Наводнение в Иркутске, жара и град с ветрами в европейской части континента, град даже в Мексике… Конспирологические теории о причинах катастроф сменяют одна другую, а тем временем у шведской школьницы Греты Тунберг есть точный ответ: во всем виноваты мы сами. За убеждения и настойчивую борьбу девочку выдвинули на Нобелевскую премию мира. При этом у 16-летней Греты — расстройство аутичного спектра, которое не помешало (а сама она считает, что даже помогло) организовать полуторамиллионную забастовку сверстников во всем мире. За что сражается Грета?
Депрессия, истощение и синдром Аспергера
Активная борьба Греты с влиянием человечества на климат началась в возрасте восьми лет, когда родители начали рассказывать, как важно сортировать мусор и выключать свет, «чтобы не вредить нашей планете».
«Я помню свое удивление: оказывается, люди могут изменять климат Земли. Если это правда и мы — причина климатического кризиса, то про это должны говорить все, трубить по телевизору, кричать в газетах, по радио, в новостях. Мы бы только об этом бы читали и слышали!»
Но новостей даже в довольно эко-ориентированной Швеции было немного. А Грета увлеклась темой климатических изменений настолько, что это стало влиять на ее здоровье. Через два года обеспокоенные состоянием ребёнка родители обратились к врачу. И тогда выяснилось, что у десятилетней девочки развилась клиническая депрессия и нервное истощение. А еще тогда же диагностировали синдром Аспергера, форму расстройства аутичного спектра (РАС). С депрессией и истощением справится удалось, а вот РАС, как ни странно это звучит для всех, знакомых с аутизмом, сама Грета считает бонусом. «Такие, как я, разделяют весь мир на черное и белое. Мы не способны врать, играть в социальные игры, «сглаживать» резкости. И экологическая катастрофа — как раз история про «черное и белое». Либо мы прекращаем вредные атмосферные выбросы, либо гибнем. В проблемах выживания нет места серым оттенкам.»
При расстройстве аутичного спектра отсутствуют социальные навыки, которые нейротипичные люди нарабатывают еще в детстве. Умения считывать невербальные знаки, говорить намеками, иносказаниями, делать комплименты, использовать фразы в переносном смысле, недоговаривать и лгать для сохранения хороших отношений — часть нашей системы коммуникации, которая без научения (а часто и при регулярных тренингах) людям с РАС недоступна. Мисс Тунберг открыто говорит об этой особенности, и хотя в обычном общении это может очень осложнять отношения, но в ее случае политическая позиция за борьбу с климатическим кризисом от этого только выигрывает.
Еще одна особенность, часто сопровождающая РАС, тоже становится бонусом Греты. Люди с аутизмом склонны к гиперконцентрации на одном вопросе. Дети могут увлекаться различными темами, знать абсолютно все про машины, динозавров, планеты и т. д. У девочки такая тема — влияние человека на климат — возникла в 8 лет. И хотя концентрация на непростом вопросе вызвала проблемы со здоровьем, в конечном итоге она сегодня — одна из наиболее информированных экспертов по климату. Молодая, абсолютно честная, увлеченная и увлекающая людей за собой.
«Я не хочу ничего в себе менять,» — говорит Грета. «Я та, кто я есть. Если б я была такой же, как все остальные, такой же «социальной», общительной, то я бы просто постаралась бы создать организацию. Но я не могла этого сделать. У меня не очень хорошо получается общаться с людьми, поэтому я начала это делать сама».
Школьные забастовки
Почти год назад Грета начала новый этап борьбы: школьные забастовки. Хотя учиться было ее основной обязанностью, как и всех шведских детей, она каждую пятницу вместо уроков приходила к зданию шведского парламента с плакатом, призывающим правительство выполнять условия Парижского соглашения об изменении климата. В одиночных пикетах девочка требовала регулировать выбросы углекислого газа и снижать темпы глобального потепления.
Специалисты по климату считают, что Парижское соглашение пока не приносит пользы. Хотя ратифицировано оно 185-ю странами, положительных изменений не видно. Общемировая температура растет, выброс углекислого газа в 2018 году достиг мировых рекордов.
Самое большое количество углекислого газа производят США и Китай, почти половину общемировой эмиссии. При этом Штаты при Трампе вышли из Парижского соглашения. Российская Федерация — на 4-м месте по выбросам, и над ратификацией соглашения еще раздумывает, так как отказ от углеводорода вызовет снижение экономического роста.
Подобные уловки злят юную Тунберг. Она уверена, что с кризисом, грозящим всему населению Земли катастрофой, надо бороться прямо сегодня. «Нельзя продолжать надеяться, пора начинать паниковать. Надо действовать, как во время пожара. Потому что наш дом прямо сейчас уже горит».
