Все малыши капризничают, не слушаются и фантазируют, но нельзя упускать из виду определённые поведенческие проблемы у 3-4-летних детей. Очень часто дошкольники нарушают границы и иногда ведут себя неадекватно, а их родители задаются вопросом, как справиться с этими проблемами поведения. Вспышки гнева и истерики, а также утверждение своей независимости с помощью постоянного «нет» — всё это нормальное поведение в этом возрасте.
Тем не менее, некоторые проблемы поведения у дошкольников нельзя игнорировать, поскольку они могут перерасти в долгосрочные. Рассказываем про 6 сложных форм поведения у детей и делимся советами, как пресечь их в зародыше.
Перебивание во время разговора
Ваш ребёнок может быть слишком взволнован, желая что-то срочно рассказать или задать вопрос, но безусловное разрешение вмешиваться в ваши разговоры не научит его быть внимательным к другим или занимать себя, пока вы заняты. В результате дети будут думать, что имеют право на внимание других людей, и столкнутся с разочарованием игнора.
Учёные Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в исследовании выявили, что уровень развития коммуникативных качеств у большинства дошкольников сегодня сформирован недостаточно: многие дети не умеют понимать чувства других, откликнуться на просьбу, уступать, осознавать свои эмоции и чувства и выражать их.
В следующий раз, когда вы соберетёсь позвонить, расскажите ребёнку, что сейчас произойдет и чего вы от него ждете. Вы можете сказать: «Сейчас я буду говорить по телефону. Я не смогу говорить или играть с тобой, пока не закончу. Давай достанем мелки, и ты будешь раскрашивать, пока я не закончу».
Лучший способ свести проблему перебивания к нулю — это занять детей. Но если ребёнок всё ещё регулярно дергает вас за руку, много говорит или требует внимания, попробуйте ввести жесты. Это позволит ребёнку тихо выразить свое желание внимания, а также проявить терпение.
Например, пусть он положит руку куда-нибудь на вас, например, на ногу. Затем накройте руку своей — это молчаливое послание: «Я слышу тебя». Скажите ребёнку: если он так сделает, вы уделите внимание, как только сможете.
Физическое прикосновение предлагает молчаливый способ установления связи, который может помочь ребёнку почувствовать себя увиденным и услышанным, пока он тренируется ждать. Как только вы закончите разговор, обязательно выслушайте просьбу.
Кроме того, похвалите за то, что он молчал и ждал, пока вы закончите. Такая признательность помогает закрепить правильное поведение.
Не останавливаясь сразу, чтобы уделить внимание, вы даёте понять, что дети не получат желаемого, если перебьют вас. Это также учит важным социальным навыкам. В этом возрасте дети могут понимать социальные правила и следовать им.
Слишком грубые игры
Вы знаете, что нужно вмешаться, когда ребёнок бьет товарища по играм, но вы не должны игнорировать более тонкие акты агрессии, такие как толчок брата или щипок сестры. Важно иметь политику нулевой терпимости, когда дело касается агрессивного поведения.
«Если не вмешиваться, грубое поведение может стать укоренившейся привычкой к 8 годам», — говорит Мишель Борба, доктор педагогических наук. — «Кроме того, игнорирование мелких актов агрессии посылает сигнал о том, что причинять боль людям приемлемо».
Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует немедленно пресекать агрессивное поведение и вмешиваться.
Случайные вспышки бурных эмоций — это нормальное поведение трёхлетнего ребенка, но в этом возрасте дети уже учатся контролировать импульсы. Некоторые могут даже разговаривать сами с собой, чтобы напомнить себе, что делать и чего не делать.
По мере того, как они учатся обуздывать свои желания и справляться со своими чувствами, придётся напоминать, что нельзя пинать, бить, бросать или кусаться, и говорить: «Мы не дерёмся (пинаемся, бросаем песок)», чтобы повторить правило. Вам также может понадобиться нежно, но крепко держать разгневанного ребёнка за руки, чтобы остановить удары или увести из ситуации.
Учёные из Университета Вашингтона исследовали, что же из ранних навыков развития детей действительно влияет на отметки в школе. И оказалось, что это — развитие навыков коммуникации, или умения общаться с окружающими!
Делать вид, что не слышат взрослого
Прося ребёнка два, три или даже четыре раза сделать что-то, чего он не хочет, например, начать одеваться или собрать игрушки, вы посылаете ему сигнал о том, что игнорировать вас — нормально, и что это он, а не вы, всем тут управляет.
«Напоминая ребёнку снова и снова, вы просто приучаете его ждать следующего напоминания, а не обращать на вас внимание в первый раз», — говорит Кевин Леман, доктор философии, психолог. — «Если вы позволите такому поведению продолжаться, ваш ребёнок, скорее всего, станет непокорным и неподконтрольным вам».
Вместо того, чтобы говорить с ребенком через всю квартиру, подойдите к нему, нагнитесь на его уровень и скажите, что нужно делать. Используйте короткие, простые инструкции. Вы также должны установить зрительный контакт и побудить его ответить, сказав: «Хорошо». Еще лучше, если вы попросите повторить ваши инструкции, чтобы убедиться, что он точно всё понял.
