Воспитание детей
Воспитание детей: что значит «растить без наказаний»?
3

Воспитание детей: что значит «растить без наказаний»?


Автор
Екатерина Собжак


Современная психология призывает не использовать в воспитании детей наказаний, ни физических, ни каких-либо других. А как тогда воспитывать ребенка, по головке гладить за проступки и только хвалить? Какими вырастут дети, не знавшие наказаний? Оказывается, все не так просто. О методе воспитания детей без наказаний говорил еще наш прекрасный педагог А.С. Макаренко, он же активно внедрял его в школах, как самый действенный. Только термины были другие, так что все дело — в том, как мы называем наказание и как объясняем ребенку, почему за тем или иным поступком следует какое-то ограничение его прав и свобод. Удивительно, но этот метод «естественных последствий» работает намного лучше, чем обычно наказание. Хотя может выглядеть точно также: получил двойку — не пойдешь гулять. В чем разница?

Метод естественных последствий в психологии

Метод естественных последствий — из спектра способов педагогической коррекции в воспитании детей. Смысл его прост и очевиден: у любого действия есть последствие. И в природе, и в человеческом социуме соблюдается закон причины и следствия. Отменить или исказить его воздействие невозможно, и исключений нет. Об этом законе нам говорят пословицы и поговорки — «что посеешь, то и пожнешь», «как аукнется, так и откликнется», в общем, все мы по мере взросления начинаем интуитивно ощущать, что поступки становятся причинами последствий. Воспитание детей, таким образом, должно быть направлено на осознание этой связи.

Раньше, когда многодетность была нормой, а последствия проступков были намного суровее, чем сегодня, метод действовал просто и эффективно. Никто не стал бы долго объяснять, почему не стоит трогать горячую печку. Малыш сам прикоснется, сам поймет, в чем тут дело. Не закрыл дверь — сиди и мерзни в доме. Не посадил семена, не заготовил сено — голодай с зимы до первого урожая. Был невежлив со старшим — получай профилактический подзатыльник, так как невежливость с людьми из более высокого сословия может закончится поркой или виселицей.

Сегодня связь проступка и его последствий не так очевидна, в самом деле: что понимают дети в том, как повлияет двойка в дневнике сегодня на их будущую карьеру (если повлияет вообще). Но разница между наказанием ребенка и методом естественных последствий не в тех запретах и правила, которым надо следовать, а в том, как их объяснять. И воспитание детей лучше строить на объяснениях.

Воспитание детей: что мы говорим, что ребенок слышит

Воспитание детей: что мы говорим, что ребенок слышит

Воспитание детей с классической схемой наказаний работает неэффективно. Наказание дети воспринимают как чью-то злую волю, родителей, родственников, учителей. «Ты наказан, неделю гулять не будешь» (сидишь без интернета, нового телефона не жди и т. д.). Что слышит ребенок? Что он чем-то вызвал недовольство взрослого, и тот его наказывает по своему усмотрению. Может без сладкого оставить, может развлечений лишить… Почему и за что? Это вызывает обиду, а порой и злость. Если спросить ребенка, что ему хочется в момент объявления наказания, ответом будет «Чтобы не кричали на меня, чтобы не ругали, чтобы не запрещали делать то, что я хочу». То есть первое желание — чтобы наказание было отменено.

Психология детей и взрослых одинакова: в такой ситуации мало кто скажет, что хочет измениться и всерьез так больше не поступать. Фразу «Мамочка, я так больше не буду!» за честное намерение изменить свое поведение редко можно воспринимать всерьез, чаще всего это все тот же способ смягчить наказание. Это совершенно адекватная реакция по нормам психологии ребенка, так как дети в первую очередь учатся защищаться. Но ведь мы в воспитании детей преследуем не эту цель, и наказание — попытка изменить поведение ребенка. А получается, что вместо стремления измениться дети обижаются, злятся, боятся, а если и принимают решение больше так не поступать, то из-за страха нового наказания. И если его не контролировать, то проступок не замедлит себя ждать. Система воспитания детей, таким образом, неэффективна. Что делать?

Модель научения детей по Макаренко

Если проступок требует ограничений, запретов и прочих неприятностей, то их надо объяснять, как естественные последствия действия. Не говорить ребенку, что он наказан, а преподносить связь «причина-следствие». Разумеется, связь должна быть логичной и понятной даже маленьким детям.

  • Проступок вызвал проблему — ребенку надо ее разрешить, и кто ее создал, тот и будет основным «решателем проблемы».
  • Действие повлияло на других людей — надо компенсировать силами виновника ситуации.

Такая модель мышления помогает быстро осознать, в чем негативная сторона шалостей и пакостей, прогулов и драк.

Практические примеры

Практические примеры

Чтобы проще было понять, как это происходит, приведем несколько примеров. Они отлично показывают, что многие виды наказания, к которым прибегают родители, интуитивно основаны на методе естественных последствий, но есть существенная разница в том, как это объяснять, и как дети их воспринимают.

  • «Столько плохих отметок надо, конечно, исправлять. Ты и сам понимаешь, что заниматься надо больше, чтобы «сдать хвосты». Поэтому на следующей неделе тебе некогда будет гулять».
  • «Ты разбил окошко в группе. Да, это произошло случайно, и ты не хотел в него кинуть мячик. Но воспитатели не виноваты, что мяч полетел не туда, поэтому нам вместо похода в детский парк (покупки новой игрушки и т. д.) придется потратить деньги на новое стекло.»
  • «Ты взял без спроса и потратил деньги, на которые мы хотели купить новый холодильник (поехать на море и т. д.). Деньги надо вернуть. Я понимаю, что их у тебя уже нет, поэтому вместо подарков тебе на праздники вся семья будет дарить деньги, которые надо будет вернуть на место».
  • «Ты шумел, когда все спали, и много капризничал. Я потратила время с тобой вместо домашних дел, устала, и настроение у меня испортилось. Идти на детскую площадку мне не хочется, и времени осталось меньше. Поэтому я буду доделывать домашние дела, а ты в это время займись своими».
  • «Мы видим, что айфон стал причиной ухудшения отметок, учителя говорят, что ты играешь в него даже на уроках. Поэтому мы решили, что пока что тебе лучше подойдет старый кнопочный телефон».

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Проблемы школьного советского воспитания / под ред. Г. С. Макаренко, М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР / Макаренко А.С. . - 1949

Семейное воспитание как актуальная научно-педагогическая проблема / Хоменко И.А. // Проблемы педагогики и психологии. - 2010. - №2

Педагогические течения в начале двадцатого века. / Бим-Бад Б.М. // М.: Изд-во Рос. открытого ун-та. - 1994

Кризис современной российской семьи как фактор отказа от традиционной системы нравственных ценностей / Лопин Р.А. // Материалы науч.-практ. конф. «Семья - культура - образование в изменяющейся России», Саратов: Науч. кн.. - 2009