Особенности умственного развития детей обладают спецификой, индивидуальной для каждого отдельного возрастного периода. Дети дошкольного возраста, как правило, уже располагают достаточными навыками формирования речи, учатся овладевать новыми знаниями, и постигают все более сложные способы умственной деятельности. При этом умственное воспитание ребёнка заключается для родителей не только в предоставлении малышу максимального количества информации об окружающем его мире. Немаловажную роль в данном процессе играет стремление к совершенствованию детской познавательной деятельности – развитию способностей ребёнка оценивать, сравнивать, обобщать и анализировать.
Основные сферы умственного развития ребёнка дошкольного возраста
Умственное развитие детей дошкольного возраста предполагает воспитательную работу родителей в нескольких направлениях:
- Познавательная сфера (в т.ч. восприятие, воображение, внимание, память, мышление).
Именно в дошкольном возрасте у ребёнка чаще всего возникает активный интерес к окружающему миру, чтению и арифметике. Эффективно поддерживать и развивать такое полезное стремление родителям поможет ознакомление малыша с познавательной литературой, детскими энциклопедиями, задачами-картинками, арифметическими и другими развивающими играми. Повышенное внимание следует уделять развитию в ребёнке творческих способностей. В домашних условиях этому поспособствуют занятия рисованием, лепкой, наклеиванием; игра в рифмы, совместное пение, и пр.
- Речевая сфера.
Залогом правильного и активного формирования детских речевых навыков служат не только полноценное общение малыша со сверстниками и родителями, но и чтение художественной литературы – рассказов, стихотворений, сказок и произведений фольклора. За прочтением обязательно должно следовать обсуждение, во время которого взрослым необходимо делиться с малышом навыками правильного употребления слов и построения предложений.
- Сфера чувств и эмоций.
Кроме приобретения познавательных и речевых навыков, в дошкольном возрасте у ребёнка происходит формирование эмоционально-чувственной сферы. Малыш проявляет любопытство и любознательность; впервые начинает осознанно испытывать чувство гордости, стыда, разочарования, восторга, удивления, уважения, и т.д. В моменты выражения ребёнком ярких эмоций особенно важна оценка его поведения со стороны родителей; их умение искренне разделить со своим чадом радость, или корректно и правильно отреагировать на любые негативные проявления.
- Сфера отношений.
Дошкольный возраст – пора, когда ребёнок начинает впервые принимать пусть несложные, но самостоятельные решения, анализировать их и учиться принимать на себя ответственность. Малыш впервые постигает азы межличностного общения, учится делать выводы, и пытается отличить «хорошее» от «плохого». Особенно значимое влияние на психологическое и умственное развитие детей дошкольного возраста оказывают отношения с родителями. Проявление со стороны взрослых чрезмерного контроля и строгости, или, хуже того, негативных эмоций по отношению к малышу, способно лишить ребёнка уверенности в себе, и явиться в последующем причиной заниженной самооценки.