Воспитание детей — разносторонний процесс, благодаря которому ребёнок приобретает устойчивые черты характера. Все родители по-разному взаимодействуют со своими детьми. Это объясняется стилями воспитания, которые принято выделять в педагогике.
- Авторитарный. Взрослые следуют строгим нормам и правилам. Целью такого воздействия является формирование в ребёнке послушания, ответственности, развития взрослой части личности.
- Попустительский. Отличается склонностью взрослых людей почти не обращать внимания на то, что происходит с ребёнком — о чем он думает, что чувствует, чем занимается.
- Демократичный стиль. Сочетает в себе особенности первого и второго. Когда родители и дети взаимодействуют, опираясь на него, он помогает формировать правильные границы отношений в семье, соблюдать правила, не унижая, при этом, личность и достоинство.
Иногда взрослые, в силу своих, детских психологических травм, имеют искаженное представление о процессе воспитания. Тогда, они могут использовать его как метод давления, бессознательно мстят за то, что сами, когда-то, подверглись несправедливому отношению. В таком случае, процесс воспитания лишается положительных эмоций, дети и родители страдают, отношения в семье превращаются в игру «Наказание-сопротивление-месть». Это лишает близких людей теплого общения и доверия. Может ли воспитание детей быть наполнено положительными эмоциями, оптимизмом, любовью и радостью? Как научиться не «проваливаться» надолго в негатив, когда приходится наказывать ребёнка или общение с ним превращается в конфликт?
Важность воспитания детей в семье
Иногда родители спорят друг с другом: нужно ли воспитывать ребёнка, влиять на него, иногда, оказывать давление, с целью воспитать достойного человека или следует доверить это дело природе, где лучшим воспитателем является любовь? Специалисты говорят о важности теплого общения с ребёнком, и уважения его личности. Таким образом, взрослые сохраняют с детьми теплые отношения, удовлетворяют их потребность во внимании, понимают во всех проявлениях, стремятся помогать и поддерживать. Однако, известны случаи, когда подобное взаимодействие превращаются в гиперопеку или вседозволенность. В результате этого, дети вырастают с чертами антисоциальной личности: появляются вредные привычки, они могут позволить себе нарушить принятое правило, почти не понимает что такое «хорошо», а что такое «плохо», не чувствуют границы других людей, могут позволить себе обижать слабых, не имеют уважения к старикам, отличаются эгоизмом. В таком случае, принято говорить о том, что родители испортили ребёнка любовью. Это не совсем так. Причины подобной испорченности кроется во вседозволенности и чрезмерном желании оградить детей от любого негативного опыта.
Воспитание детей должно быть наполнено не только уважением и любовью к его личности, но и формированием в нем ответственности, самостоятельности, умения исправлять свои ошибки. Строгость и наказание являются такой же неотъемлемой частью воспитательного процесса, как внимание и доверие.
Привычка быть оптимистом
Ссоры и конфликты в семье вызывают много болезненных чувств. Особенно ярко они проявляются, если взрослые понимают, что ребёнок не соответствует их ожиданиям. Родители могут испытывать вину, стыд, раздражение и злость. Разочарование и негативные эмоции занимают все семейное пространство, в нем не остается места для понимания, радости и позитива. В семьях, где все члены семьи ценят оптимизм, может наблюдаться другая картина: родители и дети ссорятся, однако, не желают долгое время находиться в отрицательных чувствах, умеют быстро прощать обиды друг другу, забывать досадное недоразумение, находить эффективные способы влияния, которые не ранят личность.
Таким образом, взрослым полезно отказаться от привычки погружаться в свои мрачные мысли, относительно того, каким человеком вырастет ребёнок. Воспитывая его, полезно замечать сильные и хорошие качества характера, говорить о них, поддерживать их развитие.
Научитесь управлять своими эмоциями
От того, как проявляются чувства человека в семье, зависит психологическая атмосфера и отношения друг с другом. Если взрослый не умеет контролировать себя, то, часто, это оборачивается агрессией в сторону ребёнка, насильственными действиями по отношению друг к другу, обидами, усталостью, которые могут долгое время отнимать энергию. Недостаток эмоциональных и физических сил приводит к еще большему истощению. Когда родители не понимают, что происходит с ними во время сложных ситуаций — ребёнок не слушается, сопротивляется, капризничает, делает все назло — они, чтобы изменить его поведение, могут кричать, наказывать, бить. Позже, это вызывает чувство вины, которым мучаются взрослые, психологическая атмосфера в семье становится напряженной, близость пропадает, воспитание детей становится мукой, и в нем нет места для радости.
Эмоции — часть личности, которой можно и нужно уметь управлять. Если родитель может вовремя остановиться и спросить себя — «Что я сейчас чувствую?» — он получает шанс удовлетворить собственную эмоциональную потребность ,успокоиться и не проецировать на ребёнка свои проблемы.
Разберитесь с собственными травмами
Трудно сделать воспитание детей позитивным радостным процессом, если, родители сами страдают от переживания детских травм. В таком случае, им будет трудно чувствовать ребёнка. Они, каждый раз, сталкиваясь с болезненными эмоциями, будут видеть не его, а себя в детстве. Детские эмоциональные травмы не исчезают с приходом возраста, они «растут» вместе с человеком. Чем спокойнее и увереннее в себе родитель, тем лучшие условия он создает для роста и развития детей. Поэтому, матери и отцу полезно «разобрать» багаж переживаний детских чувств, которые они «принесли» с собой во взрослую жизнь и семью. Так, взрослому человеку будет очень трудно перестать критиковать сына или дочь, если, он сам подвергался такому отношению в детстве. Обучиться новым навыкам взаимодействия с детьми можно в процессе личной психотерапии.
Воспитание ребёнка: советы специалистов
Чтобы добавить больше радости в воспитательный процесс, родители могут воспользоваться рекомендациями психологов с большим опытом работы.
- Юлия Гиппенрейтер считает, что основы здоровья детской личности закладываются, благодаря безусловной любви родителей — когда дети любимы не за заслуги, а просто так, потому что они есть. Также, психолог считает, что, здоровые ограничения и правила в семье очень нужны всем детям, потому что они создают надежные и безопасные условия для развития.
- С точки зрения Людмилы Петрановской, главное условие хороших отношений между детьми и родителями — это создание опоры, на которую дети могут опираться. Она состоит из любви, доверия, понимания и привязанности.
- Франсуаза Дольто в своих трудах изучает детский мир чувств и доносит до родителей понимание об их важности. Эти труды помогут взрослым не только сделать воспитание в семье радостным, но и понять — как залечить собственные детские психотравмы.
Родителям полезно завести привычку обращаться к литературе по детской психологии, каждый раз, когда отношения с детьми становятся сложными.