Умственная отсталость у детей: причины и признаки

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Интеллектуальная недостаточность, ранее называемая умственной отсталостью, характеризуется интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Дети с таким недостатком могут и действительно осваивают новые навыки, но медленнее. Существуют различные степени умственной отсталости, от лёгкой до глубокой.

Термин «умственная отсталость» уходит из официального использования, так как он оскорбителен и имеет негативный оттенок. Рассказываем про интеллектуальную недостаточность: её симптомы и причины у детей.

Поддержка ЖКТ: что поможет при болезнях, отравлении и неприятных симптомах?

Эффективные способы восстановления работы желудка и кишечника после расстройства: полезные советы и рекомендации экспертов

Что такое умственная отсталость или интеллектуальная недостаточность?

Человек с интеллектуальной недостаточностью имеет ограничения в двух областях:

  • Интеллектуальное функционирование, также известное как коэффициент интеллекта, или IQ, оно относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
  • Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые для повседневной жизни, такие как способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.

IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью теста IQ. Средний коэффициент интеллекта составляет 100 баллов, большинство людей набирают от 85 до 115 баллов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ составляет менее 70–75. Так как в раннем детском возрасте сложно применять стандартизированные тесты на интеллект, специалисты используют другие методики оценки развития.

Чтобы измерить адаптивное поведение ребёнка, специалист будет наблюдать за навыками и сравнивать их с навыками других детей того же возраста: насколько хорошо ребёнок может есть или одеваться самостоятельно, общаться с другими и понимать их, и как ребёнок взаимодействует с семьей, друзьями и другими детьми того же возраста.

Считается, что интеллектуальная инвалидность (ИИ) затрагивает около 1% населения. Из тех, кто страдает ИИ, 85% имеют легкую форму умственной отсталости. Это означает, что они немного медленнее среднего усваивают новую информацию или навыки.

При правильной поддержке большинство из них (до 70%) смогут жить самостоятельно во взрослом возрасте.

Каковы признаки умственной отсталости у детей?

Существует множество различных признаков интеллектуальной недостаточности у детей. Признаки могут проявиться в младенчестве или могут быть незаметны до достижения ребёнком школьного возраста. Часто это зависит от тяжести инвалидности. Вот некоторые из наиболее распространённых признаков умственной отсталости (УО) у детей:

  • Поздно начинает переворачиваться, садиться, ползать или ходить.
  • Говорит поздно или с трудом.
  • Медленно осваивает такие вещи, как приучение к горшку, одевание и самостоятельный приём пищи.
  • Трудности с запоминанием.
  • Неспособность связать действия с последствиями.
  • Проблемы с поведением, такие как внезапные истерики.
  • Трудности с решением проблем или логическим мышлением.

У детей с тяжёлыми или глубокими нарушениями интеллекта могут быть и другие проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут включать судорожные приступы, расстройства настроения или развития (тревожность, аутизм и т. д.), нарушения моторики, проблемы со зрением или слухом.

Факт!

Учёные из Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в исследовании доказали, что большинство детей с умственной отсталостью лёгкой степени имеют недостаточный объём произвольной слуховой памяти, плохо переключают и распределяют внимание, недостаточно умеют анализировать и обобщать наглядный материал.

Что является причиной умственной отсталости?

Всякий раз, когда что-то мешает нормальному развитию мозга, может возникнуть отставание в развитии. Однако конкретную причину можно определить только примерно в трети случаев.

Наиболее распространёнными причинами являются:

  • Генетические заболевания. К ним относятся такие патологии, как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы. Учёные из ФГБНУ «Медико-генетический научный центр» отмечают, что генетические нарушения являются причиной 25-50% случаев УО.
  • Проблемы во время беременности. Факторы, которые могут помешать развитию мозга плода, включают употребление алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции или преэклампсию беременных.
  • Проблемы во время родов. Умственная отсталость может возникнуть, если ребёнок испытывает недостаток кислорода во время родов или рождается крайне недоношенным.
  • Болезнь или травма. Инфекции, такие как менингит, коклюш или корь, могут привести к умственной отсталости. Тяжелая травма головы, утопление, крайнее недоедание, инфекции мозга, воздействие токсичных веществ, таких как свинец, и серьёзное пренебрежение или жестокое обращение также могут стать причиной УО.
  • Ни одна из вышеперечисленных. У большинства детей с нарушениями интеллекта причина неизвестна.

Можно ли предотвратить умственную отсталость?

Некоторые причины УО можно предотвратить.

  • Наиболее распространённой из таких причин является фетальный алкогольный синдром. Беременным женщинам не следует употреблять алкоголь.
  • Получение надлежащего дородового ухода, приём пренатальных витаминов и вакцинация от некоторых инфекционных заболеваний также могут снизить риск того, что ребёнок родится с умственными отклонениями.
  • В семьях с анамнезом генетических заболеваний может быть рекомендовано генетическое тестирование до зачатия.

Некоторые тесты, такие как УЗИ и амниоцентез, также могут проводиться во время беременности для выявления проблем, связанных с умственной отсталостью. Хотя эти тесты могут выявить проблемы до рождения, они не могут их исправить.

Как диагностируется умственная отсталость?

Интеллектуальная инвалидность может быть заподозрена по многим разным причинам. Если у ребёнка есть физические отклонения, которые предполагают генетическое или метаболическое расстройство, для подтверждения диагноза могут быть проведены различные обследования. К ним относятся анализы крови, мочи, визуальные тесты для поиска структурных проблем в мозге или электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для поиска признаков судорог.

