Карельская лихорадка — довольно новая и малоизученная инфекция, у которой есть еще два названия. Интересно, что все три — карельская лихорадка, болезнь Погоста и болезнь Окельбо — раньше считались разными заболеваниями. Идентичность возбудителей карельской лихорадки и болезни Окельбо подтвердили российские ученые, а позднее финны выявили, что болезнь Погоста и Окельбо — одно и то же. А названы все три по местности, где впервые выявили эту инфекцию — в Карелии и в населенных пунктах Погоста (Pogosta, Финляндия) и Окельбо (Швеция).
Вторая особенность этой болезни — ее возбудитель, вирус под названием Синдбис, который был впервые выявлен в дельте египетского Нила в Синдбисе. Такая широкая география патологии вызывает дополнительные вопросы, и не на все мы пока можем ответить. Однако по поводу распространения инфекции у экспертов есть ряд тревожных прогнозов: финские ученые предсказывают начало эпидемии уже в этом месяце.
Рассказываем, что это за болезнь, как передается и проявляется карельская лихорадка.
Специфика вируса Синдбис: как он передается человеку?
Хотя вирусы рибонуклеиновой кислоты (РНК) обычно не обнаруживаются у людей, они ответственны за многие зоонозные заболевания, которые в конечном итоге поражают людей. Различные виды птиц, особенно перелетные и промысловые, действуют как амплифицирующие хозяева для SINV, который в основном передается комарами.
Среди этих РНК-вирусов есть такие альфавирусы, как SINV (Синдбис), член комплекса вирусов западного энцефаломиелита лошадей рода Alphavirus семейства Togaviridae. Вирус размножается в организмах птиц, а млекопитающим передается через кусающих птиц, а затем животных и людей комаров.
Совершенно точно передают вирус карельской лихорадки два вида комаров, распространенных в основном на севере нашей страны, Culex и Aedes communis, в связи чем эта болезнь относится к природно-очаговым. Но еще пара видов также была замечена в передаче инфекции, а болеют карельской лихорадкой люди как в самой Карелии и прилегающих областях, так и в Смоленской и Вологодской областях. А возможно, и в других — симптоматика у заболевания не вполне специфичная, и с ней больные могут не обращаться к врачу, да и специалисты далеко не всегда связывают проявления болезни с укусом комара.
От человека к человеку инфекция не передается. Не передают ее людям и сами больные животные или птицы-носители: для заражения нужны комары, кусающие тех и других.
Симптомы карельской лихорадки
Болезнь Погоста (Окельбо) начинает проявляться в течение довольно длительного инкубационного периода — симптомы могут начаться через три дня после укуса насекомого, а могут не появиться в течение двух недель. Средняя продолжительность — до 7 дней, но и это не точно.
Начинается карельская лихорадка внезапно, как большинство вирусных заболеваний. Первый симптом — повышение температуры тела, хотя обычно незначительное, в пределах 37-38 градусов (с редкими исключениями). Интоксикационный синдром не выражен, хотя к температуре быстро присоединяются головная боль, боль в мышцах и суставах (миалгия и артралгия). Кроме того, суставы часто опухают.
Яркий маркер карельской лихорадки — поражение преимущественно крупных суставов: коленей, голеностопа, локтей, бедра, запястья. По данным финских и шведских ученых он отмечается у 24,5% и 39% пациентов с диагнозом соответственно.
Через 1-2 дня на коже появляется экзантема — мелкие точечные высыпания, которые сливаются вместе, а позднее становятся везикулами — мелкими пузырьками с прозрачной жидкостью. Сыпь может зудеть и чесаться. Как правило, поражается кожа на туловище, а лицо остается чистым. Продолжительность такого симптома — 5-10 суток, сыпь проходит сама, рубцы не образуются.
Порой болезнь может осложняться диспепсией (тошнотой, расстройством кишечника), реже — воспалением лимфоузлов, еще реже — симптоматикой менингита при поражении головного мозга.
У детей заболевание обычно протекает легко и без вовлечения в процесс суставов, ограничиваясь повышением температуры и сыпью. Кроме того, не редкость и бессимптомное течение карельской лихорадки.
