Малыш растет, и полезные в уходе предметы становятся не только ненужными, но и вредными. Чтобы не замедлять развитие ребёнка, от некоторых вещей надо избавляться вовремя, а кое-что и вовсе не использовать. MedAboutMe рассказывает, когда пора сказать «Пока, соска», с какого возраста надо переставать покупать подгузники, чем опасны интерактивные игрушки и прочие вещи.
Прощай, любимая соска!
Хотя у родителей есть множество аргументов «за» и «против» использования соски-пустышки, но многие малыши в ней души не чают. И это не спроста: сосательный рефлекс — один из мощных успокоительных факторов. Для детей на искусственном вскармливании или при кормлении сцеженным грудным молоком специалисты рекомендуют использовать соски-пустышки, да и некоторым малышам на ГВ хочется просто сосать, а не есть.
Врожденный сосательный рефлекс помогает детям расти. Однако после года развитие ребёнка соска только замедляет. К 12 месяцам сосательный рефлекс угасает, и привычка к пустышке становится вредной. Она замедляет развитие речи, эмоций, умения выражать чувства, влияет на формирование прикуса. А еще малыш привыкает, что ощущение комфорта и спокойствия появляется, когда во рту что-то есть. Так возникают привычки грызть ногти, карандаши, а во взрослом возрасте — зубочистки и, увы, сигареты.
Год — именно тот возраст, когда прощание с соской пройдет наиболее безболезненно. Так что изымайте этот полезный грудничкам и вредный детям старше 12 месяцев предмет из детской вовремя.
Одноразовые подгузники
Разумеется, одноразовые подгузники помогают мамам и папам избегать обилия стирки и конфузных ситуаций. Но также, как и с соской, есть временное ограничение по их использованию. Чтобы ребёнок начинал вовремя ходить на горшок и в туалет, у него должны формироваться связи «я пописал-попа стала мокрой». Одноразовые подгузники с хорошей впитываемостью такой возможности не дают.
Когда стоит переходить на варианты многоразовых подгузников, трусиков для приучения к горшку и т. п.? Здоровый ребёнок, как правило, начинает готовиться осваивать горшок с полутора лет. Но это — только первый этап подготовки, он не означает, что в 1,5 года малыш готов к горшку. Для общей готовности может потребоваться еще от 3 месяцев до года, и это норма. Но помочь ребёнку освоить весь процесс надо именно заменой хорошо впитывающих подгузников на менее комфортные варианты, хотя бы на день.
Интерактивная игрушка — не друг малышу
Игрушка, которая будет повторять фразы, мигать огоньками, играть мелодии в ответ на нажатие кнопки, несомненно, привлечет малыша. Она развлекает и веселит, но вот развитию ребёнка не помогает никак. Простора фантазии и тренировки мышлению кнопочки не дают, да и повторение фраз, не всегда понятных и разборчиво произносимых, развитие речи ребёнка не улучшает.
Игры с обычными куклами, мишками, солдатиками дети сопровождают озвучиванием реплик, интонированием, ролевыми сюжетами — это помогает развитию ребёнка. А вот интерактивных говорящих игрушек в детской должно быть крайне ограниченное количество.
Ложки с изгибом
Специальные детские приборы с неправильной, но такой удобной для малышей формой — удачный маркетинговый ход, на который попадается множество неопытных родителей. Да, есть малышу такой ложкой с рукояткой, изогнутой практически под прямым углом, поначалу намного удобнее. Но ко времени перехода на нормальные столовые приборы у него закрепляется неправильный навык, а это значит, что в детском саду ребёнок будет испытывать большие трудности и отличаться на фоне остальных неаккуратностью и медлительностью. А дома вообще может отказаться есть самостоятельно.
Трехколесный самокат: «после трех уже поздно»
Развитие ребёнка должно идти по нарастающей, мотивируют ситуации, которые требуют новых навыков и усилий по их освоению. И это отлично видно на примере детских «транспортных средств»: самокатов, велосипедов, беговелов. После трех лет трехколесные самокаты уже не нужны, если малыш успел освоить этот девайс. Если нет — то и начинать осваивать балансировку можно сразу с двухколесного. Уровень физического развития ребёнка вполне позволяет это сделать, хотя особенности двухколесного транспорта и потребуют больше времени на освоение, а также помощи родителей. Но продолжать кататься на трех колесах в четыре года — все равно что не давать ребёнку вставать на ноги, а настаивать на передвижении ползком.
Развитие ребёнка с телевизором
По телевизору могут идти и развивающие передачи, и мультики. Ограниченный просмотр еще никому не повредил, но вот постоянно включенный фоном телевизор — однозначно вреден. Такой «пассивный просмотр» привлекает ребёнка изменением картинки, цвета, звуками, даже если передача «взрослая» и ему не интересна. Что от этого страдает?
- Во-первых, острота зрения. «Голубой экран» для ребёнка опасен постоянным напряжением мышц глазного яблока, еще не адаптированных к подобной деятельности.
- Во-вторых, ребёнок не учится концентрироваться на своих занятиях: любые передачи, а особенно — рекламные паузы, отвлекают его, мешают развитию отделов психики, обучающих вниманию и вовлеченности в процесс. Это вредит и общему развитию, и умению сосредотачиваться в частности.
- В-третьих, постоянные звуки становятся настолько привычны, что ухо перестает их воспринимать, и это мешает ребёнку учиться слушать и извлекать информацию. А еще привычка к шумовому фону становится помехой тогда, когда вокруг тихо. Например, на занятиях в детском саду и уроках в школе. Ребёнку становиться трудно сконцентрироваться, и это приводит к проблемам с поведением и успеваемостью.
Планшеты, смартфоны и прочие гаджеты
Та же история, что и с телевизором, но последствия еще серьезней. В очень умеренных количествах планшеты могут быть и помощником родителей, и поставщиком знаний и развлечений для ребёнка. Но неограниченный доступ к играм с гаджетами вредит уязвимой детской психике, развитию ребёнка, приводит к поведенческим проблемам и заболеваниям неврологического характера.