Таблетки

Лечение болезней в современной медицине тесно связано с приемом лекарственных средств, которые попадают в организм в форме таблеток, растворов для инъекций, аэрозолей , капель, драже и пеллетов. В настоящее время при большинстве заболеваний достаточно принять таблетку, назначенную врачом, после чего, как правило, симптомы болезни быстро угасают. Нельзя отрицать удобство лечения с помощью таблеток – не требуются специальные условия хранения, сроки годности довольно продолжительны и единственное, что нужно для их применения, в большинстве случаев, это стакан обычной воды. Кроме того, благодаря современным достижениям фармакокинетики, основное действующее вещество из лекарственного препарата попадает в организм в достаточном количестве, что позволяет повысить качество лечения. Так, некоторые таблетки позволяют быстро добиться высокой концентрации препарата в крови, в то время как у других преобладает местный (на желудочно-кишечный тракт) эффект.

Таблетки

Таблетки

Таблетками называют твердые дозированные лекарственные формы, получаемые прессованием порошков и гранул, содержащих одно или несколько действующих лекарственных средств с добавлением вспомогательных элементов. Таблетки могут быть получены как формированием (когда препарат принимает форму без воздействия давления), так и прессованием (с воздействием высокого давления).

Принято считать, что первые лекарственные средства, используемые, как правило, в жидких формах, появились более 4000 лет назад до нашей эры, в то время как таблетки появились ориентировочно за 1500 лет до нашей эры. Первые упоминания о таблетках были найдены на папирусах в Древнем Египте, где для их изготовления использовались хлеб, мед или жир. В Древней Греции основные действующие вещества, такие как растительные порошки или специи, смешивались с чем-то способным держать форму шариков, и назывались «katapotia», что в дословном переводе означает «что-то, чтобы быть проглоченным».

Также,римский ученый Плиний, который жил в 23-79 годах нашей эры, впервые упомянул «пилюли», под которыми международное сообщество понимает современные таблетки, капсулы и драже.

Существенный минус, сопровождающий прием таблеток на протяжении всего периода их использования – это сложность при их проглатывании. Это было связано не только с размерами (могли быть достаточно крупными), но и с плохой способностью к скольжению этой лекарственной формы. В связи с этим довольно длительное время проводились исследования, направленные на создание таблеток, проглатываемых с наименьшими усилиями. Так, в средние века люди использовали таблетки, покрытые скользкими растительными веществами.

Однако, со временем были открыты и другие покрытия. Так, в 19 веке были попытки по покрытию таблеток серебром или золотом, однако они проходили через пищеварительную систему практически без эффекта. Также в 1800 – х годах был получен желатин, который в дальнейшем стал основой для создания капсул.

В 1843 году британским художником и изобретателем Уильямом Брокедоном был получен патент на станок, способный на создание таблеток и пастилок в условиях производства. Его принцип действия был основан на сжатии порошка в таблетку без использования клея.

Прессованные таблетки являются на сегодня наиболее популярной лекарственной формой. Около двух третей всех рецептов отпускается в виде твердых лекарственных форм, большая часть которых представлена таблетками. Таблетки могут быть введены внутрь (проглатываются), а также сублингвально, за щеку, ректально и интравагинально. Размеры таблеток могут варьироваться от нескольких миллиметров до сантиметра.

Таблетки для детей

Таблетки для детей

Попытки заставить маленьких детей принимать таблетки для лечения нередко могут быть безуспешными, так как, даже при наличии глотательного рефлекса с рождения, довольно сложно убедить ребенка проглотить лекарственный препарат. В связи с этим можно разделить детей на две группы – до и после 3,5 лет, что можно объяснить возможностью осмысленного убеждения ребенка.

Как правило, достаточно сложно заставить детей принимать таблетки для лечения тех или иных заболеваний, в связи с чем большинство производителей лекарственных препаратов имеют в своем ассортименте и более доступные для применения в этом возрасте препараты – аэрозоли, капли, настойки, растворы и сиропы (в зависимости от места, на которое следует воздействовать). Поэтому лечащий врач, в большинстве случаев, отдает предпочтение жидким лекарственным средствам при лечении ребенка.

Также, вместо приема таблеток для лечения детей, могут рекомендованы инъекции, однако их проведение у совсем маленьких детей может быть проблемно (в отношении внутривенных инъекций) и, кроме того, весьма затруднительно (при потребности в длительной терапии, имеющей заместительный характер).

