Для многих взрослых наличие в семье маленького ребёнка ассоциируется с хаосом и разбросанными повсюду игрушками. На самом деле, если малыш систематически устраивает в доме беспорядок, причину следует искать, в первую очередь, в его воспитании. Психологи утверждают: воспитание в ребёнке любви к порядку не просто способствует развитию в нем полезных личностных качеств, но и является немаловажным залогом благополучия его психоэмоционального здоровья. Известно, что дети, регулярно помогающие родителям по дому, как правило, обладают устойчивой адекватной самооценкой, лучше преуспевают в учебе и легче адаптируются в социуме.
Как правильно вести себя со своим чадом, чтобы взрастить в нем активного, самостоятельного и ответственного домашнего помощника? Портал MedAboutMe раскрывает родителям семь главных секретов успешного воспитания.
Совместная деятельность малыша и родителей
Если взрослые систематически практикуют в общении с ребёнком фразу «Займись чем-нибудь, мне некогда» или «Иди поиграй, я занята», — впоследствии не стоит удивляться, что растущее чадо не проявляет никакого стремления к участию в полезных домашних мероприятиях.
Совместная деятельность с родителями — один из важнейших инструментов при воспитании в ребёнке чувства ответственности и самостоятельности. Поэтому постарайтесь с ранних лет привлекать малыша к посильным для него домашним мероприятиям. Позвольте ребёнку принять участие в лепке пельменей, доверьте ему вытирание тарелок в процессе мытья посуды, поручите перебрать крупу, в то время как вы режете овощи для супа, и т. д.
Не разграничивайте домашние дела и общение с малышом, а эффективно объединяйте эти процессы. Например, при совместном проведении домашней уборки можно предложить сыну или дочери сочинить интересную сказку о потерявшихся вещах, которые нашлись и заняли свое прежнее место благодаря всезнающему маленькому волшебнику.
Учитываем характер и возраст ребёнка
Уделяйте внимание изучению склонностей вашего чада к определенному роду деятельности и поручайте малышу выполнение тех задач, которые, на ваш взгляд, наиболее придутся ему по душе. Если вы заметили, что ребёнка привлекают занятия, требующие скрупулезного и, при этом, творческого подхода, предложите ему «рассортировать» и красиво расставить игрушки или столовые принадлежности к ужину. Малышу, которому нравятся более «масштабные» работы, можно поручить наведение порядка в бельевом шкафу или уборку мелкого мусора на придомовой территории. Самое главное — придумать интересную мотивацию для занятия и проследить за тем, чтобы ребёнок не утратил к нему интереса в процессе деятельности.
Доверяя ребёнку выполнение дел по дому, не забывайте учитывать возраст своего чада. Прежде чем малыш пойдет выносить мусор, убедитесь, что вес пакета для него не слишком тяжел. Планируя начать приучать ребёнка к мытью посуды, тщательно взвесьте, насколько безопасным будет для него обращение с ножами и вилками.
Домашние обязанности как игра
Выполнение работы по дому не должно выступать в качестве наказания за непослушание или скверное поведение; в противном случае, любовь к порядку никогда не войдет у ребёнка в привычку. Более того, вы рискуете выработать у малыша стойкую неприязнь к домашним обязанностям. Лучшим стимулом для воспитания в ребёнке стремления к аккуратности и чистоте выступит превращение обычных рутинных дел в увлекательную игру. «Волшебная миссия по истреблению микробов», «Укрощение пылевых монстров», «Сказочное появление Феи Чистоты», — согласитесь, все это звучит для маленького помощника совершенно иначе, нежели скучное «уборка пыли» или занудливое «мытье кухонной раковины»!
Дела по дому не делятся на «мужские» и «женские»
Если у вас в семье растут разнополые дети, приобщая их к участию в повседневных бытовых делах, акцентируйте внимание на следующем: в большинстве домашних обязанностей не существует каких бы то ни было «половых» разграничений. И мальчики, и девочки должны одинаково уметь наводить порядок в собственной комнате, своевременно выносить мусор и пришивать к своей одежде оторвавшиеся пуговицы. Тема распределения работ «по половому признаку» может быть поднята лишь в том случае, если речь идет о сугубо «мужских» или «женских» мероприятиях; таких, например, как забивание в стену гвоздей или стирка и глажка кухонных полотенец.
