Позитивное восприятие своего тела и уверенность в себе могут помочь ребёнку на протяжении всей его жизни. С другой стороны, низкая самооценка может привести к проблемам со здоровьем. Если дети не учатся чувствовать себя уверенно в своем теле и не понимают, что все тела приемлемы, они подвергаются более высокому риску развития расстройств пищевого поведения, настроения и тревожных расстройств.
Исследования группы экспертов The Common Sense Census (США) показывают, что дети начинают говорить о проблемах с телом уже в 5 лет. Уже в этом возрасте девоски и мальчики могут страдать из-за лишнего веса или носа не той формы. Вот почему родителям важно начинать эти разговоры пораньше. Эксперты объясняют, как родители могут подойти к урокам бодипозитива еще до того, как ребёнок пойдет в детский сад.
Учите детей базовой физиологии
Поощряйте малыша знакомиться со своим телом. Родители могут начать называть части тела – руки, ноги, пальцы рук, ног, носы и глаза – уже в 6 месяцев. К году у детей появляется базовое понимание строения человека, и надо поощрять их указывать и называть некоторые части тела на себе, других людях, игрушках, животных.
По мере того как дети становятся старше, почаще вставайте с ребёнком перед зеркалом и задавайте вопросы типа: «Где твои ушки?» А затем говорит: «У тебя замечательные уши, они помогают вс слышать слышать». Имейте в виду, что дети обычно начинают узнавать себя в зеркале в возрасте от 15 до 24 месяцев.
И попробуйте также использовать нормальные названия при обсуждении гениталий – например, пенис и вагина. Прозвища вроде «пися» подразумевают, что есть что-то неявно смущающее в этой части тела.
Концентрируйтесь на здоровье, а не на весе
Бодипозитив и положительный образ тела нужны для заботы о самочувствии и здоровье, нежели о весе и внешнем виде, и важно, чтобы дети это знали. Не существует одного размера, формы или индекса ИМТ, которые равнялись бы красоте.
Факт!
Бодипозитив – новое и уже достаточно спорное направление в отношении к телу. Правильная его трактовка – забота о здоровом теле любой формы. Неправильная – восхваление любых форм вне зависимости от болезней, которые могут сопутствовать избыточному или недостаточному весу и т. д.
Еще один ключевой момент – уменьшение количества запретов. Запреты с детьми (и со взрослыми) работают плохо: если дошкольнику еще можно запретить питаться вредной пищей, то с началом школы это отследить становится практически невозможно. Воздержитесь от дискуссий о правилах питания, о том, что нельзя и чего нельзя есть. Вместо этого создайте образец для подражания хорошо сбалансированной диете, включающей все группы продуктов питания, демонстрируя правильные порции во время еды как основных блюд, так и десертов.
Поощряйте детей быть активными
Физическая активность идет рука об руку с хорошим здоровьем, и детей следует поощрять к тому, чтобы они с раннего возраста находили занятия, которые им нравятся. Это помогает понять, что упражнения приносят удовольствие. В семьях, где физическая активность – часть обычного распорядка, с более высокой вероятностью вырастают дети, регулярно занимающиеся спортом, которым при этом комфортно в собственном теле.
Старайтесь не относиться к упражнениям как к способу похудения. Дети, которых заставляют заниматься спортом, чтобы похудеть, не только научатся презирать упражнения, но они также научатся ненавидеть свое тело. И избегайте поддразниваний в любой форме: они, как показывают исследования, могут привести к увеличению веса, перееданию и мерам по экстремальному контролю веса.
О том, как распознать нарушения пищевого поведения у ребёнка, мы рассказали в этой статье.
Разговаривайте о еде для здоровья
Обсуждение еды – важная часть отношения к себе и телу. Ставьте на стол здоровые продукты и рассказывайте о том, почему так важно употреблять овощи и фрукты. Например, расскажите детям, что они дают нашему телу силы и энергию, чтобы играть, сохранять хорошее настроение и помогают нам расти сильными и здоровыми.
Используйте простые термины, понятные детям. Разделите продукты, которые вы едите в семье, на три группы: всегда, иногда и редко.
- В группу «всегда» попадают здоровые и питательные продукты, которые мы едим каждый день, такие как белок, каши, фрукты и овощи, творог и натуральные молочные продукты.
- Группа «иногда» – это полуфабрикаты и пицца с доставкой, йогурты с топингами, все, что сделано из хороших продуктов, но содержит не самые полезные добавки или превышает норму по калорийности.
- В группу «редко» попадают вредные продукты с высоким содержанием сахара, жира, соли: чипсы, шоколадные батончики, пончики и торты.
Отслеживайте источники дезинформации
Воздействие средств массовой информации и нереалистичных стандартов красоты на ребёнка неизбежно, особенно в эпоху социальных сетей. Но важно проверять и исправлять дезинформацию о еде, упражнениях, своем теле и других людях. Расскажите детям, что людей не следует судить по их весу, будь то избыточный или недостаточный вес, точно так же, как их нельзя судить по признакам физических недостатков или даже другого цвета кожи .
Учите ребёнка, что все тела – хорошие, они нужны для жизни человека, чтобы он не пытался судить о себе плохо в случае, если он не соответствует социальным стандартам красоты. Это может привести к заниженной самооценке, депрессии и расстройствам пищевого поведения.
Подавайте хороший пример
Лучшее, что родитель может сделать для развития бодипозитивного отношения у ребёнка, – это научить на своем примере. Очень важно показывать детям, что мы уважаем себя такими, какие мы есть, и ценим других независимо от их внешнего вида.
Не забывайте, что маленькие дети имитируют то, что видят и слышат. Наблюдение за нашим собственным языком, касающимся нашего тела и внешнего вида других людей, важно для развития отношения нашего ребёнка к самому себе.
Как это сделать? Сосредоточьтесь на простых вещах, таких как проявление позитивного настроя, когда вы одеваетесь. Любые высказывания о том, что вы не сможете, например, пойти на пляж, пока не похудеете, или выглядеть красиво, потому что любимое платье стало велико, натолкнут ребёнка на неверные убеждения – что возможность что-то делать или любить себя зависит от форм и веса.
Хотя есть генетическая предрасположенность к избыточной массе тела, которая наследуется в семьях, исследования доказывают: намного чаще дети «наследуют» не «гены ожирения», а семейный тип питания и досуга. И если родители едят неправильно и предпочитают телевизор прогулкам, ребёнок это усваивает очень быстро – вместе с избыточными калориями.
Подробнее о соотношении генетики и воспитания в вопросах детского ожирения читайте в статье «У нас все в семье полные».