То, что происходит с климатом многих стран в последнее время, подтверждает слова Греты. Нам пора действовать. Эксперты утверждают, что процессы глобального потепления меняют облик Земли, ставят под угрозу вымирания многие виды флоры и фауны, в том числе и человека. Ураганы, штормы, засуха и наводнения, аномальная жара, сменяющаяся градом, — все это явные признаки надвигающейся катастрофы. Но большинство из нас не соотносит их с процессами потепления и выбросом углекислого газа, и не изменяет своим привычкам. Именно поэтому девочка с аутизмом пытается достучаться до глав разных государств, начиная со своего.
Миллионные забастовки: поколение, которое предали
Вместе с Гретой этой весной забастовки начали школьники всего мира. 15 марта была отмечена самая масштабная акция, больше полутора миллионов молодежи — от Канады до Австралии — вышли на акции протеста. В Великобритании школьники требовали снижения возраста голосования до 16 лет, чтобы влиять на политические решения. В Австралии — остановить стройку угледобывающих шахт. В США — начать преподавать правдивую экологию в школах и основывать решения правительства на научных исследованиях. Молодые люди считают себя «поколением, которое предали», теми, кто будет вынужден решать проблемы, созданные сегодняшними взрослыми. Они требуют перестать ухудшать свое будущее или, как минимум, дать возможность влиять на политические решения прямо сейчас.
Движение #FridaysForFuture, забастовки по пятницам принесли участникам немало проблем из-за прогулов. Но пример Греты, каждую неделю стоявшей в любую погоду под окнами правительства, вдохновил многих и действует сильнее угроз школьной администрации. 71 страна, 700 городов присоединились к движению за климат в марте, а еще немало подростков устраивают сегодня свои собственные «пятницы». И родители их поддерживают, несмотря ни на что.
У родителей Греты, как оказалось, выбора не было. Ее мать, Малена Эрнман одна из самых известных оперных певиц Швеции, отказывается сегодня от блестящей карьеры и гастролей, чтобы не летать на самолетах и не увеличивать количество выбросов углекислого газа. Отец, Сванте Тунберг, актер и писатель, перешел в вегетарианство. Родителям Греты пришлось стать ее первыми «подопытными кроликами», на которых девочка оттачивала способность убеждать и изменять мировоззрение других людей. «За годы споров аргументы у меня уже кончились. Грета показывала нам документальные фильмы, мы втроем читали различные тексты. До начала ее борьбы я не понимал, что происходит, я думал, что-то с климатом, но не с людьми. Она изменила нас, как теперь меняет других. Это невероятно. Никаких намеков на такие способности в детстве мы не видели. Если такие изменения в одном человеке могут происходить, то и все остальное возможно».
Еще один удивительный факт: у Греты синдрому Аспергера сопутствует избирательный мутизм. Она в буквальном смысле немеет в стрессовых ситуациях, даже среди друзей. Однако в день выборов в Швеции она выступила на митинге перед десятками тысяч людей. Хотя родители беспокоились и пытались отговаривать дочь, Грета была твердо настроена произнести речь. И ей это удалось. Отец, увидев дочь выступающей перед толпами, расплакался.
С момента первого выступления Тунберг встречалась со многими политическими лидерами и руководителями крупнейших компаний. Она использует прием, который помогает ей говорить, а остальным — понимать ее позицию: короткие запоминающиеся фразы, говорящие об ее состоянии. «Я не хочу, чтобы вы надеялись. Я хочу, чтобы вы паниковали. Я хочу, чтобы вы чувствовали страх, который я чувствую каждый день. И я хочу, чтобы вы начали действовать».
Девушка, которая когда-то совсем отчаялась и измучила себя, сегодня — маяк надежды для остальных. Один за другим ветераны кампаний за экологию и различные ученые начинают считать ее лучшим, что случилось в движении за сохранение климата в последние десятилетия. Грету Тунберг хвалят в ООН, с ней встречаются президент Франции, канцлер Германии, она делит трибуну с президентом Европейской комиссии. Она откровенно и резко разговаривает с главами государств без уловок и «серых оттенков» социальных комплиментов, сражаясь со всем миром и своими особенностями ради нашего общего будущего.
Движение #FridaysForFuture, забастовки по пятницам принесли участникам немало проблем из-за прогулов. Но пример Греты, каждую неделю стоявшей в любую погоду под окнами правительства, вдохновил многих и действует сильнее угроз школьной администрации. 71 страна, 700 городов присоединились к движению за климат в марте, а еще немало подростков устраивают сегодня свои собственные «пятницы». И родители их поддерживают, несмотря ни на что.