7 вещей в вашем доме, задерживающих развитие малыша

В помощь молодым родителям сегодня создана масса приспособлений – и если часть из них по-настоящему бесценна, то немало таких вещей, которые оказываются пустой тратой денег. А есть и такие, что тормозят развитие малыша. При этом одна и та же вещь может оказаться как весьма полезной сначала, так и вредной потом. MedAboutMe составил рейтинг приспособлений, которые надо вовремя убрать.

Как правильно завершать грудное вскармливание: рекомендации экспертов

Как отучить ребенка от грудного вскармливания и когда это нужно делать

Одноразовые подгузники

Настоящее изобретение XX века, одноразовые подгузники стали спасением для семей с младенцем в доме. Не надо больше стирать обкаканную марлю и опасаться протечек. И все мифы о вреде «памперсов» для детей – особенно мальчиков – уже опровергнуты.

Факт!

Исследованиями доказано, что одноразовые подгузники не вредят коже, не вызывают появление опрелостей и уж точно не способствуют бесплодию у мальчиков. Если говорить о последнем, то в «многослойном пироге» из влажной марли и клеенки яички подвергались воздействию повышенной температуры намного чаще.

Важно только пользоваться подгузниками правильно, что одноразовыми, что многоразовыми. У последних тоже есть немало преимуществ – о них мы рассказали в отдельной статье.

А за что же эти подгузники попали в список вредностей?

  • Во-первых, они настолько удобны, что мамы нередко забывают – нежной и тонкой коже малыша почаще надо «отдыхать» и проветриваться. С марлевыми это было и так понятно, а вот с одноразовыми – не всем.
  • В-вторых, и это самое важное: время приучения к горшку смещается. В среднем готовность ребёнка обходиться без подгузников приходится на 1,8-2,3 года: нервная система «дозревает» медленнее, чем 30 лет назад, когда к году-полутора уже было принято освоить горшок.

Все дело в том, что в хорошо впитывающем «попинсе» нервная система не получает сигналы раздражения. Это не хорошо и не плохо: но если не давать возможность ребёнку начать приучаться к горшку вовремя, этот процесс может затянуться очень надолго – в зарубежных странах, например, 4-5-летние дети в «памперсах» не редкость.

Вывод: подгузники хороши, если снимать их вовремя.  

Соска-пустышка

Соска-пустышка

В первый год жизни, пока у ребёнка еще силен сосательный рефлекс, пустышки – тоже спасение, особенно для малышей на искусственном вскармливании. Груднички тоже порой любят соски, и ничего в этом страшного нет. Если соблюдать правила безопасности:

  • Вовремя заменять соску, регулярно осматривая ее на наличие трещинок, дырочек, отрывающегося края у держателя.
  • Часто мыть (достаточно воды с детским моющим средством, кипятить соски не надо).
  • Заменять соски по возрасту.

А вот после 8-9 месяцев сосательный рефлекс угасает, и поддерживать его уже не надо. Нужно постепенно отучать малыша от пустышки. Особенно вредно создавать явную связь «малыш расстроился – надо дать соску для успокоения», так отучаться будет сложнее.

Чем грозит позднее отучение от соски? Нет, вовсе не комментариями бабушек на лавочке, как стыдно в этом возрасте ходить с пустышкой. Длительное сосание нарушает прикус, зубной ряд смещается – а это грозит долгим лечением в будущем. Кроме того, ученые доказали, что любовь к соскам в возрасте становления речи – то есть после года – развитие этой речи серьезно замедляет. В общем, пользуйтесь соской с умом!

О том, как правильно отучать малыша от пустышек, мы написали статью с лайфхаками для родителей.

Ходунки и прыгунки

Они, конечно, развлекают ребёнка и освобождают руки родителей. Однако вредят – вне зависимости от возраста. Если ребёнок пока не может ходить сам, значит, его опорно-двигательный аппарат, мышцы, кости и связки недостаточно окрепли. И пыпаться поставить его прямо и дать прыгать или топать – значит резко повысить нагрузку на позвоночник, тазовую область и ноги. Результат – от нарушений моторных функций (малыши часто очень долго учатся держать баланс после таких приспособлений, ходят на цыпочках) и частых травм до дефектов мышц и костей.  

Детские коляски и слинги

Тут все также, как и с подгузниками: до определенного возраста коляски, переноски, слинги и кенгуру – отличные помощники! Цены им нет в поддержке молодых родителей. Со слингами все даже еще интереснее: первые месяцы он ускоряет развитие малышей в сравнении с колясками. Это выяснили на примере наблюдения за африканскими племенами, где дети проводят первые годы, буквально не слезая с мамы. До полутора лет их развитие резко опережает европейских малышей, а вот затем начинается торможение.

В Институте нейрофизиологии и психологии г. Честер (Великобритания) тоже выяснили, что избыточное использования колясок и переносок создает помеху в развитии физических, социальных, когнитивных навыков. В школе такие малыши более пассивны и хуже учатся.

