Ученые Кембриджского университета считают, что голосовые помощники могут сделать детей менее умными и социально отсталыми.
Устройства с голосовым управлением типа Alexa, Siri и Google Home, популярные в домах по всему миру, позволяют пользователям задавать вопросы и получать ответы. Но это может помешать обучению, критическому мышлению и эмпатии у детей, говорит доктор Анмол Арора, автор исследования.
По его словам, дети могут задать вопрос и получить «краткий» и «конкретный» ответ, но это идет вразрез с тем, как они традиционно изучают и усваивают информацию. Для сравнения, когда взрослый отвечает на вопрос ребёнка, он может добавить контекст, объяснить пределы своих знаний и раскрыть рассуждения. Но умные устройства не могут воспроизвести этот процесс.
Ученый считает, что легкий доступ к ответам может привести к тому, что дети не будут искать информацию самостоятельно — процесс, необходимый для того, чтобы они научились критическому мышлению и логическому мышлению. Технология также может давать детям неуместные и потенциально опасные ответы. Доктор Арора указал на сообщения о том, что устройство может посоветовать 10-летнему ребёнку подключить зарядку телефона наполовину и прикоснуться монетой к открытым контактам.
По словам доктора Арора, устройства также вызывают озабоченность в отношении конфиденциальности, поскольку они записывают детские разговоры. «Помимо потенциальной неприемлемости для детей, технология может препятствовать их социальному развитию. Это связано с тем, что голосовые помощники не способны научить детей вести себя вежливо, что нет необходимости говорить «пожалуйста» или «спасибо» или использовать тактичный тон голоса».
«Отсутствие способности к невербальному общению делает использование устройств плохим методом обучения социальному взаимодействию. В то время как при нормальном человеческом взаимодействии дети, как правило, получают конструктивную обратную связь, когда они ведут себя неправильно, но это выходит за рамки возможностей интеллектуального устройства».
И хотя некоторые исследования показывают, что голосовые помощники могут справиться с одиночеством среди взрослых, это может не относиться к детям. Научная работа была основана на анализе ответов различных голосовых помощников и их соответствия возрастным потребностям и ограничениям детей и подростков.