Здоровье детей во многом зависит от психологии развития и умения общаться со сверстниками. Как же влияют на формирование ребёнка обычные дразнилки?
Свой ребёнок для родителей — самый лучший. Никому не придет в голову назвать любимого сыночка жирным или очкариком. Но сами дети с удовольствием раздают обидные прозвища. Дразнилки являются неотъемлемой частью детского общения, избежать их появления в коллективе почти невозможно. Почему так происходит и стоит ли с этим мириться?
Влияние дразнилок на развитие и здоровье детей
Детям нравится давать «клички» ровесникам, придумывать неприятные дразнилки. Одни не обращают на это внимания, другие пускают в ход кулаки, третьи просто обижаются и плачут. Как должны вести себя родители в таких случаях?
Прежде всего, нельзя игнорировать такие ситуации, успокаивая себя и ребёнка тем, что все пройдет со временем само собой. Ведь если вовремя не помочь справиться с проблемой, это отрицательно отразится на здоровье детей, их настроении, а возможно, и на психике малышей, ведь дети не всегда могут защитить себя без помощи взрослых.
Отчего же им так нравится давать прозвища своим ровесникам?
Иногда это можно объяснить желанием выделиться, показать свое превосходство над остальными детьми. Даже маленький мальчик может важно заявить, что он красивее и круче соседского, потому как у того не модная прическа. А иногда мама с папой сами провоцируют ребёнка придумывать прозвища, обсуждая в его присутствии недостатки внешности или финансовую несостоятельность друзей, коллег, знакомых.
Таким образом, в первом случае причина придумывать прозвища естественная — по сути, это психологическая особенность некоторых детей, которая сама собой пройдет по истечении определенного возраста детей. Но во втором случае родителям нужно поработать над собой: маме и папе, желающим воспитать свое чадо добрым и внимательным, придется контролировать свое поведение
Младший и школьный возраст детей — психология развития и особенности общения
Формирование ребёнка, его личности, начинается в процессе его общения со сверстниками. Для чего малыши придумывают дразнилки? Иногда таким способом они приглашают поиграть, например, побегать. Такие дразнилки дети обычно воспринимают нормально, вовлекаясь в игру, при этом у них не возникает ни душевных переживаний, ни обид, поэтому такие шутки не могут причинить вред здоровью детей.
В другом случае малыш замечает, что обзывая других, он привлекает внимание окружающих и продолжает это делать, порой, совсем не желая уязвить товарища.
Старший возраст детей предполагает более серьезные формы дразнилок: они проверяют на «прочность» ровесников или пытаются самоутвердиться за их счет.
Здесь используются два вида дразнилок: относящиеся к внешности (длинный, толстый, рыжий) и к чертам характера (трепло, нытик, жадина).
Таким образом, обижающий, желая показать свое превосходство и не зная другого способа стать «сильнее и круче», самоутверждается в глазах других детей. И если обижаемый ребёнок оказывается слабее обидчика, расстраиваясь, он невольно сам позволяет ему над собой властвовать. В дальнейшем позиция побежденного может так прочно укорениться, что сила негативного влияния превысит уровень невинных шуток, и это уже может стать насилием над личностью — психологическим преследованием.
Если малыш получает недостаточно внимания в семье, ему хочется как-то показать свою индивидуальность, выделиться, привлечь внимание окружающих. И он иногда не придумывает ничего лучшего, как задирать других детей, придумывая им обидные прозвища.
Но в чем бы не заключалась первопричина разделения детской компании на дразнящих и дразнимых, следует понимать, что каждый такой эпизод не должен оставаться без внимания взрослых. Родители должны осознавать, что незащищенность ребёнка перед психологическим давлением сверстников сигнализирует прежде всего о том, что ребёнок не чувствует поддержки и защиты со стороны взрослых.
Когда ребёнка не признают в коллективе, он может стать объектом психологической травли. Это постоянный стресс, который неблагоприятно отражается на здоровье детей и нередко приводит к нервному срыву и даже трагическим последствиям. Почему это происходит и как вести себя родителям в этой ситуации? В любом случае, игнорировать факт травли нельзя. Не вмешиваться можно лишь в том случае, если ребёнок хочет сам урегулировать конфликт и просит маму и папу не вмешиваться. Но при этом все же следует контролировать ситуацию, разговаривать с ребёнком, наблюдать за его настроением. Если же ситуация вышла из под контроля, необходимы срочные действия: беседы с учителем, выяснение отношений с обидчиками и их родителями, возможен даже перевод в другую школу или группу.
Формирование ребёнка как личности. Задиры и жертвы
В большей части задиры-зачинщики — это будущие лидеры. Демонстрируя каждый раз свое превосходство над людьми, задиры гордятся этим. Таким детям следует пояснить, что авторитет можно заслужить не только обижая и высмеивая, а еще и проявляя доброту и уважение:
- Не высмеивать одноклассника, имеющего лишний вес, а предложить ему побегать вместе вечером на спортплощадке.
- Не обзывать тупым написавшего на двойку контрольную, а позаниматься с ним после занятий.
- Не помешает вместе с задирами просматривать фильмы о благородных героях, которые привлекают к себе внимание благодаря созиданию, а не разрушению. В результате важно, чтобы, невзирая на еще нежный возраст детей, они смогли понять простую истину — уважения достоин каждый человек, какой бы внешностью, национальностью или финансовой состоятельностью он не обладал.
- Безответная жертва. Этот ребёнок не только имеет какие-то особенности, отличающие его от других, увы, не в лучшую сторону, обычно он еще и обладает низкой самооценкой. Родители этих детей должны помочь им почувствовать уверенность в себе, в своих силах, в своей значимости. Повысить самооценку и доказать собственную индивидуальность им могут помочь занятия в секциях или кружках.
- Если возможно, следует помочь изменить недостатки внешности, которые причиняют вред здоровью детей и доставляют им неудобства в отношениях с окружающими:
- Разработать диету и проконтролировать физическое развитие детей, если у них лишний вес. Купить красивые очки, если имеют место проблемы со зрением.
- Если же изменить внешность нет возможности, нужно помочь ребёнку научиться принимать ситуацию максимально беспристрастно. Цель воспитания состоит не в том, чтобы оградить от недоброжелателей, а в том, чтобы он принимал себя таким, каков он есть, и жил, не делая проблем из недостатков своей внешности. Будет полезно привести этим детям примеры из жизни знаменитостей с неидеальной внешностью, добившихся в своей жизни хороших результатов.
- В любом случае, основная задача — воспитать в ребёнке уважение к себе самому. Он должен понимать, что никаким образом не заслуживает пренебрежительного обращения.
Психологические травмы в этом возрасте могут оказать серьезное влияние на будущее формирование ребёнка как личности и взаимоотношения его с внешним миром. Однако этот успех маленького человека над собой и над своими недругами научит его противодействовать влиянию внешнего мира, даст большой запас стойкости, научит эффективно разрешать маленькие и большие проблемы всю свою жизнь.