Всестороннее развитие ребёнка — это неотъемлемая часть семейной жизни. Каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш был самым умным, счастливым и успешным. Многие с головой погружаются в процесс обучения чуть ли не с пеленок, заваливая еще неокрепшего малютку новыми знаниями. Правильно ли это? Можно сказать так: бесконтрольное и бессистемное (а иногда и насильное) обучение не принесет никакой пользы, а иногда может и оттолкнуть от новых знаний ребёнка. К процессу развития необходимо подходить творчески.
Что такое всестороннее развитие ребёнка
Залог успеха в таком непростом деле, как развитие малыша, кроется в поддержке мамы с папой, радости новых открытий и реализации своих детских возможностей. Это три основных постулата, от которых следует отталкиваться любой семье. Никакая цель, выраженная в формулировках образца «вырастить гения» или «мой ребёнок лучше, чем твой», не сделает счастливым ни родителей, ни самого ребёнка.
Итак, стоит понять, что занятия для детей обязательно должны затрагивать пять сфер человеческой природы:
- Физическое развитие: в здоровом теле — здоровый дух. Эта истина проста и понятна всем. Ни о каком развитии не идет речи, если дитя болеет. Только в хорошем состоянии и отличном настроении ребёнок настроен на новые открытия. Следует повышать двигательную активность с пеленок. Сначала это небольшой комплекс упражнений, затем частые прогулки и занятия спортом (по возрасту). Спорт помогает не только укрепить мышцы, но и воспитать характер: сделать человека выносливее, настойчивее, нацеленным на результат, смелее. Такие качества несомненно пригодятся малышу в будущем.
- Интеллект. Это краеугольный камень для большинства родителей (что является ошибкой). Вложить все родительские мечты в голову маленькому человечку невозможно. Стоит понимать, что ребёнок — это индивидуальность со своими желаниями и приоритетами. Задача мамы и папы — предложить как можно больше (рисование, языки, музыка, логика, шахматы, опыты, книги и т. д.), а выбор уже стоит за ребёнком. То есть не стоит заставлять малыша учить английский только потому, что соседка по площадке отдала своего сына на курсы. Самое важное в этом процессе — прислушаться к чему способен малыш.
- Социальная сфера. Здесь подразумевается навыки общения в коллективе, понимание окружающих, разрешение конфликтов, нахождение общего языка. Это очень важно для абсолютно любого ребёнка, так как в будущем ему придется много контактировать с внешним миром. В связи с этим задача родителей сводится не к отгораживанию своего чада от всего и вся, а обучение тому, как себя вести в той или иной ситуации.
- Эмоции. Да, эту сферу человека также необходимо развивать и тренировать. Ребёнок просто обязан научиться контролировать свои эмоции и определять чужие, чтобы как-то корректировать свое поведение. Сопереживание, сочувствие, поддержка — всему этому обязательно должны научить родители, ведь именно они задают атмосферу общения в семье.
- Духовная сфера. Если простыми словами, то принцип «хорошо-плохо». То есть малыш должен понимать общепринятые нравственные нормы: помощь ближнему, уважение к окружающим и природе, забота о животных и т. д. Следует помнить, что ребёнок всего этого не знает. Он — белый лист. А что на нем будет написано, уже зависит только от поведения старших, мамы и папы.
Занятия для детей: в каком возрасте начинать
Сроки начала занятий с ребёнком очень абстрактны, ведь, как уже было сказано, каждый малыш индивидуален. И следует учитывать, что даже без всякого давления и воздействия извне, развитие ребёнка идет своим ходом. Согласитесь, что за первый год жизни это крохотное создание учится слышать, говорить, смотреть, ползать, ходить, а потом и бегать. Задача родителей способствовать этому естественному процессу и не мешать.
В младенческом возрасте достаточно добрых песен, веселых стишков и море улыбок от близких. Самый важный помощник мамы и папы на данном этапе — интуиция, а не современные методики, изучить которые еще успеется.
По мере взросления следует просто предлагать тот или иной вид деятельности. И смотреть, заинтересован ли малыш. Что касается книг, то они обязательно должны быть в доме: красочные и разнообразные. Желательно, чтобы ребёнок видел старших с книгой в руке. Это привьет ему в будущем любовь в литературе.
Малыш развивается играючи
Если спросить, что больше всего любят дети, то их ответ будет очевиден: «Играть!». Этим нужно пользоваться. Скучные лекции по книгам и куча таблиц с буквами не заинтересуют ни одного ребёнка, особенно, если у него существует проблема с концентрацией внимания.
Абсолютно любое обучение можно превратить в игру. Для помощи можно воспользоваться интернетом, который является кладезью полезной информации для родителей (мастер-классы, фотоотчеты, бесплатные материалы и т. д.).
Развитие ребёнка в виде игры имеет множество преимуществ, но основных несколько:
- Улучшение способности к восприятию представленной информации;
- Вовлеченность старших в семье (мамы, папы, дедушки, бабушки, старших сестер и братьев);
- Развитие воображения;
- Взаимодействие с окружающим миром.
То есть, другими словами, игра позволяет не ставить жестких рамок и условий, что явно способствует развитию всех пяти сфер, о которых говорилось выше.
Всестороннее развитие ребёнка за 10 минут в день
Книга, написанная очень обаятельной и всем известной актрисой Голди Хоун, разошлась по миру миллионными тиражами. Мало кто знает, что эта талантливая женщина уже второй десяток лет занимается вопросами воспитания дошкольников и занятиями для детей на профессиональном уровне.
Эта книга полезна для родителей. Она научит смотреть совершенно другими глазами на своего уникального во всех отношениях ребёнка и не ждать от него чего-то сверхъестественного. Не стоит ожидать от книги того, что благодаря ей развитие ребёнка станет простым. Нет, там немного другой подход. Ребёнок должен научиться радоваться каждой секунде своей жизни без оглядки на окружающих.
Основные постулаты, предлагаемые Голди Хоун, следующие:
- Чаще улыбайтесь. Чем больше, тем лучше. Необходимо позволить быть ребёнку ребёнком. Ведь в будущем его ожидает суровая жизнь. Причем совсем скоро, уже в школе. Вместе танцуйте, делайте смешные сценки, не бойтесь ошибаться и смеяться над своими ошибками. Такое легкое отношение к ним поможет ему потом не зацикливаться на неудачах, а перерастать их.
- Минуты покоя. Спокойные родители — спокойные дети. Никогда не нужно общаться с ребёнком в подавленном настроении. Он это чувствует, а потом моделирует похожее поведение.
- Не торопите. Не надо торопить малыша, быстрее научить всему, что кажется необходимым для взрослых. Иногда нужно дать возможность детям полчаса понаблюдать за червяком на улице или пособирать камни. Занятия для детей — это не всегда привычные нам взрослым сидения за партой.