Сегодня многие взрослые люди, имеющие одно или несколько высших образований и успешную карьеру, все чаще вспоминают о необходимости уроков иностранных языков. В их числе не только английский, но и другие европейские языки — французский, испанский, немецкий, а также набирающие популярность азиатские — китайский, японский, арабский. Иностранные языки не просто служат инструментом общения в поездках за границу, но и способствуют улучшению мыслительных навыков и когнитивных способностей. Чтобы интерес взрослого студента к урокам не пропал, ему необходима четкая мотивация и налаженный контакт с преподавателем.
Для чего взрослым уроки иностранных языков?
К сожалению, не все наши соотечественники с удовольствием вспоминают школьные уроки иностранных языков. Методика преподавания была построена таким образом, что школьники учились только читать и переводить тексты, но не умели говорить на них. Развить навыки восприятия на слух также не представлялось возможным, поскольку лингафонные кабинеты находились только в школах с углубленным изучением иностранных языков, а смотреть телепрограммы без перевода не было возможности.
Поэтому многие профессионалы и не прилагали особых усилий к изучению иностранных языков. Лишь с развитием международного сотрудничества и возможностей для бизнеса и зарубежных поездок уроки иностранных языков начали интересовать не только детей и подростков, но и взрослых. Во взрослом возрасте обучение иностранной речи, письму и навыкам аудирования представляет определенную сложность — время на занятия выкроить труднее ввиду занятости на работе и в семье. Тем не менее, знать один или несколько иностранных языков необходимо по следующим причинам:
- возможности понимать собеседника за рубежом;
- возможности получить работу за рубежом;
- возможности общения с коллегами из других стран;
- возможности читать профессиональную литературу на иностранных языках;
- улучшения когнитивных способностей.
Эффективность уроков на курсах или с частным преподавателем зависит от изначальной мотивации студента и его возможности уделять некоторое время самостоятельной работе.
Как выбрать квалифицированного репетитора по английскому языку?
Английский язык сегодня является одним из самых востребованных языков мира. Большое количество носителей и говорящих, активное использование при общении в разных странах, а также в сфере IT и высоких технологий — все это способствует популярности английского языка в России и в мире. Простота в его изучении заключается в небольшом количестве падежей, отсутствии категории рода и окончаний у артиклей, а сложность — в понимании системы времен глагола и использовании предлогов.
Сегодня существует несколько способов выбора репетитора по английскому языку. Первый, самый проверенный и востребованный — поиск среди друзей, знакомых или коллег. Если кто-то из ближайшего окружения уже имеет успешный опыт занятий с частным преподавателем, то и другие желающие изучать язык будут к нему обращаться в случае необходимости.
Также можно разместить объявление в социальных сетях с обозначением своих целей и задач в изучении языка, или найти преподавателя на специальном Интернет-сервисе. Пользователи оставляют отзывы о работе преподавателей, что позволяет ученику и учителю найти друг друга.
Определить, подходит ли репетитор по английскому языку конкретному клиенту, не всегда представляется возможным. На пробном занятии преподаватель демонстрирует себя с лучшей стороны, но впоследствии выясняется, что по каким-то причинам ожидания клиента не оправдываются. Дело может быть как в личности учителя, так и желаниях ученика.
По наблюдениям студентов и преподавателей, хороший репетитор по английскому языку должен обладать следующими качествами:
- опыт преподавания и небольшое количество уроков в день. Оптимальное число занятий у репетитора не должно превышать 4 в день. Чем меньше его занятость, тем больше время он тратит на подготовку к занятиям и повышение собственной квалификации;
- детальное планирование каждого урока и умение четко видеть цели и задачи ученика. Это позволит достичь наилучших результатов;
- использование качественных учебных пособий и дополнительных учебных материалов. Опытный и грамотный репетитор ориентируется на каждого конкретного ученика и подбирает пособие и дополнительные материалы в соответствии с уровнем его знаний и поставленными задачами;
- отслеживание результативности своей работы. Для этого преподаватель использует тесты и контрольные работы, которые позволяют проследить достижения ученика и необходимость приложения дополнительных усилий;
- профессиональное развитие. Поиск новых идей и методов, участие в мастер-классах, усовершенствование подходов к обучению — все это свидетельствует о высокой квалификации преподавателя;
- проявление лучших личных качеств в работе. Вне зависимости от личных обстоятельств, преподаватель должен быть всегда в хорошем настроении и доброжелательно относится к ученику.
Будут ли преподаватель и ученик подходить друг другу — с полной определенностью сказать невозможно. Нередко происходит и так, что, несмотря на все профессиональные заслуги, опыт работы и постоянное повышение квалификации, репетитор не устраивает ученика по неопределенным личным причинам, и сотрудничество не начинается или прекращается.
Как сделать, чтобы уроки английского языка приносили результат?
Успех в изучении английского или любого другого иностранного языка зависит не только от личных качеств и высокой квалификации преподавателя, но и от мотивации студента. Чтобы уроки английского языка были эффективны и результативны, ученик должен и сам прилагать усилия, чтобы усвоить больше.
В первую очередь, необходимо выполнять домашнее задание, которое дает преподаватель. Это дает возможность закрепить материал, пройденный на уроке. Но кроме этого, ученик должен выделять на самостоятельную работу 15-20 минут ежедневно. И в этом смысле уроки английского языка подобны тренировкам — чем регулярнее самостоятельные упражнения, тем выше будет результат и лучше навыки.
Некоторые рекомендации помогут в самостоятельном изучении английского языка в свободное от занятий время:
- общаться с носителями языка. На определенном этапе это необходимо, чтобы познакомиться с «живым», а не книжным английским. Если такой возможности нет, ученик может посмотреть фильмы или телепередачи без перевода;
- беседовать с самим собой. Как ни странно это может звучать, но рассказывать самому себе о том, как прошел день, очень полезно для ликвидации языкового барьера и улучшения разговорных навыков;
- читать художественную или профессиональную литературу на английском языке.
Разумеется, взрослым сложнее изучать английский язык, чем школьникам или студентам. Но вопреки необоснованным заблуждениям и стереотипам, выучить его можно в любом возрасте. И, хотя после 30, 40 или 60 лет процесс замедлится, эффективность уроков английского языка по-прежнему определяется самостоятельной работой ученика во внеурочное время. И чем сильнее мотивация и лучше контакт с преподавателем, тем более высоких результатов достигнет ученик.