Если дети продолжают игнорировать вас или не выполняют обещания, используйте наказание, например, отсрочку привилегии или лишение её. Например, если вышло время подготовки ко сну, то спать сегодня придётся ложиться без книжки, и т. д.
Если же дети слушают и прекращают игнорировать, важно также видеть и закреплять такое поведение. Дайте ребёнку понять, что вы заметили его поступок, довольны его реакцией, и побудите его повторять так делать в будущем.
Поступки без разрешения
Конечно, удобно, когда ваш малыш может сам перекусить или включить телевизор, но если вы позволите ему контролировать действия, которые вы должны регулировать, это приучит его не следовать правилам.
«Это может быть мило, когда ваш малыш сам забирается на стул, чтобы достать печенье из шкафа, но просто подождите, пока ему не исполнится лет 8, и он не отправится в гости к другу, не спрашивая вашего разрешения», — говорит психолог Джерри Вайкофф.
Установите несколько домашних правил и часто обсуждайте их с ребёнком. Например, если ребёнок включает телевизор без разрешения, попросите его выключить его и скажите: «Тебе нужно спросить меня, прежде чем включать телевизор».
Произнесение правила вслух поможет детям его усвоить. В этом возрасте старайтесь ограничить количество домашних правил примерно двумя-тремя. Большее количество правил им будет трудно запомнить.
Помните, что правила должны обеспечивать структуру и безопасность. Они также могут научить детей важности соблюдения правил в раннем возрасте, чтобы, когда они пойдут в детский сад, а потом в школу, они естественным образом адаптировались к границам, установленным педагогами.
В чем разница между дисциплиной и наказанием? Хотя многие родители думают, что дисциплина и наказание — это одно и то же, это не так.
- Дисциплина — это способ обучения и улучшения хороших отношений между родителями и детьми. Когда вы дисциплинируете, вы должны хвалить ребёнка вместе с указаниями твердым тоном. Ваша цель — улучшить его поведение.
- Наказание негативно: вы налагаете неприятное последствие, когда ваш ребенок что-то делает или не делает. Наказание — это часть дисциплины, но лишь малая часть.
До 3 лет, а иногда и позже, дети просто не понимают концепцию наказания. Установление границ — гораздо лучший подход, чем наказание. Большинство детей реагируют на чёткую, спокойную и уверенную установку границ поведения.
Дерзкое поведение
Как правило, такого ждут от подростков, и вы можете и не подозревать, что малыши 3-4 лет вполне способны закатывать глаза или использовать резкий тон. Подобное дерзкое поведение часто начинается, когда дошкольники подражают детям постарше. Это делается для того, чтобы проверить реакцию родителей.
«Некоторые родители игнорируют это, потому что считают, что это преходящий этап», — говорит доктор Борба. — «Но если вы не будете этому противостоять, вы можете обнаружить, что в доме появился дерзкий дошколёнок, а потом и школьник, которому трудно заводить и сохранять друзей».
Дайте ребёнку понять, что не так. Скажите: «Когда ты закатываешь глаза, кажется, тебе не нравится то, что я говорю. Нормально, что тебе не хочется есть сначала суп, но ненормально закатывать глаза».
Идея не в том, чтобы заставить ребёнка чувствовать себя плохо. Вместо этого цель состоит в том, чтобы показать ему, как он выглядит или как звучит, и дать ему более подходящий способ выразить то, что он чувствует или думает.
Преувеличение правды
Хотя это может показаться не таким уж большим делом, если ребёнок говорит, что заправил постель, едва натянув одеяло, важно противостоять любому виду нечестности. Для дошкольников эксперименты с ложью соответствуют уровню развития, и вам решать, как с самого начала устанавливать ожидания относительно честности.
«Ложь может стать автоматической, если ребёнок поймет, что это простой способ выставить себя в лучшем свете, или простой способ не делать того, что не хочется, или если он поймет, что, солгав, он может избежать наказания», — говорит доктор Вайкофф.
Если ребёнок начал привирать, даже по мелочам, сядьте с ним и проясните ситуацию. Вы можете сказать: «Я знаю, что было не так. Расскажи мне, что на самом деле случилось».
Относитесь к этому как к возможности научить ребёнка честности, а не как к дисциплинарной мере. Дети более склонны продолжать лгать, когда боятся попасть в беду или быть наказанными.
Кроме того, обратите внимание на мотивацию лжи, чтобы убедиться, что дети не достигают своих целей. Например, если ребёнок сказал, что почистил зубы, хотя на самом деле этого не делал, попросите его вернуться в ванную и почистить их, прежде чем разрешить ему заняться чем-то ещё.
И если всё исправляется — замечайте это и хвалите малыша. О том, как это делать, чтобы не напортить, читайте в статье «Не захвалить: как правильно хвалить ребенка и надо ли это делать?».
Использованы фотоматериалы Unsplash