Любое начатое дело должно быть закончено
Если вы хотите вырастить по-настоящему самостоятельного, ответственного и целеустремленного ребёнка, в момент выполнения им работы по дому придерживайтесь принципа «не подгоняй, не ругай и не вмешивайся».
Наберитесь терпения и позвольте своему чаду довести процесс до полного завершения. Сдержите свои эмоции, если вы видите, что ребёнок делает что-то не так или выполняет задачу, по вашему мнению, слишком медленно. Лучше поддержите малыша похвалой, помогите советом, а при необходимости — поищите более эффективную мотивацию к тому, чтобы работа вызывала у ребёнка больше энтузиазма.
Не кричите и не наказывайте ребёнка, если он отказывается от выполнения вашего поручения. Возможно, проблема кроется в том, что вы не потрудились объяснить своему чаду важность доверенного ему мероприятия или поручили малышу работу, не соответствующую его возрастным возможностям.
Не стоит ожидать, что малыш с первых же дней научится выполнять ту или иную задачу идеально; скорее всего, поначалу вам придется многое за ним переделывать. Ворчание и упреки в данном случае едва ли пойдут на пользу. Самое правильное и разумное, что вы можете сделать, — это поблагодарить ребёнка за старание и выразить уверенность, что в дальнейшем он будет справляться со своими обязанностями исключительно «на отлично».
День «домашнего дежурства»
Для родителей, имеющих двух или более малышей, может оказаться полезной практика так называемых «дней дежурства». По мере взросления детей, для них «выделяются» определенные дни недели, требующие выполнения комплекса домашних обязанностей. Таковыми, например, могут являться утренняя уборка кроватей, мытье посуды и поход в магазин за продуктами. При этом каждому ребёнку должно быть предоставлено право выбора тех или иных видов домашней работы.
Вполне возможно, что в процессе планирования «дежурных» обязанностей кто-то из детей выразит желание попробовать себя в незнакомом ему деле (например, выбивать коврики, чистить кухонную плиту или поливать комнатные растения). Задача родителей в таком случае — не только поддержать похвальную инициативу, но и приложить все усилия к тому, чтобы ребёнок максимально освоил азы избранного им занятия. Это позволит «убить сразу двух зайцев» — весело провести совместный досуг и привить малышу новые полезные навыки.
Не скупимся на похвалы!
Не секрет, что малыши любят делать родителям сюрпризы. Постарайтесь не лишать их такого удовольствия; пусть вымытая чайная чашка, заправленная постель или аккуратно составленная обувь в прихожей станут для вас приятным поводом для искренней похвалы. Осознавая собственную значимость в семье, малыш будет с огромной радостью продолжать заниматься делом, в котором он преуспел в глазах родителей.
Обязательно благодарите свое чадо за каждое выполненное им поручение. Будьте объективными и справедливыми; не перегружайте ребёнка домашними делами, но и не поощряйте в нем лень или пренебрежительное отношение к повседневным обязанностям.
И, конечно же, не забывайте напоминать малышу о том, как сильно вы его любите; ведь родительские любовь и тепло — самый важный стимул к тому, чтобы ребёнок стремился к новым полезным свершениям!
Денис Игоревич Зеликсон, психолог-консультант, основатель психологического портала PosPsy
Сегодня психология уделяет большое внимание общению родителей с детьми в процессе воспитания. Мы знаем, что стоит акцентировать внимание на усилиях, которые предпринимает малыш, а не на его врожденных талантах. Ведь убеждения детей относительно своих способностей и возможностей развития собственных навыков оказывают непосредственное влияние на успешность их деятельности.
Известно, что дети, думающие о себе в категориях «я умный» или «я глупый», хуже учатся в школе по сравнению с теми, кто говорит о себе «я старался» или «я не старался».
Наряду с этим стоит подчеркивать позитивные черты характера ребёнка; то, как он использует или не использует их. Это позволяет ребёнку конструировать образ сильных сторон своего Я, что снижает уровень повседневного стресса и делает детей более счастливыми.
Кроме того, психологи призывают родителей обратить внимание на базовые психологические потребности детей, важнейшей из которых является автономия. Она представляет собой возможность ребёнка самостоятельно выбирать род своих занятий и контролировать ход деятельности. Родителям же остается создать детям среду, в которой они могли бы удовлетворять потребность в автономии, как это, например, делается в методике Монтессори.