Международная группа ученых из Kobe University и University of Minnesota пришла к выводу, что маленьким детям, которые учатся есть ложкой, важно следить за руками взрослого человека, который их кормит. А по его лицу они определяют реакцию на свое поведение.
На протяжении 10 месяцев ученые наблюдали за 12 японскими парами «ребёнок-воспитатель» во время еды. Средний возраст начала самостоятельного питания, без помощи взрослого у детей составил 17,9 месяца.
Анализ полученных результатов показал, что малыши в процессе обучения в 8 раз чаще смотрят на руки взрослого, который занимается их кормлением, чем на какие-либо другие его действия. Они также реагировали на перемещение тарелок и еды на них и пытались есть, когда воспитатель изменял их положение на более удобное для самостоятельного питания.
Была обнаружена четкая разница между обстоятельствами, когда дети смотрели на лицо взрослого и на его руки. На лицо дети смотрели, чтобы проверить, наблюдает ли взрослый за их поведением и как он на это реагирует – либо после того, как они себя покормили, либо после того, как они играли ложкой или едой. Смотря же на руки, дети именно учились есть самостоятельно.