Иногда родители не сразу замечают, что дети взрослеют. Тогда они могут относиться к ним так, словно те еще малыши — забавные, познающие мир и очень зависимые от взрослых. Такие качества характера могут наблюдаться как у дошкольников, так и у подростков, но, то, что отличает взрослеющего ребёнка от малыша — это самостоятельное мышление и деятельность, независимая от взрослых.
Дети школьного возраста обладают своими характеристиками — они могут тревожиться перед обучением, иметь трудности в общении, быстро взрослеть и стремиться даже «отделиться» от родителей. Чаще всего такое поведение характерно ребёнку, когда он вступает в подростковый возраст, но бывает, что младшие школьники и даже первоклассники тоже рано хотят стать самостоятельными.
Психология школьника отличается от психологии ребёнка дошкольного возраста. Об этих различиях, а также о том, на что стоит обратить внимание родителям, когда ребёнок пошел в школу или учится в начальных классах, пойдет речь в этой статье.
Как взрослеет ребёнок?
Не замечая признаков взросления у ребёнка, мать и отец причиняют вред детской психике. Какое поведение родителей свидетельствует о том, что они не могут или не хотят замечать, что дети вышли из дошкольного детства, стали серьезней и к ним требуется особый подход?
- Они все делают за ребёнка: продолжают его одевать и раздевать, завязывать шнурки, заправлять за него постель, наводить порядок в его комнате, собирать портфель и многое из того, что ребёнок младшего школьного возраста способен сделать сам.
- Они принимают за него решения: чем ему питаться, что носить, с кем дружить, чем заниматься после школы, какие кружки и секции посещать.
- Когда дети переходят из дошкольного детства в школьный возраст, это не значит, что родители должны полностью передать им ответственность за жизнь и времяпрепровождение, однако, матери и отцу полезно, как минимум, интересоваться желаниями и предпочтениями детей и иногда, а может быть и часто поступать так, как предлагают они. Это будет приучать ребёнка к самостоятельности.
Понять, что дети подрастают и становятся другими — школьниками — можно, когда они все чаще начинают заявлять о своем мнении и отстаивать его, предлагать родителям новые идеи досуга, размышлять о дружбе, любви, отношениях, задавать «взрослые» вопросы о рождении детей и близости между мужчиной и женщиной.
Как приучать детей к ответственности?
Отвечать за свои поступки и исправлять ошибки — поведение взрослой, ответственной личности. Если родители не приучают к этому детей, то они привыкают к тому, что проблемы за них решает кто-то другой, трудности преодолевают родители и им не нужно напрягаться, чтобы что-то получить или понять.
Такие отношения в семье приводят к тому, что ребёнок может вырасти безответственным. Когда он взрослеет, то часто ждет помощи со стороны или считает, что окружающие — близкие, друзья, коллеги, знакомые — должны догадаться, что ему нужно и помочь.
Начало школьного возраста — подходящая пора, когда следует развивать в детях личную ответственность. Они должны знать, что за любой свой поступок они отвечают сами. Сформировать чувство ответственности можно практическим путем.
- Если ребёнок «случайно» взял в школе чужую, понравившуюся ему вещь, то взамен он должен отдать свою.
- Когда он не подготовил уроки и получил «двойку», то на следующем уроке должен обязательно исправить ее на «пятерку».
- Если он разбил соседское окно или замучил чужого котенка, то должен как минимум принести извинения, или, возможно, пожертвовать частью своих сбережений, чтобы возместить ущерб.
- Прежде чем приучать ребёнка брать на себя ответственность, родители должны хорошо разобраться в ситуации, учесть все обстоятельства, чтобы убедится в том, что ребёнок действительно должен ответить за поступок сам.
Как развивать самостоятельность?
Самостоятельность — следующее важное качество детей младшего школьного возраста. Когда они идут в школу, родители должны способствовать тому, чтобы навыки самостоятельного мышления и действий развивались. Как они могут это сделать?
- Не делать за детей то, что они могут выполнить сами — решить задачку, сложить книги на полке, убрать игрушки, навести порядок в шкафу, разогреть себе еду, вынести мусор, посидеть с младшим братом, помириться с другом и так далее.
- Чаще задавать вопросы: «Что ты думаешь по этому поводу?», «Какие у тебя есть идеи?», «Мы с папой хотим знать твое мнение» и тому подобные. Такое общение позволяет ребёнку почувствовать себя в новой, взрослой роли, осознать, что он теперь может и умеет больше, нежели в дошкольном возрасте. Благодаря такому внутреннему ощущению спектр его желаний, стремлений и деятельности будет расширяться.
- Чаще напоминать ребёнку о его новой роли школьника и что она требует определенного соответствия.
Дети, учитель и родители
Отношения со школьным учителем играют важную роль в развитии и взрослении ребёнка. На первом этапе поступления в школу и на протяжении дальнейшего обучения то, как преподаватель и ученик относятся друг к другу, будет влиять на детское развитие, самооценку и психику.
Во время взросления детей и школьного обучения родители должны знать и понимать, что представляют собой отношения между их ребёнком и учителем — как они общаются, решают конфликты, испытывают ли симпатию друг к другу, совпадает ли темп их деятельности, какие требования и ожидания имеет педагог в отношении ребёнка — а также то, какие он дает рекомендации, чтобы ребёнок был более успешным в школе.
Родители могут и должны поддержать ребёнка, если отношения с учителем складываются сложно, в них нет понимания и терпимости.
Общение с ребёнка с друзьями
Начало школьной поры — время, когда ребёнок начинает активно осваивать коммуникативную сферу деятельности. Он учится общаться и делает это все больше. Теперь круг его общения расширяется, увлечения и интересы увеличиваются, он хочет пробовать новые способы взаимодействия и препровождения. Как вести себя родителям?
- Не запрещать детям быть активными.
- Наблюдать, как меняются их интересы под влиянием среды.
- Быть рядом и поддерживать, если отношения со сверстниками становятся сложными или конфликтными.
- Понимать, как ребёнок строит общение, не ругать его за ошибки, а помогать развивать способности, направляя характер и поведение в нужное русло.