Интеллектуальная недостаточность, ранее называемая умственной отсталостью, характеризуется интеллектом или умственными способностями ниже среднего и отсутствием навыков, необходимых для повседневной жизни. Дети с таким недостатком могут и действительно осваивают новые навыки, но медленнее. Существуют различные степени умственной отсталости, от лёгкой до глубокой.
Термин «умственная отсталость» уходит из официального использования, так как он оскорбителен и имеет негативный оттенок. Рассказываем про интеллектуальную недостаточность: её симптомы и причины у детей.
Что такое умственная отсталость или интеллектуальная недостаточность?
Человек с интеллектуальной недостаточностью имеет ограничения в двух областях:
- Интеллектуальное функционирование, также известное как коэффициент интеллекта, или IQ, оно относится к способности человека учиться, рассуждать, принимать решения и решать проблемы.
- Адаптивное поведение. Это навыки, необходимые для повседневной жизни, такие как способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими и заботиться о себе.
IQ (коэффициент интеллекта) измеряется с помощью теста IQ. Средний коэффициент интеллекта составляет 100 баллов, большинство людей набирают от 85 до 115 баллов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ составляет менее 70–75. Так как в раннем детском возрасте сложно применять стандартизированные тесты на интеллект, специалисты используют другие методики оценки развития.
Чтобы измерить адаптивное поведение ребёнка, специалист будет наблюдать за навыками и сравнивать их с навыками других детей того же возраста: насколько хорошо ребёнок может есть или одеваться самостоятельно, общаться с другими и понимать их, и как ребёнок взаимодействует с семьей, друзьями и другими детьми того же возраста.
Считается, что интеллектуальная инвалидность (ИИ) затрагивает около 1% населения. Из тех, кто страдает ИИ, 85% имеют легкую форму умственной отсталости. Это означает, что они немного медленнее среднего усваивают новую информацию или навыки.
При правильной поддержке большинство из них (до 70%) смогут жить самостоятельно во взрослом возрасте.
Каковы признаки умственной отсталости у детей?
Существует множество различных признаков интеллектуальной недостаточности у детей. Признаки могут проявиться в младенчестве или могут быть незаметны до достижения ребёнком школьного возраста. Часто это зависит от тяжести инвалидности. Вот некоторые из наиболее распространённых признаков умственной отсталости (УО) у детей:
- Поздно начинает переворачиваться, садиться, ползать или ходить.
- Говорит поздно или с трудом.
- Медленно осваивает такие вещи, как приучение к горшку, одевание и самостоятельный приём пищи.
- Трудности с запоминанием.
- Неспособность связать действия с последствиями.
- Проблемы с поведением, такие как внезапные истерики.
- Трудности с решением проблем или логическим мышлением.
У детей с тяжёлыми или глубокими нарушениями интеллекта могут быть и другие проблемы со здоровьем. Эти проблемы могут включать судорожные приступы, расстройства настроения или развития (тревожность, аутизм и т. д.), нарушения моторики, проблемы со зрением или слухом.
Учёные из Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в исследовании доказали, что большинство детей с умственной отсталостью лёгкой степени имеют недостаточный объём произвольной слуховой памяти, плохо переключают и распределяют внимание, недостаточно умеют анализировать и обобщать наглядный материал.
Что является причиной умственной отсталости?
Всякий раз, когда что-то мешает нормальному развитию мозга, может возникнуть отставание в развитии. Однако конкретную причину можно определить только примерно в трети случаев.
Наиболее распространёнными причинами являются:
- Генетические заболевания. К ним относятся такие патологии, как синдром Дауна и синдром ломкой Х-хромосомы. Учёные из ФГБНУ «Медико-генетический научный центр» отмечают, что генетические нарушения являются причиной 25-50% случаев УО.
- Проблемы во время беременности. Факторы, которые могут помешать развитию мозга плода, включают употребление алкоголя или наркотиков, недоедание, некоторые инфекции или преэклампсию беременных.
- Проблемы во время родов. Умственная отсталость может возникнуть, если ребёнок испытывает недостаток кислорода во время родов или рождается крайне недоношенным.