Так, по данным ученых Института Хаартмана, распространенность SINV-антител среди финского населения составляет примерно 2%. А численность зарегистрированных случаев за год при крупных вспышках составляет 500-600 человек, то есть остальные больные не обращаются к врачу.
Заболеваемость в северной Карелии в 8 раз превышает финские показатели. Причина такого распределения неизвестна.
Диагностика болезни Погоста (Окельбо)
Диагностикой этой болезни занимаются врачи-инфекционисты: к ним пациентов направляют терапевты и/или ревматологи по итогам сбора анамнеза. Чтобы подтвердить заболевание, могут применяться два метода диагностики: биологический (редко) и иммунологический (основной).
- Первый метод проводят с помощью заражения мышей биоматериалами пациента, выделяя (или не выделяя) вирус.
- Иммунологический проводят с помощью серологических исследований, выявляя антитела в сыворотке крови. Анализ проводят дважды.
Другие исследования при карельской лихорадке диагностической ценности не имеют: основные показатели крови в целом не отличаются специфичностью. Хотя для оценки состояния суставов и исключения иных болезней часто назначаются рентгенография или МРТ.
Антитела IgM, указывающие на активное взаимодействие иммунной системы с вирусом карельской лихорадки, могут выявляться в крови человека до четырех лет. То есть столько времени вирус может находиться в человеческом организме. И не только находиться — одна из особенностей этого заболевания — длительные, до двух лет, боли в суставах.
Данных о риске передачи вируса при донорстве крови нет, но его нельзя исключать. Виремическое окно при SINV-инфекции имеет более низкие титры, чем при инфицировании схожим вирусом чикунгунья, что предполагает, вероятно, достаточно низкий риск передачи через донорскую кровь. Это также подчеркивается значительными трудностями обнаружения вируса или вирусной нуклеиновой кислоты у пациентов с острыми заболеваниями. Риск, однако, не исключен.
Кто в группе риска?
Все лица, не имеющие иммунитета к вирусу SINV и контактировавшие с комарами-переносчиками, могут заразиться. В эндемичных районах показатели заболеваемости наиболее высоки среди лиц в возрасте 30—69 лет. Симптоматическая инфекция встречается в равной степени у мужчин и женщин.
Что еще способны переносить российские комары, читайте в отдельной статье.
Типичным пациентом является человек средних лет, заразившийся через укус комара во время осеннего сбора ягод. Период самого активного заражения длится с августа по октябрь — время посещения лесов и обилия комаров. В Швеции второе название этой инфекции — «болезнь августа-сентября». Но в целом люди заражаются с июля по ноябрь.
Ученые Финляндии раньше отмечали семигодичный цикл вспышек этой болезни с превышением средних показателей заразившихся людей. Однако в этом году они говорят о возможной эпидемии: в 2021 уже была крупная вспышка болезни Погоста. Этой зимой к ней добавился обильный снежный покров, из-за таяния которого комары начали рано размножаться. Все это усиливается увеличением количества перелетных птиц-переносчиков инфекции.
Эксперты предупреждают: эти факторы могут привести к настоящей эпидемии в эндемичных и прилегающих к ним областях.
Лечение и прогноз
Если осложнения не развиваются, карельская лихорадка проходит в течение 5-10 суток с благоприятным исходом. Однако артралгия (боль в суставах) часто держится несколько месяцев или пару лет.
При наличии осложнений самое частое последствие — артроз, приводящий к инвалидности. Смертельные случаи от карельской лихорадки на сегодня не зарегистрированы.
Специфической терапии от этой вирусной инфекции нет. Лечение только симптоматическое: при зудящей сыпи можно применять антигистаминные препараты, при болях в суставах — не салицилатные анальгетики (не содержащие ацетилсалициловой кислоты, то есть аспирина).
Внутрисуставные инъекции кортикостероидов иногда используются при длительной боли в суставах, но доказательств их эффективности мало.
На данный момент считается, что однократно перенесенная карельская лихорадка дает пожизненный иммунитет к заболеванию, хотя эта версия уже ставится под сомнение рядом экспертов.
Вакцины или профилактических препаратов для инфекции SINV не существует. Помогают только меры индивидуальной защиты для снижения риска укусов комаров: читайте, кого кусают чаще всего, в статье «Секреты нежелательной привлекательности: кого и почему чаще кусают насекомые?».