Умственная отсталость у детей: причины и признаки

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Интеллектуальная недостаточность, ранее называемая умственной отсталостью, характеризуется интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Дети с таким недостатком могут и действительно осваивают новые навыки, но медленнее. Существуют различные степени умственной отсталости, от лёгкой до глубокой.

Термин «умственная отсталость» уходит из официального использования, так как он оскорбителен и имеет негативный оттенок. Рассказываем про интеллектуальную недостаточность: её симптомы и причины у детей.

Как вылечить хронический насморк у ребенка

Что делать, если хронический насморк не оставляет в покое вашего малыша? Существуют ли действенные методы его лечения и если да, то какие?

Что такое умственная отсталость или интеллектуальная недостаточность?

Человек с интеллектуальной недостаточностью имеет ограничения в двух областях:

  • Интеллектуальное функционирование, также известное как коэффициент интеллекта, или IQ, оно относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
  • Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые для повседневной жизни, такие как способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.

IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью теста IQ. Средний коэффициент интеллекта составляет 100 баллов, большинство людей набирают от 85 до 115 баллов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ составляет менее 70–75. Так как в раннем детском возрасте сложно применять стандартизированные тесты на интеллект, специалисты используют другие методики оценки развития.

Чтобы измерить адаптивное поведение ребёнка, специалист будет наблюдать за навыками и сравнивать их с навыками других детей того же возраста: насколько хорошо ребёнок может есть или одеваться самостоятельно, общаться с другими и понимать их, и как ребёнок взаимодействует с семьей, друзьями и другими детьми того же возраста.

Считается, что интеллектуальная инвалидность (ИИ) затрагивает около 1% населения. Из тех, кто страдает ИИ, 85% имеют легкую форму умственной отсталости. Это означает, что они немного медленнее среднего усваивают новую информацию или навыки.

При правильной поддержке большинство из них (до 70%) смогут жить самостоятельно во взрослом возрасте.

Каковы признаки умственной отсталости у детей?

Существует множество различных признаков интеллектуальной недостаточности у детей. Признаки могут проявиться в младенчестве или могут быть незаметны до достижения ребёнком школьного возраста. Часто это зависит от тяжести инвалидности. Вот некоторые из наиболее распространённых признаков умственной отсталости (УО) у детей:

  • Поздно начинает переворачиваться, садиться, ползать или ходить.
  • Говорит поздно или с трудом.
  • Медленно осваивает такие вещи, как приучение к горшку, одевание и самостоятельный приём пищи.
  • Трудности с запоминанием.
  • Неспособность связать действия с последствиями.
  • Проблемы с поведением, такие как внезапные истерики.
  • Трудности с решением проблем или логическим мышлением.

У детей с тяжёлыми или глубокими нарушениями интеллекта могут быть и другие проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут включать судорожные приступы, расстройства настроения или развития (тревожность, аутизм и т. д.), нарушения моторики, проблемы со зрением или слухом.

Факт!

Учёные из Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в исследовании доказали, что большинство детей с умственной отсталостью лёгкой степени имеют недостаточный объём произвольной слуховой памяти, плохо переключают и распределяют внимание, недостаточно умеют анализировать и обобщать наглядный материал.

Что является причиной умственной отсталости?

Всякий раз, когда что-то мешает нормальному развитию мозга, может возникнуть отставание в развитии. Однако конкретную причину можно определить только примерно в трети случаев.

Наиболее распространёнными причинами являются:

  • Генетические заболевания. К ним относятся такие патологии, как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы. Учёные из ФГБНУ «Медико-генетический научный центр» отмечают, что генетические нарушения являются причиной 25-50% случаев УО.
  • Проблемы во время беременности. Факторы, которые могут помешать развитию мозга плода, включают употребление алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции или преэклампсию беременных.
  • Проблемы во время родов. Умственная отсталость может возникнуть, если ребёнок испытывает недостаток кислорода во время родов или рождается крайне недоношенным.
  • Болезнь или травма. Инфекции, такие как менингит, коклюш или корь, могут привести к умственной отсталости. Тяжелая травма головы, утопление, крайнее недоедание, инфекции мозга, воздействие токсичных веществ, таких как свинец, и серьёзное пренебрежение или жестокое обращение также могут стать причиной УО.
  • Ни одна из вышеперечисленных. У большинства детей с нарушениями интеллекта причина неизвестна.

Можно ли предотвратить умственную отсталость?

Некоторые причины УО можно предотвратить.

  • Наиболее распространённой из таких причин является фетальный алкогольный синдром. Беременным женщинам не следует употреблять алкоголь.
  • Получение надлежащего дородового ухода, приём пренатальных витаминов и вакцинация от некоторых инфекционных заболеваний также могут снизить риск того, что ребёнок родится с умственными отклонениями.
  • В семьях с анамнезом генетических заболеваний может быть рекомендовано генетическое тестирование до зачатия.

