Еще не так давно, лет 10-15 назад, СПИД называли не иначе как «чумой XXI» века. Тема ВИЧ и СПИД была на первых полосах СМИ, а по всем поликлиникам и больницам висели красочные плакаты, сообщавшие об ужасах заражения, которые грозили определенным маргинальным слоям населения.
Потом наступил период, когда человечество с неудовольствием обнаружило, что ВИЧ не особенно привередлив и быстро распространяется среди добропорядочных граждан. Как когда-то гепатит С, ВИЧ постепенно перестал быть болезнью исключительно наркоманов и гомосексуалистов. Стигма «ВИЧ-инфицированного» еще сильна в нашем обществе, но растет число людей, которые, как минимум, на словах признают, что обладателей вируса в крови не стоит бояться, с ними можно не только сидеть в одной комнате, но и здороваться за руку и даже заводить семьи и совместных детей.
Благодаря усилиям врачей и фармацевтов, уровень смертности среди людей, зараженных ВИЧ, падает с каждым годом. Осенью 2020 года, по данным отчета Vital Signs, этот показатель только в США с 2010 по 2018 год снизился на 36,6%. По России таких замечательных данных, к сожалению, нет. По данным официальной статистики, в прошлом году в нашей стране проживало более 1 млн инфицированных ВИЧ (в США 1,2 млн), причем только 70,5% из них находились на диспансерном учете. Однако академик Вадим Покровский предполагает, что на самом деле реальное количество зараженных ВИЧ россиян больше примерно на треть (в США о своем диагнозе не знают 14,5% зараженных, не знают или не контролируют болезнь — до 40%). Всего же в мире сегодня насчитывается более 37 млн инфицированных вирусом людей, умерли от СПИДА — более 33 млн человек.
Сегодня же, как известно, все болезни отошли на второй план на фоне пандемии COVID-19. Звание «чумы XXI века» перешло к коронавирусной инфекции. Тем не менее, другие вирусные заболевания никуда не делись — и СПИД в том числе. Просто человечество научилось с ним жить и в какой-то мере смирилось с его существованием, СПИД стал хроническим заболеванием. MedAboutMe выяснял, как сегодня обстоят дела с ВИЧ/СПИД.
За прошедшие с первой публикации о ВИЧ почти 40 лет наука и здравоохранение сформулировали для себя 4 основных вопроса, ответы на которые позволят человечеству держать эпидемию ВИЧ под контролем:
- Как избежать заражения ВИЧ?
- Как быстро выявлять людей, зараженных ВИЧ?
- Как выжить тем, кто уже заражен ВИЧ?
- Как избавиться от провирусной ДНК в геноме человека, зараженного ВИЧ?
Как избежать заражения ВИЧ?
Предконтактная профилактика заражения ВИЧ — PrEP (pre-exposure prophylaxis) — важный этап в борьбе с эпидемией СПИДа. Традиционно «полевые» испытания новых средств профилактики заражения ВИЧ проводятся в странах Африки. Риски инфицирования в этих краях весьма высоки, поэтому даже результаты наблюдений за группой в несколько тысяч человек будут достаточно показательны. Практика использования средств барьерной контрацепции (презервативы и др.) здесь не приживается в силу особенностей местной культуры. Поэтому исследователи идут по пути разработки таблеток, вагинальных колец и инъекций. И результаты есть!
Так, осенью этого года было объявлено о досрочном прекращении испытаний инъекционного препарата каботегравир. Инъекции данного средства каждые 2 месяца оказались в несколько раз более эффективны, чем таблетки, которые надо принимать ежедневно: только 0,21% женщин, получавших инъекции, заразились ВИЧ по сравнению с 1,79%, принимавших таблетки, которые к тому же давали существенные побочные эффекты.
Удалось также добиться больших успехов в профилактике заражения детей в пренатальном периоде — еще до появления на свет — у инфицированных матерей. В 2008 году было доказано, что терапия азидотимидином в течение III триместра и во время родов позволяет защитить ребёнка от ВИЧ-инфицирования.
Эпидемия ВИЧ давно перешагнула границы гендерного поля. По привычке мы все еще думаем о ВИЧ, как о болезни наркоманов и лиц нетрадиционной половой ориентации, но инфекция уверенно распространяется по всем слоям общества, вне зависимости от интимных предпочтений. Хотя, конечно, определенные тенденции еще сохранились.
Так, например, гомосексуальные контакты чаще других приводят к распространению вируса в странах, которые находятся под «юрисдикцией» Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (ECDC), включающего государства Европейского союза плюс Исландию, Лихтенштейн и Норвегию. А вот традиционные половые контакты и внутривенная наркомания превалируют на территории восточного региона ВОЗ, куда входят страны бывшего СССР, включая Россию.
Как быстро выявлять людей, зараженных ВИЧ?
Одна из основных проблем, касающихся ВИЧ — поздняя диагностика. Чем раньше удается выявить инфекцию, тем быстрее будет назначена антиретровирусная терапия, которая дает возможность жить долго и счастливо. И чем позже это будет сделано, тем выше риск развития тяжелых заболеваний, которые убьют носителя вируса. Следует учитывать и вероятность распространения инфекции им самим. В то же время, по данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний (ECDC), примерно половина случаев ВИЧ в Европе в 2019 году была диагностирована на той стадии заболевания, когда иммунная система уже начинает давать сбои. Эксперты считают, что пандемия дополнительно приведет к росту числа людей с недиагностированным ВИЧ.
