В одной старой песне советского времени пелось: «Старость меня дома не застанет — я в дороге, я в пути!». Старость — ладно, до нее еще дожить надо, а что с болезнями? Насколько велик риск встретиться с ними под стук колес, в маленьком купе проводника пассажирского вагона? Попробуем разобраться в этом вопросе в статье MedAboutMe.
От Калининграда до Владивостока
На всякий случай напомним, если вдруг кто-то забыл школьные уроки географии: Россия самая большая по площади страна мира. И третья по протяженности железнодорожных путей (на первом месте США, на втором — Китай). Большая часть перевозок приходится на различные грузы, а на пассажирские — около 5% в России и по 1% в США и Китае.
При этом самый длинный пассажирский маршрут Соединенных Штатов более чем вдвое короче самого длинного российского: поезд California Zephyr идет из Чикаго до Эмеривилля 51 час, то есть чуть более 2 суток, проходя при этом 3924 км. А фирменный поезд «Россия» мчится от Владивостока до Москвы 144 часа, то есть почти неделю, покрывая за это время 9288 км пути. А 50 лет назад на преодоление этого расстояния пассажирам требовалось почти 2 недели.
Понятно, что все это время пассажиры в поезде не предоставлены сами себе: в пути их сопровождают проводники. Но только пассажиры, добравшись из места отправления в место назначения, отправляются домой, отдыхать от дороги, а проводники — в новый рейс.
Как влияет эта работа на состояние здоровья? Возможно ли развитие заболеваний, свойственных именно этой профессии?
Кто работает проводником?
Во-первых, это чаще всего люди определенного склада характера, не домоседы и не интроверты. Молодежь эта профессия привлекает возможностью увидеть новые места, попутешествовать по нашей огромной стране. Но многие остаются на этой работе и во вполне зрелом возрасте, уже успев обзавестись семьями.
Большой зарплаты работа проводником не сулит: заработок не превышает среднего по стране, как правило. При этом обязанностей очень много. Проверить и собрать билеты — только малая их часть.
Проводникам приходится много и довольно тяжело работать, выполняя обязанности по:
- уборке вагона;
- сбору-раздаче постельных принадлежностей;
- продаже различных товаров;
- приготовлению чая и подачи его пассажирам;
- обеспечению работы отопления, вентиляции, освещения, водоснабжения;
- загрузке в вагон запаса воды и других расходных материалов;
- разрешению конфликтных ситуаций, без которых не обходится почти ни один рейс;
- заполнению кучи различных бланков отчетности и многому другому.
Кроме того, проводник несет ответственность за сохранность вагона, имущества РЖД и оборудования, а также за безопасность пассажиров как при посадке/высадке, так во всех ситуациях, какие только могут сложиться, включая аварии, несчастные случаи и крушения. И оказывать первую медицинскую помощь тоже надо уметь в обязательном порядке.
Естественно, для всего этого необходимо обладать не только знаниями и навыками, но и определенным уровнем здоровья и чертами характера.
Требования к проводникам: характер и здоровье
Человек, решивший пойти в эту профессию, должен быть общительным, доброжелательным, владеть навыками взаимодействия с людьми и уметь разрешать конфликты.
У проводника должен быть отличный вестибулярный аппарат: хотя поезд и не судно, но и в нем, бывает, качает.
Противопоказаниями к работе проводником могут быть имеющиеся заболевания органов дыхания (астма, хронический бронхит), сердечно-сосудистой и нервной системы (включая неврозы, эпилепсию и т. д.), а также ряд инфекционных заболеваний.
Перед началом работы обязательно требуется прохождение медицинской комиссии, включающей врача-дерматолога, отоларинголога, инфекциониста и стоматолога, сдача анализов и прохождение рентгенографии грудной клетки, и оформление санитарной книжки, если все в порядке. Потребуется также пройти психологические тесты на профессиональную пригодность.
Но вот все это сделано, человек признан годным, прошел обучение и приступил к работе. Какие риски для здоровья могут его ожидать?
Профессиональные риски
В статье ученых из Российского университета транспорта, опубликованной в 2019 году, неблагоприятные и вредные факторы, свойственные работе проводников, разделены на несколько больших групп:
- психофизиологические;
- санитарно-гигиенические;
- социально-психологические.
К первой группе относится не только не всегда позитивное общение с огромным количеством разных людей, но и не самый приятный режим работы. Проводник работает и днем и ночью, выполняет достаточно тяжелую физическую работу (попробуйте потаскать мешки с постельным бельем, закинуть на верхние полки несколько десятков матрасов, дважды в день сделать уборку в вагоне!), при этом спит урывками, и его место для отдыха нельзя охарактеризовать как самое комфортное. Нельзя не учитывать также тот факт, что в поездах дальнего следования проводники постоянно пересекают множество часовых поездов, перемещаются через различные климатические зоны, что также способно негативно влиять на психоэмоциональное состояние человека и его самочувствие.
Проводник не только спит когда получится: питание также оставляет желать лучшего. Очень часто рацион проводника состоит из фастфуда и перекусов, что чревато развитием заболеваний органов пищеварительной системы. Гастрит у людей этой профессии — явление широко распространенное.
Железная дорога — источник пыли и загрязнений различными вредными веществами, включая окись углерода СО, тяжелые металлы и т. д., что не может не сказываться на органах дыхательной системы. Возрастает вероятность развития различных респираторных заболеваний, повышенной склонности к аллергическим реакциям.
Негативное воздействие оказывают постоянный шум и вибрация. А в сочетании комбинированного воздействия с химическими агентами, тяжелыми металлами, сменной работой, высокой нервной нагрузкой это воздействие еще более усугубляется, о чем говорится в ряде научных работ.
Причем пострадать от шума и вибрации может не только слух: как показало исследование шведских ученых, эти факторы способны увеличивать частоту сердечных сокращений у спящего человека, и увеличивать риск развития заболеваний сердца и сосудов. Есть основания полагать, что вредные условия труда негативно влияют на репродуктивное здоровье женщин, работающих проводниками. Об этом говорится в диссертационной работе на соискание степени кандидата медицинских наук, написанной Россолько Д. С., автореферат которой был опубликован в 2005 году.
Повышается также риск развития варикозного расширения вен нижних конечностей.
А плюсы есть?
Конечно, есть, даже если отбросить в сторону «романтику стальных магистралей», прелести которой довольно-таки преувеличены. Но и плюсы эти не для всех способны перевесить имеющие и вполне весомые минусы: людям необщительным, чувствительным к постоянному шуму, плохо переносящим сменную работу, профессию проводника лучше не выбирать, даже если она обеспечивает стабильную зарплату.
Зато хорошо работается общительным, энергичным экстравертам: они получают массу возможностей для контактов с самыми разными людьми, возможность увидеть (правда, преимущественно из окна поезда) новые города и всю красоту нашей страны, ее леса, реки и моря.
К этому прилагается, помимо зарплат и премий, хороший соцпакет, в том числе — ДМС, включающее стоматологические услуги, путевки в санатории и лагеря для летнего отдыха детей.
В целом — не самая плохая работа. А что касается профессиональных заболеваний, так они есть и у Деда Мороза, о чем вы можете прочитать в отдельной статье.