Телефоны, планшеты, телевизоры

Телефоны, планшеты, телевизоры

То есть все, что занимает ребёнка, захватывает его внимание, но не требует взаимодействия. А ответные действия – главное условие развития. Увидеть, услышать, повторить – так учатся дети. И даже «интерактивные мультики» не способны вовлекать ребёнка так, как нужно для обучения. Чаще всего все сводится к простому повтору, но не к осмыслению, переработке новой информации и навыков и их самостоятельному воспроизведению. В этом плане даже обычные «ладушки» работают намного лучше!

Кроме того, быстрая смена картинок перегружает зрение и мозг ребёнка. И хотя на возникновение близорукости экраны не влияют – это тоже уже доказано – но вот временные спазмы, головная боль, капризы точно обеспечены.

«Развивающие» игрушки со звуком

Таких игрушек – море. И речь не о мишке, который может рассказывать сказки, а о различных панелях, машинках, куклах и «пианино», которые буквально «манипулируют» ребёнком. У них есть программа действий, которую надо выполнять, чтобы добиться результата. В итоге ребёнок ограничивается пассивным созерцанием и бесполезным для развития нажатием кнопок. В таких игрушках нет простора для фантазии, изменений роли, экспериментов – а значит, нет самого смысла игры.

Важно!

Дополнительная проблема некачественных игрушек – неправильная речь и произношение, которые копирует малыш.

Игрушки-монстры и игрушки с заданным выражением лица

Не зря старинные куклы позволяли себе максимум намек на улыбку: это открывает простор для игр ребёнка. Он может представлять себе разные эмоции куклы, мишки или солдатика в разных ситуациях, приспосабливать ее ко всем играм – что в дочки-матери, что в войну или в детский сад. Такие игры помимо развития помогают выполнять психотерапевтическую функцию, повторять ситуации, которые чем-то важны ребёнку, побеждать страхи.

Куклы тильды наиболее близки к вариантам игрушек, которые полностью одобряются специалистами. Конечно, они не всем по вкусу, но можно ориентироваться на их упрощенное выражение лица как пример. 

Если игрушка создана только для одной функции – то она и будет применяться только в одной ситуации. Можно, конечно, докупать целые серии – но лучше помочь ребёнку развивать творческое начало.

Отдельный разговор – фигурки монстров. Не стоит «радовать» малыша игрушкой с нарушенными пропорциями, особенно выражающей агрессию. Это приводит к искажениям восприятия и, опять же, ограничивает развитие, так как в играх ребёнок часто отождествляет себя с игрушкой или ее близким другом.

В категорию «монстров», кстати, попали и такие распространенные куклы Барби. Они настолько далеки от правильных пропорций, что психологи уже давно бьют тревогу. Подробнее читайте в статье «Монстр-инвалид, или если бы кукла Барби была настоящей».

Читайте далее

Ребенок-малоежка: есть ли повод для беспокойства?

По мнению родителей и бабушек, почти все дети плохо едят. Однако, с точки зрения медицины это далеко не так. Как определить истинного «малоежку»?

Синдром кошачьих царапин у детей: что это такое?

Что делать, если кошка поцарапала малыша? Симптомы и пути заражения фелинозом у детей.

Как правильно завершать грудное вскармливание: рекомендации экспертов

Как отучить ребенка от грудного вскармливания и когда это нужно делать
Опубликовано 28.08.2021 08:55
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Pacifier use and SIDS: evidence for a consistently reduced risk. / Moon RY, Tanabe KO, Yang DC, et al. // Matern Child Health J. 2012 Apr 16(3)
The relationship of bottle feeding and other sucking behaviors with speech disorder in Patagonian preschoolers. / Barbosa C, Vasquez S, Parada MA, et al. // BMC Pediatr. 2009 Oct 21 9:66
Одноразовые подгузники: за и против / Кешишян Е.С., Сахарова Е.С., Афанасьева Н.В. // Медицинский совет 2019 №11

Читайте также

Ребята, давайте жить дружно

Часто происходит так, что малыш перестает общаться со сверстниками, сторонится игр в детском саду и неохотно идет на прогулку. Родителям в этот момент следует насторожиться.

Гендерные вопросы малышей: я мальчик или девочка?
Рано или поздно все дети определяют себя как мальчика или девочку, и сталкиваются со стереотипами общества на эту тему. Что делать родителям?
Как правильно выбрать первый бюстгальтер для девочки
Переходный период у детей – трудное испытание. К выбору первого бюстгальтера нужно отнестись серьёзно и сделать выбор, основываясь на знаниях физиологии и психологии девочки.
Дефицит внимания и гиперактивность: диагноз или выдумка родителей?
Можно ли неправильным воспитанием вызвать у ребенка СДВГ?
Развитие ребенка: малышу 9 месяцев
Время перемен: малышу 9 месяцев. Новое в физическом и психоэмоциональном развитии ребенка.
Развитие ребенка, навыки и умения малыша в 5 месяцев
Новая ступенька в жизни малыша. 5 месяцев ребенку: как проходит развитие, что должны знать родители.