Невроз — расстройство, знакомое не всем родителям и даже тем, чьи дети явно обладают невротическими признаками. Не всегда «невроз» как диагноз ставится специалистом — тогда ребёнок хотя бы получает возможность вылечиться от него, а родители — соответствующие рекомендации, призывающие «оздоровить» их отношения в семье и к ребёнку.
Часто у детей наблюдаются невротические признаки, которые принимаются взрослыми за черты характера. Тогда детям приходится совсем «туго» — на них «давят», пытаясь изменить, улучшить характер, критикуют, сравнивают с другими благополучными и послушными детьми.
Невроз, в свою очередь, может быть следствием неправильного, не бережного воспитания или психологического стресса.
В данной статье приведены вредные советы родителям, следуя которым они, почти со стопроцентной вероятностью, спровоцируют в личности ребёнка проявления невроза, чем сделают его жизнь несчастной, а отношения в семье сложными, конфликтными и безрадостными.
Данная статья поможет многим взрослым «оглянуться» на свои методы воспитания и воздействия на детей, чтобы понять, от каких из них следует отказаться немедленно, заботясь о психическом развитии ребёнка и предотвращая в нем развитие невротических признаков.
Родителям о неврозе
«Нервный, раздражительный, непредсказуемый, высокомерный, вспыльчивый» — могут говорить окружающие о человеке, не зная, что данные качества характера часто свидетельствуют о наличии невроза. Ребёнок с невротическими реакциями, может слышать в свой адрес: «тебе слова нельзя сказать!», «почему ты такой злой?», «у тебя очень тяжелый характер» — такие слова обычно очень ранят и заставляют думать, что с ним не все в порядке, он «какой-то не такой». Если подобные слова дети слышат от родителей, то они еще больше усложняют и без того нерадостные отношения.
Задуматься о наличии невроза у ребёнка помогут наличие таких проявлений в его психике и поведении как замкнутость, повышенная тревожность, немотивированные случаи внезапного отказа от общения, страхи, бессонница, энурез, появление навязчивых движений тела или издаваемых звуков, напряженность.
В каких случаях поведение родителей может выступать как психотравмирующая ситуация, провоцирующая появление невроза? Часто это особенности общения с детьми, отношение к ним и методы воспитания.
Критикуйте ребёнка как можно чаще
Критикуйте ребёнка постоянно, каждый день указывайте ему на его несовершенство, не замечая хороших качеств и поступков, за которые можно похвалить. Акцент родителей на том, что ребёнок все делает не так — плохо убрался в комнате, не принес «пятерку», повздорил с друзьями, проспал, не занял первое место на соревнованиях — обязательно приведут к тому, что он начнет чувствовать эмоциональное напряжение, заставляющее его искать способы, как он может оказаться хорошим в глазах родителей. А так как таких ситуаций вы ему создавать не будете вообще, то очень скоро он убедится в том, что очень плох, безнадежен и родился «каким-то не таким».
Это ощущение приведет к формированию невротических проявлений — тревожности, отказу от деятельности, низкой самооценке, «забитости».
Чтобы «выжить» в таких условиях, ребёнок может начать проявлять признаки своего «идеального я» — гордыню и высокомерие — как доказательства того, что он что-то представляет собой в этом мире. Когда он вырастет, эти качества помогут ему прятаться от собственной «плохости», стремиться быть во всем идеальным, не прощать ошибок себе и другим, иметь низкий порог к стрессам — яркие признаки невротических проявлений во взрослой жизни.
Будьте для детей непредсказуемы и небезопасны
Не показывайте детям свое «истинное» лицо — будьте сегодня милым и заботливым, а завтра, без видимых причин станьте агрессивным, подавляющим родителем, который может наказать физически или унизить. Это вызовет понимание того, что вам нельзя доверять, что детские ожидания в отношении вас могут обернуться чем угодно — вспыльчивостью, нападением, игнорированием, недовольством.
Так дети начинают испытывать страх неизвестности и чем младше ребёнок, тем сильнее его тревожные чувства — когда невозможно доверять самым близким людям, тогда сам мир не является надежным и безопасным, и неизвестно что от него следует ждать.
Сравнивайте детей с другими
Говорите детям как можно чаще: «Вот Вася из соседнего подъезда давно помогает маме мыть посуду» вместо того, чтобы прямо попросить ребёнка помочь вам и похвалить его за это. При каждом удобном случае давайте понять ребёнку, что он хуже учится, рисует, бегает, чем Петя, Валя или Катя.
Постоянное сравнение, когда оно не в пользу ребёнка и звучит от матери или отца, всегда болезненно для детской психики и может вызвать стресс и невротические реакции.
Не говорите прямо — интригуйте
Избегайте прямых слов и указаний, когда общаетесь или проводите воспитательные беседы. Молчите, чтобы ребёнок не понял, что он сделал не так — пусть сам догадается. Дети будут нервничать или тревожиться, если вы станете ходить с обиженным лицом и укоризненно смотреть, словно передавая: «ты снова что-то сделал не так, ты плохой». Ребёнок будет считывать ваши намеки таким образом: «я снова расстроил маму. Что на этот раз я сделал не так? Я плох во всем». Понимание этого заставит его тревожиться и переживать, необходимость догадаться, в чем он провинился, будет вызывать эмоциональный дискомфорт и вместо того, чтобы радоваться и познавать окружающий мир, ребёнок «запутается» в собственных мыслях и бесконечных «неправильных» поступках.
Издевки и насмешки — «семена» невротизма
Родители могут высмеивать ребёнка, когда он попадает в неловкие ситуации, демонстрируя ему, что он смешной, нелепый, глупый. Такое отсутствие поддержки и принятия точно способствуют появлению невротических проявлений, опуская самооценку, вызывая желание спрятаться от взрослых и сверстников, чтобы больше не встречаться с насмешками и не чувствовать обиду.
Обесценивайте личность, чувства и способности
Воспитать невротика поможет игнорирование и обесценивание чувств детей. Когда родители говорят: «Нечего обижаться — сам виноват», в ответ на жалобы ребёнка на то, что он поссорился с друзьями, это точно вызовет в нем формирование гипертрофированного чувства вины, которое он, когда вырастет, будет прикрывать фальшивым образом «идеального человека», который никогда не должен ошибаться, но подсознательно обвиняет себя во всех своих и чужих неудачах.
Стоит показывать ребёнку, что его чувства и сам он как личность ничего не стоят — все его идеи глупые, достижения пустяковые, увлечения неинтересные, и когда он хвастается тем, что получил «пятерку» по математике, скажите с насмешкой, что это ерунда — ведь красиво и грамотно писать он так и не научился.
Рекомендации родителям
Ребёнку жизненно важно слышать похвалу в свой адрес — это поможет развитию его объективной самооценки и способности опираться на себя в трудной ситуации. Во время общения с ним будьте прямы и открыты: нужна помощь — попросите, злитесь — скажите о своих чувствах, недовольны — объясните чем и покажите пример правильного поведения. Избегайте сравнения ребёнка с другими детьми. Если он знает, что всегда может опереться на родителей, что они способны искренне за него порадоваться, то его психика останется здоровой и сохранит необходимые ресурсы для развития. Не смейтесь над детьми, особенно при других людях, уважайте их чувства и давайте им право на существование.