Поэтому сегодня анализ на ВИЧ стал частью обязательного обследования практически любого человека, обращающегося за помощью к врачам. Массовый скрининг на ВИЧ позволяет не только выявлять зараженных людей и быстро начинать лечение, но также защищает врачей, которые занимаются лечением ВИЧ-инфицированного человека.
Как выжить тем, кто уже заражен ВИЧ?
Вскоре после проникновения в организм человека на основе геномной РНК вируса путем обратной транскрипции происходит синтез провирусной ДНК. Эта ДНК интегрируется в геном человека-хозяина и становится матрицей для репликации (размножения) вируса.
Вот эта провирусная интегрированная ДНК может оставаться в «молчащем» состоянии в клетках и тканях годами. Ее основным резервуаром служат Т-лимфоциты CD4+, клетки-хранители иммунной памяти. Они в основном находятся в селезенке, костном мозге, лимфоузла, печени и др.
Полноценная жизнь с ВИЧ, но без СПИД стала возможна благодаря антиретровирусной терапии (АРТ). Препараты из этой группы, появившиеся на рынке в 1996 году, подавляют репликацию уже имеющихся вирусных частиц и выводят его из крови. Тем самым они снижают вирусную нагрузку и улучшают работу иммунной системы. Увы, АРТ не в состоянии полностью уничтожить вирус и тем самым вылечить болезнь. Если АРТ прекратить — вирус выходит из клеток, где он скрывается, встраиваясь в геном, и продолжает размножаться.
Сегодня ученые заняты тем, что пытаются сократить частоту приема препаратов — и уже есть лекарств в виде инъекций, которые не обязательно принимать каждый день.
Следует также помнить, что люди, инфицированные ВИЧ, входят в группу повышенного риска тяжелого течения болезни и смерти от любых заболеваний, так или иначе связанных с поражением иммунной системы. И это отдельное направление исследований, в котором тоже достигнуты немалые успехи. Так, в последние годы уже проводятся операции ВИЧ-инфицированным пациентам по пересадке почек, печени и других органов.
Одной из проблем, с которой сталкиваются пациенты с ВИЧ — ускоренное старение. По оценкам ученых, тела ВИЧ-инфицированных в 50 лет такие же, как у 60-летних здоровых людей. В результате у них раньше развиваются рак, диабет, болезни сердца. По предварительным данным, остановить процесс преждевременного старения можно с помощью статинов — исследования в этой области сейчас ведутся.
Как избавиться от провирусной ДНК в геноме человека, зараженного ВИЧ?
Люди с ВИЧ даже на фоне АРТ остаются в группе повышенного риска по ряду сопутствующих заболеваний. Это связано с тем, что соответствующий РНК вируса участок ДНК (провирусная ДНК) встроен в геном хозяина и приводит к производству токсичных для человека вирусных белков.
Полное излечение возможно только в том случае, если удастся очистить геном хозяина от чужих генов. И уже есть результаты, правда, пока на обезьянах.
В конце ноября 2020 года ученые из Lewis Katz School of Medicine при Temple University сообщили об успешной попытке удаления генома SIV из ДНК нечеловекообразных приматов. SIV — вирус обезьяньего иммунодефицита, аналог ВИЧ для проведения научных исследований на обезьянах.
Разработанная учеными конструкция для редактирования генома может работать также в инфицированных ВИЧ клетках и тканях, которые являются резервуарами для вируса. В таких клетках геном вируса встроен в ДНК хозяина и может находиться там годами, не давая возможности вылечить человека окончательно. Вирус в этих клетках недосягаем для препаратов антиретровирусной терапии.
Ранее было доказано, что аналогичная система позволяет эффективно удалять ДНК ВИЧ из клеток и тканей мелких животных, зараженных вирусом, в том числе и так называемых гуманизированных мышей, инфицированных человеческим ВИЧ-1.
Другой вариант борьбы с ВИЧ — намного более сложен, опасен для пациента и никогда не будет массовым. Есть люди, генетически устойчивые к заражению ВИЧ. Известно о нескольких случаях трансплантации стволовых клеток таких людей, что позволяло организму реципиента справиться с вирусом. Но это на сегодняшний день единичные события.
Наконец, есть и третий вариант — и в этом направлении ведутся активные исследования: «дремлющий» вирусный геном следует разбудить, обнаружить и уничтожить, не убив при этом самого больного. Единичные случаи успеха уже есть, однако повторить их пока не удается.
Для искоренения вируса достаточно достигнуть цели, которую обозначают как «95-95-95»: будет диагностировано 95% инфицированных людей, 95% из них будут получать лечение, которое у 95% из этого числа приведет к снижению вирусной нагрузки до неопределяемых величин, то есть человек будет абсолютно безопасен для окружающих даже при близком контакте.
ВИЧ во времена COVID-19
Как было сказано выше, сегодня на все без исключения болезни, кроме COVID-19, приходится меньше внимания, чем раньше. И это не могло не отразиться на борьбе с ВИЧ.
Многие клиники сократили объёмы тестирования на ВИЧ. По данным американских врачей количество проводимых тестов на ВИЧ уменьшилось на 75%. Врачи сообщают об ослаблении контроля за пациентами, получающими АРТ, а ведь контроль за уровнем вирусной нагрузки должен проводиться постоянно. Поэтому медики предупреждают об опасности отката назад и всплеска числа новых случаев заражения ВИЧ.