Дети учатся все время. Это кажется, что малыш просто лежит в кроватке и тянет палец в рот. На самом деле это часть большого процесса развития — от координации движений до сенсорной деятельности. Сенсорные игры вообще очень важны и полезны каждому ребёнку, через них дети лучше понимают мир, воспринимают себя в нем, растет мозг, появляются новые нейронные связи. Навыки сенсорного развития помогают укрепить память, улучшить моторику, наладить социальное взаимодействие, ускорить появление речи...
Как ни крути — игры на развитие сенсорики нужны каждому. Но вот беда: все эти специальные доски, балансиры, супер игрушки, которые развивают мелкую моторику, зрение и слух, могут неплохо ударить по семейному бюджету. А заодно захламить детскую: ребёнок же растет, и через пару месяцев ему нужно будет развивать совсем другие навыки! Как быть? Рассказываем, какие отличные материалы для развития сенсорики уже есть у вас дома. Двойной профит: малыш развивается, не требуя лишних затрат.
Первая сенсорная доска малыша
Сенсорные доски — хит продаж. Экологичные материалы, безопасные краски, блестящие поверхности и лампочки разных цветов. Ну как устоять?
Очень просто. Ребёнку все эти ухищрения не нужны, ведь мы развиваем не потребительский инстинкт, а сенсорное восприятие, умение на ощупь отличать одну поверхность от другой. Поэтому отложите подальше кошелек и возьмите кусок плотного картона.
На картон надо наклеить много разных лоскутков и кусочков. Скользкую ткань (шелк, полиэстер), лоскут бархата, вельвета, кусочек меха, бумагу гладкую и фактурную, скотч. Хорошо также насыпать на участок со свежим клеем немного крупы, например, сухой гречки, пришить пару пуговиц. А дальше все просто — надо помогать малышу трогать поверхности, при этом рассказывая, какие они на ощупь и как называется материал.
Минус такой картонной «доски» — недолговечность. Но это не та игрушка, которая привлекает внимание детей на годы, так что двух-трех месяцев вполне хватит.
Вечные кубики
Антропоморфные фигурки и кубики — какой ребёнок обходился без этих игрушек? Даже на раскопках археологи находят эти два старейших спутника детских игр. И на зря. Кубики — одна из лучших вещей, которые придуманы для стимуляции сенсорного развития ребёнка. Они помогают развивать мышцы, координацию, зрение, обучают анализу и классификации.
Можно купить набор кубиков (в который будут входить также пирамидки, конусы, параллелограммы). Но идеальные варианты лучше сделать самим. Простые кубики делают обычно из обрезков досок, брусочков. Из надо только зашкурить и покрыть лаком, краской или пропитать маслом для дерева. Можно оставить и абсолютно безопасный вариант — неокрашенную деревянную поверхность, на которой удобно рисовать карандашом или наклеивать стикеры.
Более сложный вариант — кубики из того же картона. Чем они интересны? Помимо разнообразия цветов и форм можно также «поиграть» с массой фигурки, наполнив некоторые пластилином, глиной или иным утяжелителем. А еще сделать «музыкальные» варианты: металлические крышки от бутылок, пуговицы, крупа дадут различные звуки при встряхивании игрушки.
Мяч — друг ребёнка
На резиновый мячик придется все же потратить небольшую сумму. Но до его приобретения стоит обратить внимание на варианты из папье-маше, надутых маленьких шариков, деревянных, металлических шаров и вязаных мячей, яблок, апельсинов, всего круглого, что можно найти в доме. Можно просто сшить условный мячик из ткани и набить все той же крупой или вишневыми косточками (сшивать надо крепко). Главное — чтобы «мячик» не влезал в рот и хоть как-то катился, а разницу в движениях малыш увидит сам.
Что значит «не играй с едой»!?
Различные продукты питания — нескончаемый поставщик для познания различных текстур и вкусов. Дети могут играть с сухими макаронами разных форм, засовывать ручку в миску с рисом и искать там «сокровища». Ну а о ценности еды как провокатора развития челюстно-лицевой мускулатуры и стимулятора речи и говорить не стоит.
Рот малышей с рождения начинает знакомиться с окружающей средой, сначала — с маминой грудью или соской, затем с руками, уголком пеленки, пальцами ноги. Как только дело доходит до разнообразия в прикорме, начинайте помогать ребёнку узнавать текстуру и вкус различных продуктов. Самым маленьким едокам достаточно крошечки хлеба, печенья, банана, яблока, чтобы язык начал исследовать их свойства и посылать сигналы в мозг для анализа данных.
Еще один важный аспект восприятия — обоняние. И тут еда тоже незаменима. Как пахнет мандарин? Веточка от помидора? Кусочек сыра? Свежая выпечка? Чем разнообразнее запахи, тем богаче «база данных», которые накапливает ребёнок.
Музыка для маленьких детей
В «музыкальной» коробке может лежать все, что способно издавать хоть какой-то звук. Бумагой можно шуршать, ложками — стучать о пол, о крышку кастрюли, по ножке стола. Одна ложка — а звуки такие разные!
Прекрасный вариант для детей — маленькие пластиковые бутылочки, в которые можно засыпать все, что пролезает в горлышко бутылки. Горох, гречка, мелкие монетки, бусинки и пуговицы — они все звучат по-разному, а маленькие бутылки так удобно хватать и трясти! Не бойтесь экспериментировать, только плотнее закрывайте крышки.
Коробка с сокровищами
Большинство детей, только научившись ползать, начинают исследовать таинственные закрытые шкафы. Там столько всего интересного: носки, кастрюли, вилки, коробочки… Чтобы избежать неприятностей, дайте ребёнку коробку, которую можно накрывать крышкой и открывать, и сложите в нее все, что вызывает интерес и вызывает различные ощущения и впечатления при рассматривании, хватании, выбрасывании на пол. Туда можно сложить бутылочки, несколько бумажных стаканчиков, ложки из различных материалов — от деревянных до пластиковых и металлических, ленточки и лоскутки, бусы на прочной нитке, различные игрушки и даже пару носков.
Важно убедиться, что «сокровища» не только вызывают интерес, но также не смогут навредить ребёнку. Уберите все, что можно проглотить, засунуть в нос или облизать/погрызть и отравиться.