Войти
Выбор региона
  1. Главная
  2. Мать и дитя
  3. Публикации
  4. Статьи
  5. Родители
  6. 5 главных ошибок родителей первоклассников

5 главных ошибок родителей первоклассников

5 главных ошибок родителей первоклассников
Содержание

Родители первоклашек переживают не меньше, а то и больше детей, идущих в первый раз в первый класс. Уже зная, что такое школа, какие сложности могут поджидать ребенка, грызущего гранит науки, взрослые стараются помочь новенькому школьнику. И из самых лучших побуждений совершают немало ошибок, которые начинают мешать учиться, влияют на отношение к урокам, школе, на здоровье ребенка и атмосферу в доме. MedAboutme рассказывает про самые распространенные ошибки родителей первоклассников, которые вредят и детям, и взрослым.

Ошибка №1: собирать за ребенка портфель

Ошибка №1: собирать за ребенка портфель

Разумеется, на начальном этапе помогать собирать школьные принадлежности надо. Это такой же навык, как одеваться и чистить зубы, и родители показывают ребенку наиболее эффективный вариант выполнения задачи. Но помогать — не означает собирать за школьника все учебники или контролировать каждый этап. Способ «родители собирают, ребенок смотрит и учится» не поможет, навыки отрабатываются исключительно через практику.

Как правильно? Направляйте ребенка вопросами: «Какие уроки будут завтра? Что нужно принести на урок ИЗО? Все ли нужное лежит в пенале? Давай проверим, все ли на месте» и т. д.

Если же ради экономии времени и спокойствия взрослого постоянно собирать портфель будут родители, отдавая его ребенку перед дверью в школу, то очень быстро это станет обязанностью родителей, а не зоной ответственности ученика. И помнить в ближайшие годы о том, что завтра на ИЗО нужен пластилин, а не краски, придется маме с папой.  

Ошибка №2: школа — чудесное и очень интересное место

Опасаясь, что ребенок школу не полюбит и учиться ему не понравится, взрослые (и чаще всего это старшее поколение) начинают убеждать детей заранее, что в классе будет полно друзей, на уроках все очень интересно, и вообще в школу надо бежать с радостью.

На самом деле и на уроках можно заскучать, и друзья появляются не сразу и не у всех, да и ситуации могут возникать разные. Поэтому не стоит впадать в преувеличенные восторги. А вот что надо делать: обязательно слушать ребенка, узнавать его впечатления о школе и не возмущаться, даже если он признается, что не особенно-то ему школа понравилась. Иначе коммуникационные потоки нарушатся, ребенок решит, что его не понимают, и рассказывать будет все меньше.

Ошибка № 3: домашняя работа должна быть идеальной

Ошибка № 3: домашняя работа должна быть идеальной

Во-первых, во многих странах от домашней работы в начальной школе отказываются совсем, она — не самый эффективный способ закрепления знаний. Да и в России в первом классе выполнение «домашки» не обязательно, и рекомендуется ее делать исключительно по желанию ребенка. Кстати, дети в первом классе воспринимают педагога как авторитета даже большего, чем родители, во всем, что касается учебы. Поэтому довольно часто первоклашки сами охотно садятся дома за учебники и тетрадки. Такое стремление стоит ценить, но принуждать к выполнению необязательного домашнего задания не надо.

А во-вторых, уж тем более не надо добиваться безошибочного выполнения упражнений и задач, заставляя ребенка переписывать готовую работу. Отдельно потренировать чистописание или правила сложения можно, но не в принудительном порядке и не во время выполнения домашней работы. Это приводит к переутомлению, снижению мотивации к учебе и семейным конфликтам.

Ошибка №4: родители как строгие критики

В первом классе отметок не ставят, и это не случайно. Дети еще не могут отделить себя от цифры в дневнике, и «двойки» с «тройками» воспринимают как личную критику. Плохая отметка — значит, я плохой ученик и человек в целом. Если родители берут на себя функцию педагога и начинают оценивать работу ребенка («Вот тут ты постарался на пятерку, а тут и до тройки не дотянул»), то получаются два варианта развития ситуации. Или невротизированный ребенок будет стараться получать хорошие отметки ценой своего здоровья и искажения личностных черт, или же перестанет и пытаться, принимая себя «плохим» и «неисправимым». В обоих случаях стремление к знаниям заменяется ожиданием оценки. Поэтому чувствительным к критике первоклассникам отметки ставить не надо даже из самых лучших побуждений.

Вот подчеркивать, что сегодня получилось лучше, чем вчера, надо. Палочки ровнее, задачка решена быстрее, а буквы красивые какие стали! Не надо нацеливать ребенка на учебу ради отметок. Мотивация «я могу и умею лучше» побуждает учиться и работает эффективнее, чем «родители любят меня за пятерки».

Ошибка №5: перегружать детей дополнительными занятиями

Ошибка №5: перегружать детей дополнительными занятиями

«Драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота…» Такой вариант подходит только ребенку с устоявшимся расписанием, который успевает учиться, отдыхать и умудряется иметь в запасе пару свободных часов на хобби и кружки. А в первом классе такого практически не бывает, так как времени на отдых требуется больше. Дети, которые еще вчера могли спать в «тихий час», сегодня полностью перестраивают режим, способ общения, их дни перенасыщены правилами и информацией. Даже если родителями кажется, что школьная нагрузка сейчас минимальна, особенно, если ребенок уже умеет достойно читать и писать, это не повод нагружать первоклашку дополнительными занятиями, какими бы полезными они не были.

Первый класс — это почти целый год адаптации к школе. Сложность учебы в этот период заключается не в содержании учебников, а в необходимости привыкнуть к новому распорядку, адаптироваться к новым видам деятельности, влиться и найти свое место в новом коллективе и привыкнуть к учителям. Это довольно непростое занятие, которое во взрослом мире называется «стрессовой ситуацией». Начало школьной жизни — полноценный ежедневный стресс, требующий огромного количества и физических, и психических ресурсов. Дети — существа с несовершенной регуляцией организма и психики, и эти ресурсы истощаются у них быстрее, чем у взрослых. А значит, вместо дополнительных кружков и уроков пока что стоит побольше гулять и отдыхать. О новых занятиях можно будет подумать после новогодних каникул, если ребенок не будет уставать от образовательного процесса и проявит желание заняться чем-то еще.

Пройдите тест
Готов ли ваш ребенок к школе?
Готов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Гость

Заполняя настоящую регистрационную форму, я подтверждаю, что полностью и безоговорочно принимаю условия «Пользовательского соглашения», размещенного на сайте, ознакомился и согласен с условиями и порядком обработки моих персональных данных, установленных «Политикой Общества с ограниченной ответственностью «Корпорация «Медицинские электронные данные» в отношении обработки персональных данных пользователей сайта и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных».
Для того, чтобы написать комментарий решите пример: + =
Этот материал сейчас читают 3811 человек!