмов, отсутствие правильной речевой среды приводят в будущем к дефектам речи.
Упражнения для красивой речи
Как же помочь ребёнку при нарушении произношения свистящих звуков? В первую очередь необходимо развивать речевой аппарат. Гимнастика, которую мы предложим, подходит для детей раннего и дошкольного возраста.
Возьмите большое зеркало и сядьте с ребёнком таким образом, чтобы было хорошо видно вас и малыша. Скажите, что вы будете играть с язычком и приступайте к гимнастике.
«Наша сказка всем ребятам
Про «Веселый Язычок»!
В нашей сказке им подсказка
Как размять свой язычок!
Вот проснулись, улыбнулись (показать широкую улыбку, с зубами и без них), ручкой к солнцу потянулись,
Посмотрели мы в окошко (открыть и закрыть рот), приоткрыли форточку,
Может дождик или тучка (язык потянуть к носу, затем к подбородку), и одеть нам курточку?
Нет, на улице светло, едем к бабушке в село!
Мы умылись и оделись (водить языком по зубам вправо-влево), в гости к бабушке поедем!
Но пешком мы не пойдем, а прокатимся верхом (язык приподнять в форме «горки», кончиком упираясь в нижние зубы).
Порезвимся и поскачем вдоль лесов, полей и рек,
Наша лошадь быстро, резко начинает свой разбег.
Бабушка внука встречает вареньем (облизать губы),
Достанет на стол все свое угощенье:
Блинчики вкусные (показать широкий язык, «пошлепать» его губами), да пирожки капустные,
Будем мы кушать и бабушку слушать (зубами слегка покусывать язык).
Скоро ночь, пора домой, вот ехать только далеко,
Бежим скорей на электричку, не забудем взять водичку (произносить звук «воды — с»).
Поезд быстро нас несет, за оврагом к дому поворот,
Двери в дом наш закрываются, сказочка кончается!
Будем бабушку вспоминать, в гости ездить, не забывать!»
Гимнастику делайте каждый день, утром и вечером.
Игры для развития речевого дыхания
Помимо упражнений для речевого аппарата в вашей копилке занятий должны быть упражнения для развития речевого дыхания. Помните, что вы являетесь примером для ребёнка, поэтому выполняйте упражнения правильно. Во время выдоха плечи не поднимайте, щеки не надувайте, струя должна быть сильной и плавной.
Расскажем самые интересные игры с «воздушной струйкой».
- Постройте ворота из конструктора или из кубиков. Возьмите теннисный мяч и подуйте на него. Старайтесь попасть мячом в ворота. Устройте соревнования с ребёнком, кто больше забьет голов.
- Возьмите атласную ленточку или полоску из цветной бумаги. Приложите одну из них к носу. Выдыхайте через рот таким образом, чтобы ленточка начала шевелиться. Второй вариант этого упражнения: положите широкий язык на нижнюю губу и дуйте до тех пор, пока ленточка не зашевелится. Достаточно 1-3 повторений.
- Наполните небольшую емкость водой и опустите в нее кораблики из пенопласта. Прочтите стихотворение: «Наш корабль, как герой, отправляется в путь морской. Будем ждать мы отправления и скоро в порт пребудем без сомнения!». Подуйте на кораблики.
Упражнения выполняются по 5-10 минут. Переусердствовать не стоит, так как может закружиться голова. Достаточно выполнять по 1-2 упражнения в день.
Постановка звуков и закрепление их в речи ребёнка
Итак, вы натренировали речевой аппарат и дыхание. Пора учиться произносить свистящие звуки. Предложим несколько вариантов постановки данных звуков.
- Всегда начинают работу со звука «с». Если у вас нет речевых нарушений, можете произнести «с» и попросить ребёнка за вами повторить. Следите за артикуляцией малыша. Ребёнок должен широко улыбаться и держать язык за нижними зубами. Отлично, если ребёнок правильно произнес «с». Не ждите, а сразу повторяйте вместе с ребёнком слоги с данным звуком.
- Очень часто дети высовывают язык между зубами в момент произношения звука. Вам поможет следующий способ исправления дефектного произношения «с». Предложите ребёнку сказать «и», обратите внимание ребёнка на положение языка, он должен быть за нижними резцами. Если не получается, попросите малыша стиснуть зубы, чтобы была для языка «преграда». Затем отрабатывайте произношение «с». Можно сказать, что вы «поете песенку водички». Нарисуйте дорожки, водите пальцем ребёнка по ним и произносите «с».
- Достаточно эффективно использовать механическую помощь в постановке свистящих звуков. Когда малыш не может убрать язык за нижние резцы, с помощью черенка чайной ложки можно ему помочь. Очень полезно обращать внимание в момент произношения звука на холодную струю воздуха. Когда ребёнок уводит язык в сторону, очень важно научить его держать широкий язык на нижней губе. Важно тренировать правильный выдох по центру языка. Можно помочь и сделать продольный желобок с помощью ватной палочки. Если этот момент усвоен, убирайте язык за нижние зубы и отрабатывайте «песенку водички — с»
- Встречается, что дети путают свистящие с другими группами звуков. В этом случае необходимо развивать речевой слух, учить различать звуки и только потом приступать к постановке звуков.
- При постановке мягкой пары «сь» нужно обратить внимание на большее выгибание языка к небу. Звук «з» получится, если подключить к работе голос. В образовании мягкого «зь» у детей не возникает сложностей.
- Звук «ц» сам по себе очень сложен. Поставить его можно только после того, как малыш научился говорить «с» и правильно произносит «т». Попросите ребёнка широко улыбнуться перед зеркалом и повторить несколько раз «тс» до тех пор, пока не услышите «ц». Затем закрепляйте звук в слогах, словах и предложениях.
К сожалению, дефектов произношения свистящих звуков большое разнообразие и возможностей их исправить также много. Можно проконсультироваться у логопеда, который сможет поставить точный диагноз и поможет поставить звук. Бывает, что родители длительно занимаются с ребёнком, а результатов нет. Помните, что поставить звук — это полдела, а вот закрепить его в речи требует много времени и больших усилий от родителей и детей. Будьте внимательны к речи своих детей!