В работе лечащего врача достаточно стрессовых ситуаций. Это касается как государственных, так и частных медицинских учреждений. Поэтому, собираясь на прием к врачу, следует постараться избегать выражений, которые ему явно не понравятся.
Сам себе врач: симптомы из Интернета
«Я посмотрел в Интернете, у меня налицо все симптомы невроза», — прямо с порога заявляет пациент. Слишком активный и любознательный больной, умеющий гуглить — настоящая головная боль для лечащего врача. А ведь этот специалист шесть лет учился в медицинском университете, потом год в ординатуре и еще два — в интернатуре. Через его кабинет прошло огромное количество больных с самыми разнообразными симптомами, и он не всегда мог сразу определить правильный диагноз. И порой пациенту приходится сдать не один анализ и пройти не одно обследование, чтобы определить истинную причину заболевания.
Бесспорно, изучение интернет-статей расширяет кругозор человека. Но если он самостоятельно ставит себе диагноз и назначает лечение, зачем тогда ему идти на прием к врачу?
Вредные привычки: на прием к врачу без очереди
Некоторые пациенты в силу привычки врываются в кабинет врача без очереди со словами: «Я только спрошу». Здесь все хотят спросить. Между прочим, среднее время, которое отводится на прием одного пациента, составляет 15 мин. А в некоторых медицинских учреждениях, особенно государственных, лечащий врач располагает еще меньшим временем — там выделяется всего 10—12 мин на одного человека. И случается, что даже пациентов, записанных на прием к врачу, он не успевает принять по установленным нормативам, в результате чего у кабинета образуется очередь.
Если доктор будет принимать еще и больных, которым «только спросить», он точно ничего не успеет. Поэтому следует записаться на прием к нужному специалисту и задавать свои вопросы в порядке общей очереди. Зайди без предварительной записи можно, но только если у кабинета врача нет очереди. Но и в этом случае нужно обязательно постучать и спросить разрешения. Вряд ли врач будет доволен, если пациент откроет дверь кабинета ногой.
Дискуссия с лечащим врачом
«А можно как-то обойтись без химии? Может, травку попить?», — вступает в дискуссию с врачом пациент. Нельзя! Хотя попробовать, конечно, можно все что угодно, только в таком случае лечащий врач не гарантирует ни эффективности, ни безопасности терапии. Более того, специалист, назначающий такое лечение, должен вызвать подозрение.
Все медикаментозные средства, зарегистрированные как лекарственные препараты, подвергаются многочисленным клиническим исследованиям. Они считаются пригодными к использованию только в том случае, когда их признают достаточно безопасными и эффективными в борьбе с той или иной болезнью. К тому же врач осведомлен о побочных эффектах данного препарата и его совместимости с другими лекарствами. В то же время неизвестно, как подействует на больного человека так называемое «народное» средство, и какие побочные эффекты оно вызовет, поэтому принимать его придется исключительно на свой страх и риск (лучше не рисковать).
Кстати, по поводу «химии». В состав любого средства — таблетка это или вытяжка из травы — входят определенные химические вещества. Только медикаментозные препараты — это изученная и проверенная «химия», а средства альтернативной медицины — нет.
Обвинения в некомпетентности
«Мне не помогает ваше лечение». Бывает и такое. Однако в большинстве случаев под подобными претензиями подразумевается следующее: «Я принимаю таблетки нерегулярно, диету тоже соблюдать забываю. За две недели лечение не привело к улучшениям, поэтому я решил его прекратить». Кстати, врач, задав пациенту пару дополнительных вопросов, все это быстро поймет.
Не в состоянии в точности соблюдать рекомендации врача? Тогда, может, прежде чем обвинять врача в некомпетентности, честно признаться в собственной недисциплинированности? А еще лучше — попросить направление на госпитализацию. В условиях стационара уж точно не получится игнорировать назначения врача. Ну а если болезнь не настолько беспокоит пациента, чтобы ее лечить, а собственное выздоровление человека волнует меньше, чем его врача — лучше вообще не идти к специалисту и не отнимать у него драгоценное время.
Страх перед операцией
«А можно обойтись без операции?» Как это ни странно звучит, но встречаются пациенты, которые даже при остром аппендиците пытаются отказаться от хирургического вмешательства. Похоже, они полагают, что врачам не хочется «морочить голову», поэтому они всех подряд отправляют на операционный стол.
В действительности, намного проще и дешевле лечить пациента амбулаторно. Поэтому если лечащий врач назначает хирургическое лечение, значит оно на самом деле необходимо. Ну а в случае появления сомнений по поводу компетентности врача всегда можно проконсультироваться у другого специалиста.
Несвоевременное лечение
Встречаются и претензии типа: «Я месяц назад повредила спину, а она до сих пор болит. Пожалуйста, помогите». Для таких ситуаций у врача имеется вопрос, который часто раздражает пациентов: «А почему вы не обратились раньше»? И действительно — почему? Неужели все остальные дела важнее, чем собственное здоровье? Человек до последнего откладывает поход в медицинское учреждение, а потом в случае развития тяжелых осложнений обвиняет врача. И вот здесь появляется следующая фраза:
«Я буду жаловаться главному врачу». Ну или в вышестоящую организацию. К сожалению, наша система здравоохранения далека от идеала. Поэтому основания для жалоб действительно имеют место. И права свои отстоять в случае их нарушения иногда можно только при помощи письменного обращения к руководству больницы. Тем не менее есть ситуации, когда жалобы пациентов не только беспочвенны, но и бессмысленны.
Следует понимать, что врач не может нести ответственность за несоблюдение пациентом его указаний, эпидемии простудных заболеваний, погрешностей фармацевтической промышленности и так далее. Кроме того, если больному не понравились определенные указания врача — направление на дополнительное обследование или другие формальные требования — чем сможет помочь жалоба?
Врач не сам придумал эти «дурацкие» требования. Тем не менее он обязан их соблюдать. В этой ситуации он такая же жертва несовершенства системы, как и пациент. Поэтому подобные жалобы только добавляют бюрократической работы, отнимая у врача время, которое ему необходимо для лечения других больных.