Вопрос о необходимости посещения детьми дошкольных учреждений — риторический, и в каждой семье он решается, исходя из индивидуальных обстоятельств. Приняв решение отдать ребёнка в детский сад, родители должны предпринять все меры, чтобы минимизировать влияние стресса, вызванного этим событием, на психику и организм ребёнка. В этом процессе будут полезны профессиональные рекомендации, составленные опытными детскими психологами и педагогами дошкольных учреждений. Такие советы родителям помогут грамотно организовать подготовительный этап перед посещением детского сада, чтобы дети могли безболезненно пережить адаптационный период.
Адаптационный период и его влияние на развитие ребёнка
Адаптация к новым обстоятельствам, незнакомым взрослым людям и большому детскому коллективу у всех детей происходит по-разному и во многом зависит от привычного образа жизни до посещения дошкольного учреждения. Если образ жизни родителей предполагал активную и разнообразную совместную с детьми деятельность, включающую в себя знакомство и общение с большим количеством людей, то обычно дети не испытывают особых сложностей в адаптационный период в детском саду и быстро привыкают к новому коллективу и правилам.
И наоборот, если образ жизни родителей предполагал исключительно домашние хлопоты, а круг общения ребёнка состоял из ближайших родственников, то таким детям гораздо сложнее адаптироваться к новым обстоятельствам. Стресс, вызванный изменением образа жизни, у этих детей может быть настолько сильным, что способен отрицательно повлиять на формирование психики и общее развитие ребёнка.
Кроме того, у детей, находящихся в состоянии сильного стресса, снижается иммунитет, они начинают часто болеть, а болезни дают тяжелые осложнения. В результате ребёнок вынужденно пропускает детский сад, и процесс адаптации затягивается. Посещение дошкольного учреждения после длительного перерыва также негативным образом сказывается на психо-эмоциональном состоянии ребёнка, заставляя его адаптироваться повторно.
Действия родителей, способствующие адаптации детей к саду
Чтобы адаптационный период в детском саду прошел как можно благоприятнее и не сказался отрицательным образом на здоровье и развитии ребёнка, родители должны предпринять следующие меры:
- не следует отдавать ребёнка в сад в период обострения кризиса трех лет. В этот период даже общительные и активные дети начинают капризничать, становятся упрямыми, проявляют непослушание и испытывают терпение родителей, расширяя таким образом личностные границы и рамки дозволенного. Лучше отдать ребёнка в сад до кризиса, чтобы на момент его появления адаптационный период был уже пройден;
- при первом посещении дошкольного учреждения ребёнок должен быть абсолютно здоров. Кроме того, иммунитет должен быть настолько сильным, чтобы не дать сбой под воздействием адаптационного стресса. По этой причине родители должны особое внимание уделить укреплению иммунитета ребёнка, увеличивая количество закаливающих процедур и стараясь насытить рацион питания ребёнка витаминами;
- необходимо заранее подстроить образ жизни ребёнка к режиму детского сада. Это значит что нужно приучить ребёнка вставать рано утром, принимать пищу по расписанию, проводить занятия для развития ребёнка в определенные часы. Образ жизни, практически не отличающийся от режима пребывания в детском саду, способствует быстрой и безболезненной адаптации. И наоборот, дети, которые не привыкли вставать рано, не имеют четкого режима приема пищи, гораздо сложнее адаптируются. У них стресс, вызванный новым коллективом и обстоятельствами, дополнительно усиливается кардинальными изменениями в образе жизни;
- развитие ребёнка предполагает не только обучение знаниям, но и формирование навыков самообслуживания. Поэтому родители, по возможности, должны заранее научить детей самостоятельно одеваться, есть, причесываться и выполнять другие простые действия без помощи взрослых. Совет родителям: если ребёнок еще не может самостоятельно застегивать пуговицы или завязывать шнурки, то одежду в сад нужно покупать на молнии, а обувь — на липучках. Кроме того, родители должны научить детей сообщать взрослым о своих потребностях и не стесняться просить о помощи;
- родителям следует заранее рассказать ребёнку о том, что скоро он начнет посещать детский сад, и раскрыть все преимущества его пребывания там. Если есть возможность заранее познакомить ребёнка с воспитателем, то нужно ею воспользоваться, чтобы впоследствии педагог не воспринимался ребёнком как посторонний.
Советы родителям, желающим отдать детей в дошкольное учреждение
Помочь минимизировать негативное влияние адаптационного периода на ребёнка могут следующие советы родителям, составленные педагогами дошкольного воспитания:
- на время адаптационного периода одному из родителей рекомендуется взять отпуск, чтобы иметь возможность в любой момент, в случае непредвиденных реакций на новый коллектив и обстоятельства, забрать ребёнка из детского сада;
- не следует гнаться за престижностью дошкольного учреждения. Родителям гораздо удобнее водить детей в сад, находящийся недалеко от дома или по пути на работу, а детям в дошкольном возрасте важнее внимательное и доброжелательное отношение педагога, чем несколько часов профильных занятий. Поэтому, выбирая детский сад, нужно ориентироваться на его месторасположение, а также на личностные и профессиональные качества воспитателя. Хорошего дошкольного педагога можно выбрать по рекомендациям и советам родителей, дети которых ранее посещали данное дошкольное учреждение;
- в адаптационный период необходимо создать в семье максимально доброжелательную и комфортную для ребёнка атмосферу. Родителям следует быть терпимее к капризам, не наказывать его по пустякам и не пугать за непослушание детским садом. Кроме того, на этот период следует ограничить количество мероприятий, дополнительно возбуждающих нервную систему ребёнка.