Новая опасность вирусной инфекции опять пришла из Китая: там обнаружили потенциально способный вызвать эпидемию возбудитель. И опять источником, по сообщениям, стали животные. Это не удивительно — мир живой природы богат различными инфекционными агентами, и часть из них охотно накидываются на человека. От далекой малярии до печально знакомой части россиян мышиной лихорадки — в медицине полно таких примеров. Чем же стал интересен новый вирус, кроме страны происхождения? MedAboutMe рассказывает, что известно о вирусе Лангъя.
Парамиксовирус LayV: кто он и откуда?
Так как находка это недавняя, то и серьезной информации о новом возбудителе маловато — из научных изданий отчитался только New England Journal of Medicine. Зато множество страшилок в СМИ, в том числе и об очередном «лабораторном» происхождении Лангъя. А что на самом деле?
У Langya henipavirus (хенипавирус Ланъя), или LayV, неплохая родословная — род Henipavirus, семейство парамиксовирусов, куда входят также привычные нам корь, эпидемический паротит (свинка), парагрипп и прочие возбудители.
В семействе хенипавирусов есть и менее знакомые нам, но достаточно опасные представители: Хендра и Нипах. В прошлом году Всемирная организация здравоохранения включила их в топ-10 самых больших вирусных угроз наравне с лихорадкой Западного Нила.
Болезнь, вызванная вирусом Хендра, развивается у парнокопытных и людей. Она вызывала эпидемические вспышки на юго-востоке Азии. Как и Нипах, этот вирус отличается повышенными показателями смертельных исходов: при Хендра летальность составляет 57%, при Нипахе 40-70% (зарегистрирована также вспышка, при которой умерли все инфицированные люди).
Остальные три известных хенипавируса человеку передаваться не могут.
Обеспокоенность экспертов вызывает склонность данного семейства к мутациям, а также тот факт, что до сих пор не выявлено, как именно вирус Лангъя умудряется проникать в человеческие клетки.
Как нашли вирус Лангъя?
Обнаружили его ученые на территории восточной провинции в Китае после того, как в клинику госпитализировали 53-летнюю женщину с лихорадочным состоянием неизвестной этиологии. У пациентки с ее слов был недавний контакт с животными.
Лангъя — это географическое название, старое имя округа на границе двух провинций, где было обнаружено самое большое число инфицированных. Хотя эксперты уже выступали против названия болезней и вирусов по населенным пунктам (а также профессиям, именам и животным), традиция все еще сохраняется. Взять, хотя бы, оспу обезьян, которой сами обезьяны болеют реже, чем белки и древесные крысы.
Комплексное научное исследование определило новый, до того неизвестный науке возбудитель лихорадки — и его назвали вирусом Лангъя.
Сначала ученые выявили и расшифровали новую геномную последовательность из однонитчатой РНК, а уже затем идентифицировали и сам вирус.
Сколько всего больных лихорадкой Лангъя?
После составления «портрета преступника» выявлять инфицированных стало легче. Вирус был выявлен всего у 35 человек, которых обследовали в рамках все того же комплексного исследования — все они имели лихорадку неизвестной природы, и все жили в двух близлежащих провинциях.
Выявили этот возбудитель еще в 2018 году, но официально признали недавно. 35 инфицированных — все, что было выявлено с 2018 по 2021 год при повторном изучении хранившихся биоматериалов.
Интересно, что у 26 человек из 35 зараженных этот новый вирус был единственным выявленным возбудителем болезненного состояния, то есть других потенциальных виновников болезни не было найдено.
Симптомы лихорадки Лангъя
Лихорадкой Лангъя не ограничивается: кроме высокой температуры и озноба у половины пациентов были слабость, кашель, снижение аппетита, болевой синдром, около трети страдали приступами тошноты и рвоты и головной болью.
По показателям анализов крови половина имела пониженный уровень лейкоцитов и тромбоцитов, у трети были маркеры нарушений работы печени, у 8% страдали почки.
Летальные исходы при заражении человека вирусом Лангъя не зарегистрированы.
Как передается вирус Лангъя?
Ученые Австралии, Китая и Тайваня изучили потенциальную эпидемиологическую опасность вируса Лангъя и ничего не нашли. В группе из 9 инфицированных и 15 их домочадцев не было найдено подтверждения возможности вторичного заражения — болели только те, кто ранее контактировал с животными.
Какие именно животные стали переносчиками инфекции, тоже пока достоверно не известно. Однако наиболее вероятный кандидат — маленькие грызуны-землеройки. Из более чем двух сотен отловленных в областях заражения и обследованных землероек LayV был выявлен почти у трети. Кроме того, 5% собак и 2% коз также оказались носителями.
Передача через землероек достаточно сомнительна — это не домашние животные, и не те, с которыми люди обычно контактируют. Питаются эти зверьки насекомыми и беспозвоночными (слизняками, улитками, червями), мелкими позвоночными, грибами и семенами.
Что еще известно про Лангъя?
Обеспокоенность общественности вызывает значительный инкубационный период. Если в случае с ближайшими «родственниками» Лангъя — Хендрой и Нипах — он длится в среднем 5-16 суток (в редчайших случаях — 2 месяца), то у Лангъя этап от заражения до первых симптомов тянется в среднем до месяца.
Кроме того, в отличие от вирусов Хендра и Нипах, также способных поражать человека, у Лангъя более стертые и расплывчатые симптомы. Лихорадки Хендра и Нипах отличаются выраженной симптоматикой тяжелой гриппоподобной инфекции, прогрессирующей до острого энцефалита с судорожным синдромом и комой (не всегда). Респираторные признаки болезни не яркие. А вот энцефалит может поражать жертв и спустя месяцы после заражения, и даже через годы.
С Лангъя все проходит намного мягче, с клинической картиной ОРВИ средней степени тяжести, что может затруднять диагностику. Однако специфическое антивирусное лечение на сегодня отсутствует, так что терапия может быть только симптоматической — облегчающей состояние пациента.
В исследованиях российские ученые оценивали эффективность отечественных противовирусных препаратов, которые показали хорошие результаты в лабораторных условиях.
Выводы таковы: эпидемический потенциал и опасность вируса Лангъя сильно преувеличены, хотя и требуется больше данных и исследований. Роспотребнадзор заявил, что в России этого возбудителя нет, и риски его появления весьма невелики. Намного опаснее для россиян другой зооноз — читайте о нем в статье «Мышиная лихорадка: чем опасны пыльные дачи?».