У детей с задержками развития врач проведет тесты, чтобы исключить другие проблемы, включая проблемы со слухом и некоторые неврологические расстройства. Если после полного перечня не будет найдено никакой другой причины задержек, ребенок будет направлен на дополнительное обследование иными методами.

Три фактора особенно влияют на диагностику интеллектуальной инвалидности: интервью с родителями, наблюдение за ребенком и тестирование интеллекта и адаптивного поведения.

Важно!

Ребёнок считается интеллектуально недостаточным, если у него есть дефициты как IQ, так и адаптивного поведения. Если присутствует только один из этих факторов, ребенок не считается умственно отсталым.

После постановки диагноза умственной отсталости команда профессионалов оценит сильные и слабые стороны ребёнка. Это поможет определить, в каком объёме и какого рода лечение и поддержка понадобятся, чтобы добиться успеха дома, в школе и в обществе.

Для младенцев и малышей доступны программы раннего вмешательства. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение с использованием специальных вспомогательных устройств или разработка диеты, если проблемы связаны с ферментной недостаточностью.

Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют право на бесплатное специальное образование через государственную систему.

Как помочь ребёнку с ограниченными интеллектуальными возможностями?

Шаги, которые помогут ребёнку с ограниченными интеллектуальными возможностями, включают:

  • Узнайте все, что сможете, об умственных нарушениях. Чем больше вы знаете, тем лучшим защитником вы можете быть для своего ребёнка, его прав на лечение, образование и другие возможности коррекции.
  • Поощряйте независимость. Позволяйте ребёнку пробовать новое и поощряйте его делать что-то самостоятельно. Давайте указания, когда это необходимо, и хвалите, когда он делает что-то хорошо или осваивает что-то новое.
  • Привлекайте ребёнка к групповым занятиям. Посещение занятий по рисованию для малышей или участие в походах семьями поможет ему развить социальные навыки.
  • Общайтесь с педагогами. Поддерживая связь с воспитателями учителями, вы сможете следить за успехами и закреплять то, чему ваш ребёнок учится в образовательном учреждении, практикуясь дома.
  • Познакомьтесь с другими родителями детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Они могут стать отличным источником советов и эмоциональной поддержки.

Подробнее о советах читайте в статье «Особенности развития и адаптации детей с лёгкой умственной отсталостью».

Он-Клиник
6 филиалов
Ботулинотерапия
16450 руб.
МРТ головного мозга
6450 руб.
УЗИ сосудов головы и шеи
3280 руб.
Медси
63 филиала
МРТ головного мозга
7150 руб.
Первичный прием невролога
4480 руб.
УЗДГ брахиоцефальных артерий
3680 руб.
Ниармедик
16 филиалов
Анализ спинномозговой жидкости
8250 руб.
Дуплексное сканирование сосудов
3150 руб.
Семейная
12 филиалов
Дуплексное сканирование сосудов
3200 руб.
Люмбальная пункция
8500 руб.
Семейный доктор
22 филиала
Допплерография сосудов
3180 руб.
Исследование спинномозговой жидкости
8280 руб.
Электроэнцефалография
2750 руб.
Поликлиника.ру
11 филиалов
МРТ головного мозга
5980 руб.
Прием невролога первичный
3250 руб.
УЗДГ сосудов шеи и головы
2980 руб.
«Мать и дитя»
23 филиала
Допплерография сосудов
3650 руб.
Люмбальная пункция с исследованием
9850 руб.

Читайте также

Умственная отсталость в развитии ребёнка: признаки, терапия
Какие симптомы могут указывать на умственную отсталость у детей?
Особенности развития и адаптации детей с лёгкой умственной отсталостью
Чем ребёнок с лёгкой умственной отсталостью отличается от здоровых детей?
Что такое неклассическая врождённая гиперплазия надпочечников?
Не опасная, но неприятная: как эта форма врождённой гиперплазии надпочечников влияет на рост, устойчивость к стрессам и способность к беременности.
Лечение зубов у детей с ДЦП, эпилепсией, синдромом Дауна
Лечение зубов у особенных детей с диагнозами ДЦП, эпилепсия, синдром Дауна, с умственной отсталостью.
Идиотия: симптоматика, лечение
Идиотия – что это за диагноз, о чем он говорит?
Килевидная грудная клетка и виды лечения патологии
Причины деформации грудной клетки, осложнения при смещении органов и разные методы лечения.
Опубликовано 17.09.2024 22:06
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Развитие познавательной сферы у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Пешкова Н.А. // Акмеология 2016 №1
Умственно отсталый ребенок / Лурия А.Р. 1960
Генетика умственной отсталости / Лавров А.В., Банников А.В., Чаушева А.И., и др. // Рос вестн перинатол и педиат. 2016 №6
Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Липосомальный ретинол: революция в уходе за кожей без раздражения

Почему липосомальный ретинол лучше обычного: научное объяснение от экспертов

Поддержка ЖКТ: что поможет при болезнях, отравлении и неприятных симптомах?

Эффективные способы восстановления работы желудка и кишечника после расстройства: полезные советы и рекомендации экспертов

Солнечный ожог: как устранить боль и мучительный зуд кожи

Есть несколько способов смягчить интенсивную, но, к счастью, временную боль и зуд, и предотвратить их в будущем.

Летний отдых с малышом на даче: советы родителям

Летний выезд с ребенком на дачу – мероприятие, требующее от родителей повышенной предусмотрительности и особой ответственности.

Брекетам все возрасты покорны: вся правда о лечении

Брекеты для взрослых: необходимость, показания и противопоказания. Можно ли после лечения выглядеть моложе?