Вакцины от COVID-19 только-только появились, а население уже слагает о них мифы! Среди свежезародившихся продуктов народного мифотворчества есть и безобидные, а есть и откровенно вредные. MedAboutMe предлагает разобраться, в чем ошибается молва.
Миф №1. Я вакцинировался и в результате заболел COVID-19!
«После» не значит «вследствие». Ни одна из вакцин, которые на сегодняшний день разрешены к применению и быстро распространяются по всем странам мира, не содержит живой коронавирус SARS-CoV-2.
Например, что с нашими российскими вакцинами?
- «Спутник V» – это двухдозная вакцина, содержащая два аденовирусных вектора, у которых из ДНК удалены гены, необходимые для размножения вируса, но вставлен ген, кодирующий spike-белок коронавируса. Вектор транспортирует код S-белка до клеточного ядра, где на основе ДНК образуется матричная (информационная) РНК (мРНК) — инструкция для рибосомы – и запускается процесс синтеза S-белка. Наш организм воспринимает его как чужеродный белок (антиген) и начинает вырабатывать к нему антитела – так и формируется иммунитет. Коронавируса в вакцине нет, воспроизвести его невозможно, заразиться, соответственно, тоже.
- «ЭпиВакКорона» – пептидная вакцина, разработанная ФБУН ГНЦ ВБ «Вектор», которая представляет собой набор белков SARS-CoV-2: три белка-антигена и белок-носитель. Никакого вируса в вакцине нет.
- «КовиВак» – цельновирионная вакцина, созданная ФГБНУ «ФНЦИРИП им. М. П. Чумакова РАН». Она как раз содержит целый настоящий SARS-CoV-2, но убитый, то есть инактивированный, и не способный размножаться ни при каких условиях.
Таким образом, заболеть COVID-19 из-за вакцинации нельзя.
Но после вакцинации – можно. Иммунитет к коронавирусной инфекции начинает вырабатываться только на 18-21-й день. До этого момента привитый человек никак не защищен от заражения коронавирусом. Более того, частота заболеваемости COVID-19 в первые пару недель после прививки в 2 раза выше, чем среди невакцинированных людей. Как так получается?
- Во-первых, человек идет на пункт вакцинации, где контактирует с большим количеством посторонних людей, среди которых могут оказаться уже зараженные, но еще не знающие об этом люди.
- Во-вторых, очень часто свежепривитые люди ощущают себя неуязвимыми перед инфекцией, которая держала их в страхе весь прошлый год. И начинают вести активную вольную жизнь. А ведь именно в первые 2-3 недели, когда идет «настройка» иммунной системы на введенный в организм антиген, человек более уязвим перед любыми инфекциями, в том числе и перед коронавирусом.
Итак, рассчитывать на приобретенный иммунитет можно только через 3 недели после завершения полного курса вакцинации. Для вакцины «Спутник V» это 42 дня с момента введения первой дозы. До этого момента следует беречь себя еще пуще прежнего.
Миф №2. После вакцинации ПЦР-тест на COVID-19 будет положительным
Нет – по вышеописанным причинам. ПЦР-тест определяет наличие РНК пандемического коронавируса в организме. А при введении вакцины ни самого коронавируса, ни его РНК у человека не появляется. Если он, конечно, не успел заразиться где-то в процессе вакцинации.
А вот на антитела к spike-белку тест должен будет дать положительный ответ – в 93-95% случаев (если речь идет об аденовирусных или мРНК-вакцинах, как минимум). Но не сразу. Если очень хочется провериться на наличие антител, лучше сделать это через 21 день после завершения курса вакцинации. До этого момента антител либо еще не будет, либо их будет слишком мало для определения тестом.
Миф №3. Вакцинация навсегда изменит мою ДНК!
Никакие из разработанных против COVID-19 вакцин не меняют ДНК человека. Максимум, что они могут сделать – так это использовать существующие в нашем организме механизмы, активирующие процесс выработки белков-антигенов, чтобы к ним потом образовались антитела.
Как это происходит с аденовирусными вакцинами – рассказано выше. мРНК-вакцины тоже никак не влияют на нашу ДНК и не взаимодействуют с нею. В этом случае в организм вводится собственно мРНК – инструкция по производству белка-антигена. Получив такую инструкцию, рибосомы клетки начинают синтезировать S-белок, а иммунная система – вырабатывать на него антитела. мРНК, введенные с помощью вакцины, через короткое время просто разрушаются.
