Международная команда ученых из Канады, США и Китая пришла к выводу, что дети, которым говорят, что они умные, чаще обманывают, чем дети, которых хвалят за достижения.
Похвала, по словам ученых — одна из наиболее часто используемых форм вознаграждения со стороны педагогов и родителей. Но при неправильном использовании она может принести больше вреда, чем пользы.
В первом исследовании дети 3 и 5 лет должны были играть в игры на угадывание. Когда дети правильно выполняли задание, их хвалили: одной половине малышей говорили, какие они умные, а другой — как они замечательно справились с заданием. Через некоторое время исследователи вышли из комнаты, взяв с детей обещание не обманывать, и продолжили наблюдение при помощи скрытой камеры. Оказалось, что дети, которых назвали умными, более склонны к нечестному поведению (подглядыванию), чем те, кого похвалили за правильные действия.
Во втором исследование половине детей говорили, что они имеют репутацию умных, то есть о них так говорят другие люди. Результаты были такими же, как в первом исследовании для обоих возрастов: заявление о том, что ребёнок умный, повышает его склонность к обману.
Ученые подчеркивают, что похвала врожденных способностей ребёнка способна подорвать его мотивацию к обучению в моменты возникновения трудностей. «Когда детей хвалят за ум, они ощущают давление со стороны и пытаются себя вести так, чтобы соответствовать ожиданиям окружающих — даже если ради этого придется идти на обман. Если же хвалить определенное поведение ребёнка, то это не будет восприниматься им как источник возможного негатива», — комментирует профессор Ли Чжао (Li Zhao).