Некоторые тесты, такие как УЗИ и амниоцентез, также могут проводиться во время беременности для выявления проблем, связанных с умственной отсталостью. Хотя эти тесты могут выявить проблемы до рождения, они не могут их исправить.

Как диагностируется умственная отсталость?

Интеллектуальная инвалидность может быть заподозрена по многим разным причинам. Если у ребёнка есть физические отклонения, которые предполагают генетическое или метаболическое расстройство, для подтверждения диагноза могут быть проведены различные обследования. К ним относятся анализы крови, мочи, визуальные тесты для поиска структурных проблем в мозге или электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для поиска признаков судорог.

У детей с задержками развития врач проведет тесты, чтобы исключить другие проблемы, включая проблемы со слухом и некоторые неврологические расстройства. Если после полного перечня не будет найдено никакой другой причины задержек, ребенок будет направлен на дополнительное обследование иными методами.

Три фактора особенно влияют на диагностику интеллектуальной инвалидности: интервью с родителями, наблюдение за ребенком и тестирование интеллекта и адаптивного поведения.

Важно!

Ребёнок считается интеллектуально недостаточным, если у него есть дефициты как IQ, так и адаптивного поведения. Если присутствует только один из этих факторов, ребенок не считается умственно отсталым.

После постановки диагноза умственной отсталости команда профессионалов оценит сильные и слабые стороны ребёнка. Это поможет определить, в каком объёме и какого рода лечение и поддержка понадобятся, чтобы добиться успеха дома, в школе и в обществе.

Для младенцев и малышей доступны программы раннего вмешательства. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение с использованием специальных вспомогательных устройств или разработка диеты, если проблемы связаны с ферментной недостаточностью.

Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют право на бесплатное специальное образование через государственную систему.

Как помочь ребёнку с ограниченными интеллектуальными возможностями?

Шаги, которые помогут ребёнку с ограниченными интеллектуальными возможностями, включают:

  • Узнайте все, что сможете, об умственных нарушениях. Чем больше вы знаете, тем лучшим защитником вы можете быть для своего ребёнка, его прав на лечение, образование и другие возможности коррекции.
  • Поощряйте независимость. Позволяйте ребёнку пробовать новое и поощряйте его делать что-то самостоятельно. Давайте указания, когда это необходимо, и хвалите, когда он делает что-то хорошо или осваивает что-то новое.
  • Привлекайте ребёнка к групповым занятиям. Посещение занятий по рисованию для малышей или участие в походах семьями поможет ему развить социальные навыки.
  • Общайтесь с педагогами. Поддерживая связь с воспитателями учителями, вы сможете следить за успехами и закреплять то, чему ваш ребёнок учится в образовательном учреждении, практикуясь дома.
  • Познакомьтесь с другими родителями детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Они могут стать отличным источником советов и эмоциональной поддержки.

Подробнее о советах читайте в статье «Особенности развития и адаптации детей с лёгкой умственной отсталостью».

Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Биологически активные добавки для суставов: мифы и реальность

Спасут ли биологически активные добавки суставы: подробно разбираем с экспертами

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Как вылечить хронический насморк у ребенка

Что делать, если хронический насморк не оставляет в покое вашего малыша? Существуют ли действенные методы его лечения и если да, то какие?

Поддержка для суставов: зачем нужны ортезы?

Ортезы используются при травмах и болезнях опорно-двигательного аппарата. А новые разработки могут вернуть подвижность даже в самых сложных случаях.
Опубликовано 17.09.2024 22:06
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Развитие познавательной сферы у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости / Пешкова Н.А. // Акмеология 2016 №1
Умственно отсталый ребенок / Лурия А.Р. 1960
Генетика умственной отсталости / Лавров А.В., Банников А.В., Чаушева А.И., и др. // Рос вестн перинатол и педиат. 2016 №6

Читайте также

Что такое перекрут гидатиды у ребёнка: причины, симптомы и лечение
Самая частая причина потери яичка у подростков: перекрут гидатиды. Как уберечь ребёнка?
Ворочается и брыкается: почему мой ребёнок беспокойно спит?
От нормы до ритмического двигательного расстройства: почему дети раскачиваются и даже бьются головой во сне?
Боли роста: что скрывается за этим диагнозом?
Болят ноги по ночам: почему ребёнок жалуется на боль? Связаны ли эти боли со скачком роста?
Что такое синдром Элерса — Данлоса: причины и симптомы у детей и взрослых
О чём может рассказать высокая гибкость суставов у детей и взрослых: симптомы и лечение синдрома Элерса – Данлоса.
Арахноидальные кисты в тканях мозга: что это такое и почему они появляются?
Киста в паутинной оболочке: почему она появляется и когда ребёнку потребуется операция?
Анкилоглоссия: всё, что надо знать о короткой уздечке языка у детей
Понятными словами про анкилоглоссию: симптомы и признаки, типы, как влияет короткая уздечка на грудь мамы и здоровье ребёнка, варианты лечения и прогноз.