У коронавируса – РНК, у нас – ДНК... Откуда вообще взялся миф об изменении генома? Ну вообще-то есть такие вирусы с РНК-геномом, которые умеют встраивать свой преобразованный геном в нашу ДНК – РНК-ретровирусы. К ним относится небезызвестный ВИЧ. У него есть гены, которые кодируют белок под названием «обратная транскриптаза». Этот фермент преобразует РНК вируса в ДНК, что дает возможность ВИЧ встраивать свой геном в наш.
Но коронавирус ретровирусом не является, а РНК-вакцины против него никаких других генов, кроме гена S-белка, не содержат, так что можно не опасаться изменения генома.
Впрочем, ученые сообщают, что есть ничтожный, буквально стремящийся к нулю, шанс заразиться ВИЧ и одновременно привиться мРНК-вакциной. В этом случае в течение буквально нескольких часов есть шанс, что обратная транскриптаза ВИЧ поспособствует включению кода S-белка в геном такого поистине уникального человека.
Миф №4. Вакцины содержат микрочипы и подключают человека к интернету
Разработчики вакцин ищут способы облегчить проникновение своих препаратов внутрь клетки. мРНК-овые вакцины содержат мРНК, спрятанную в липидную оболочку. Так как мембрана клеток тоже в значительной степени состоит из липидов, такой вакцинной конструкции проще слиться с ней и ввести мРНК внутрь клетки. А аденовирусы и сами обладают механизмами введения своего генетического содержимого в инфицированную клетку.
Также рассматриваются варианты использования так называемого гидрогеля из полимерных наночастиц. Такая вакцина при введении в организм вызывает локальное воспаление, к которому устремляются определенные виды клеток иммунной системы. Гидрогель замедляет процесс высвобождения белка-антигена, в результате чего вырабатывается в сотни и тысячи раз больше антител, чем при введении антигена обычным путем.
Гидрогели в свое время использовали для хранения и имплантации стволовых клеток, чтобы защитить их от немедленной реакции иммунной системы. Стволовые клетки после введения их в организм размножаются в гидрогеле, который со временем растворяется, обеспечивая им защиту от разрушения. Также гидрогели стали использовать для 3D-печати биосовместимых микромеханизмов, которые можно было безопасно имплантировать в тело человека.
Ученые считают, что в основе мифов о чипизации вакцинами лежит именно использование гидрогелей для введения в тело имплантов и для создания новых вакцин, в том числе и от COVID-19. В народном сознании электронные чипы слились воедино с вакцинами в несуразном мифе о всемирной чипизации и заговоре о порабощении всего населения планеты.
Миф №5. Вакцинация от COVID-19 делает человека бесплодным
В основе этого мифа лежит информация о том, что антитела к S-белку коронавируса могут также взаимодействовать с белком человеческой плаценты синцитином-1. У этого белка действительно есть очень короткий (из буквально 5-6 аминокислот) участок, где несколько аминокислот совпадают с последовательностью S-белка. Поэтому появился слух о том, что антитела, вырабатывающиеся в ответ на вакцинацию, будут блокировать этот белок и тем самым приведут к бесплодию.
Однако уже доказано, что схожесть отдельных участков S-белка и синцитина-1 не приводит к взаимодействию последнего с антителами к коронавирусу – слишком маленький и слишком незначительный для взаимодействия участок. На такие «мелочи» наша иммунная система не обращает внимания.
Надо также понимать, что если бы S-белок коронавирусов в целом (а они все имеют «корону» из «шипов») вызывал бесплодие таким путем, человечество давно бы это заметило. Ведь, помимо пандемического, 4 коронавируса входят в «пул» распространенных простудных ОРВИ, которыми успело переболеть множество людей.
Научную информацию, касающуюся коронавируса и вакцин против COVI-19, сегодня можно с необычайной легкостью найти в свободном доступе в сети интернет. Секретов у коронавируса остается все меньше, а данные ученых с каждым днем становятся все точнее. MedAboutM рекомендует проверять любую псевдонаучную информацию, чтобы всегда оставаться в курсе реальных событий, а не вымышленных.