- Болезнь или травма. Инфекции, такие как менингит, коклюш или корь, могут привести к умственной отсталости. Тяжелая травма головы, утопление, крайнее недоедание, инфекции мозга, воздействие токсичных веществ, таких как свинец, и серьёзное пренебрежение или жестокое обращение также могут стать причиной УО.
- Ни одна из вышеперечисленных. У большинства детей с нарушениями интеллекта причина неизвестна.
Можно ли предотвратить умственную отсталость?
Некоторые причины УО можно предотвратить.
- Наиболее распространённой из таких причин является фетальный алкогольный синдром. Беременным женщинам не следует употреблять алкоголь.
- Получение надлежащего дородового ухода, приём пренатальных витаминов и вакцинация от некоторых инфекционных заболеваний также могут снизить риск того, что ребёнок родится с умственными отклонениями.
- В семьях с анамнезом генетических заболеваний может быть рекомендовано генетическое тестирование до зачатия.
Некоторые тесты, такие как УЗИ и амниоцентез, также могут проводиться во время беременности для выявления проблем, связанных с умственной отсталостью. Хотя эти тесты могут выявить проблемы до рождения, они не могут их исправить.
Как диагностируется умственная отсталость?
Интеллектуальная инвалидность может быть заподозрена по многим разным причинам. Если у ребёнка есть физические отклонения, которые предполагают генетическое или метаболическое расстройство, для подтверждения диагноза могут быть проведены различные обследования. К ним относятся анализы крови, мочи, визуальные тесты для поиска структурных проблем в мозге или электроэнцефалограмма (ЭЭГ) для поиска признаков судорог.
У детей с задержками развития врач проведет тесты, чтобы исключить другие проблемы, включая проблемы со слухом и некоторые неврологические расстройства. Если после полного перечня не будет найдено никакой другой причины задержек, ребенок будет направлен на дополнительное обследование иными методами.
Три фактора особенно влияют на диагностику интеллектуальной инвалидности: интервью с родителями, наблюдение за ребенком и тестирование интеллекта и адаптивного поведения.
Ребёнок считается интеллектуально недостаточным, если у него есть дефициты как IQ, так и адаптивного поведения. Если присутствует только один из этих факторов, ребенок не считается умственно отсталым.
После постановки диагноза умственной отсталости команда профессионалов оценит сильные и слабые стороны ребёнка. Это поможет определить, в каком объёме и какого рода лечение и поддержка понадобятся, чтобы добиться успеха дома, в школе и в обществе.
Для младенцев и малышей доступны программы раннего вмешательства. Раннее вмешательство может включать логопедию, трудотерапию, физиотерапию, семейное консультирование, обучение с использованием специальных вспомогательных устройств или разработка диеты, если проблемы связаны с ферментной недостаточностью.
Дети школьного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют право на бесплатное специальное образование через государственную систему.
Как помочь ребёнку с ограниченными интеллектуальными возможностями?
Шаги, которые помогут ребёнку с ограниченными интеллектуальными возможностями, включают:
- Узнайте все, что сможете, об умственных нарушениях. Чем больше вы знаете, тем лучшим защитником вы можете быть для своего ребёнка, его прав на лечение, образование и другие возможности коррекции.
- Поощряйте независимость. Позволяйте ребёнку пробовать новое и поощряйте его делать что-то самостоятельно. Давайте указания, когда это необходимо, и хвалите, когда он делает что-то хорошо или осваивает что-то новое.
- Привлекайте ребёнка к групповым занятиям. Посещение занятий по рисованию для малышей или участие в походах семьями поможет ему развить социальные навыки.
- Общайтесь с педагогами. Поддерживая связь с воспитателями учителями, вы сможете следить за успехами и закреплять то, чему ваш ребёнок учится в образовательном учреждении, практикуясь дома.
- Познакомьтесь с другими родителями детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Они могут стать отличным источником советов и эмоциональной поддержки.
Подробнее о советах читайте в статье «Особенности развития и адаптации детей с лёгкой умственной отсталостью».
Использованы фотоматериалы Unsplash