Однако бывают ситуации, когда нет возможности подобрать лекарственный препарат в альтернативной таблеткам форме. В таких случаях иногда можно попробовать растолочь препарат и, разбавив его в чайной ложке обычной водой, дать малышу. Однако, нередко это может снизить эффективность препарата как за счет его оседания на пищеводе, который обладает невысокой резорбтивной способностью (по сравнению с тонким кишечником и желудком), так и за счет того, что ряд таблеток (покрытые и желудочно-резистентные), при взаимодействии с желудочным соком теряют свой эффект за счет разрушения основного действующего вещества. То же касается и капсул, в связи с чем их разрушение с непосредственным приемом содержащегося внутри порошка достаточно часто может свести эффект от лечения на нет.

Гораздо проще научить принимать таблетки для лечения детей в возрасте старше 3,5 лет, что связано наличием осмысленного поведения у ребенка. Как правило, предпочтение в обучении отдается посторонним лицам (работникам медицинских учреждений), однако это может проводиться и родственниками. Как правило, учить ребенка следует заранее, до развития заболевания при условии, что у ребенка нет поражений слизистой оболочки полости рта и пищевода. Обучение лучше начинать с маленьких гладких таблеток без неприятного запаха и вкуса (как правило, это витамины). Запрещено давать более 2 таблеток за один сеанс, так как имеется вероятность развития аллергических реакций и прочих осложнений.

Для достижения успеха в обучении самостоятельному приему таблеток ребенком старше 3,5 лет, рекомендуется соблюдать следующие условия:

  • приложить усилия к повышению интереса ребенка в отношении проглатывания таблеток и капсул без их пережевывания;
  • на собственном примере показать, как нужно проглатывать таблетку;
  • для общения с ребенком использовать простые и понятные команды, ориентируя ребенка, который должен сам взять и проглотить таблетку, а затем запить ее водой
  • обучить малыша правильному расположению таблетки на языке (не на кончике и не слишком глубоко, так как это может стать причиной развития рвотного рефлекса);
  • после успешного проглатывания таблетки ребенком поощрять малыша чем-нибудь вкусным или какой-нибудь игрушкой.

Однако, также существует и отрицательный момент после обучения ребенка самостоятельному приему таблеток. Так, многие дети, не осознавая возможных последствий, принимают большое количество таблеток, что в большинстве случаев приводит к отравлению. Так, в 2002 году Американской Ассоциацией Контроля Отравлений было зарегистрировано более 2,4 миллионов отравлений лекарственными препаратами, причем более половины случаев приходилось на детей младше 6 лет. Наибольшему риску отравления подвергались дети от 1,5 до 3 лет. При этом отмечалось, что чем меньше масса тела, тем выше риск летального исхода, так как высок риск развития летальной концентрации препарата в плазме крови.

Для предотвращения развития этой неприятной ситуации следует не только делать лекарственные препараты менее доступными, но и предупредить ребенка о том, что нельзя принимать таблетки без разрешения взрослых.

К наиболее распространенным препаратам, ставшим причиной отравления у детей, относят:

  • блокаторы кальциевых каналов (побочными эффектами у детей являются критическое снижение давления крови и нарушения сердечного ритма);
  • препараты, содержащие камфору (побочными эффектами у детей являются быстрое развитие судорог, делирия, комы и смерти);
  • анальгетиков (побочным эффектом у детей является сонливость, переходящая в летаргический сон);
  • аспирин и другие салицилаты (побочными эффектами у детей являются тошнота, рвота, возбуждение, судороги, вялость, кома и смерть);
  • антидепрессанты (побочными эффектами у детей являются припадки, зависания и сердечные аритмии);
  • глазные капли и назальные спреи (побочными эффектами у детей являются летаргический сон, низкое артериальное давление и кома);
  • производные сульфонилмочевины, используемые для лечения сахарного диабета (опасно низкий уровень глюкозы в плазме крови, кома, припадки).

Бывают ситуации, когда ребенок нуждается в лечении, но взрослые не хотят тратить время на посещение специалиста и дают ребенку те же препараты, которые когда-то принимали сами по поводу схожих симптомов. Это является большой проблемой, так как у детей, в связи с особенностями функционирования организма, существует высокая вероятность развития побочных эффектов не только из-за несоответствия дозировок таблеток, но и из-за недостаточного развития ряда ферментных систем.

Таблетки для взрослых

Таблетки для взрослых

Большинство взрослых людей считает, что нет потребности в посещении специалиста, так как в интернете существует большое количество информации по лечению того или иного заболевания. Однако, мало кто понимает, что квалифицированный врач комплексно оценивает конкретную клиническую ситуацию и ище