Авторитет родителей для ребёнка — это понятие в течение долгого времени считалось непреложным абсолютом в системе семьи. Но времена меняются, и современные дети уже не всегда считают мнение родителей единственно верным и заслуживающим доверия. Почему так происходит? И какими именно должны быть отношения в нормальной здоровой семье?
Родители — центр вселенной?
Роль родителей как самого важного источника информации и главного нравственного ориентира в свое время была продиктована природой. Именно это обстоятельство в свое время позволило выжить и развиться виду Homo Sapiens — активное развитие речи и передача жизненного опыта своему потомству. И, разумеется, в первую очередь это касалось информации, получаемой ребёнком от своих родителей, а не просто от взрослых. Кто, как не родной человек заслуживает абсолютного доверия в этом опасном недружелюбном мире?
Сейчас времена изменились, и уровень безопасности современной жизни давно стал качественно иным. Однако выживаемость совсем маленького ребёнка по-прежнему зависит только от опеки находящихся рядом взрослых, в основном родителей. Поэтому голос природы по-прежнему актуален для малышей дошкольного возраста. Родителям нет необходимости доказывать свой авторитет — ребёнок автоматически пойдет за советом к маме или папе, если у него возникнет какой-либо вопрос или спорная ситуация. Родители подскажут, родители выручат — это безусловный базовый инстинкт.
Дети растут
Мир, в котором у родителей есть ответы на все вопросы и защита от любого дискомфорта, — уютен и стабилен. Однако ребёнок постепенно вырастает, у него появляются друзья и другие значимые взрослые. Он открывает для себя другие источники информации и постепенно понимает, что существуют в мире и другие точки зрения, отличные от родительской. На этом возникает немало конфликтов в детской среде. Взрослые часто могут наблюдать самые критические ситуации, когда дети даже кулаками готовы отстаивать верность информации, полученной в семье: «Нет, это мой папа прав, а не твой!»
Чаще всего это происходит в годы начальной школы. В дошкольный период у малыша просто не так много поводов в жизни столкнуться с ситуацией, взгляды на которую у взрослых принципиально различаются. Дети в этом возрасте в основном знакомятся, осваивают простейшие социальные отношения, изучают окружающий мир. А во время школьного обучения происходит более интенсивное накопление информации и анализ окружающих явлений и культурного опыта. Здесь есть больше места для оценочных суждений, а значит, и разных точек зрения. К тому же в первые школьные годы жизни ребёнка появляется прямой конкурент родителей по значимости — первый учитель.
Сложные социальные отношения
Самому ребёнку обычно бывает проще пережить вторжение чужого авторитета в свою жизнь, чем родителям. Это вполне логично, ведь родители сами продиктовали ребёнку новые правила игры: теперь ты школьник, ты должен слушать учителя. Потому там, где вчерашний дошколенок изо всех сил защищал папину позицию перед мальчиком Петей, сегодняшний первоклашка задумается: «А действительно ли папа прав, если Мария Ивановна говорит иначе?»
И понятно, почему родители критически воспринимают такое положение дел. Ведь их отношения с ребёнком не изменились, это по-прежнему их малыш, которого они должны провести по жизни, воспитать и обучить необходимым навыкам и нравственным ориентирам. Школа и учитель — это просто еще один инструмент на этом пути, они не имеют права занимать место родителей и жизни ребёнка.
Но, увы, этот процесс остановить нельзя, а можно только принять и корректно продолжать поддерживать отношения с ребёнком. Малыш не будет до совершеннолетия держаться за мамину руку и слушать только одного папу. Другие люди будут появляться в жизни детей на каждом этапе, эти люди будут становиться более или менее значимыми. Наконец, совсем скоро, в подростковом возрасте ребёнок сам начнет пытаться делать собственные выводы о явлениях в жизни, и далеко не всегда они будут совпадать с родительскими. Все, теперь придется завоевывать авторитет. Кредит доверия первых лет жизни ребёнка кончился.
Ребёнок выбирает разум
Здесь родителям важно помнить, что авторитет — не та вещь, которую можно навязать в авторитарных отношениях. Ребёнок может подчиниться, но уважать и принимать мнение родителя он будет только в том случае, если разделит его по доброй воле. А значит, угрозы и запугивания не помогут в борьбе за главенство в душе ребёнка. Необходимо разговаривать, а не давить, убеждать, а не заставлять. А это довольно сложно, когда родители много лет жили с уверенностью, что их слово для ребёнка должно быть истиной в последней инстанции.
Уважение к чужой точке зрения — основа, на которой строятся любые доверительные отношения. Если ребёнок начинает излагать нечто, с чем родители не согласны, особенно, когда очевидно, что говорит он с чужих слов, — не стоит сразу критиковать неугодную позицию, сколь бы некорректной она не выглядела. Наоборот, стоит проявить интерес и расспросить подробности. Свое мнение по обсуждаемом вопросу лучше высказывать по ходу дела, а не как опровержение: «Ты знаешь, а вот я считаю, что в этих случаях стоит обратить внимание вот на что и вот почему». Пусть ребёнок увидит логику родительских рассуждений и поймет их основание. Так он станет равным собеседником, а не противником, которому хочется доказать свое превосходство и непохожесть, особенно в подростковом возрасте.
Если родительская логика будет безупречной и объективной, ребёнок сам примет ее рано или поздно, даже если не сразу это покажет. Разум всегда побеждает в сознании, так как ведет к оптимальному результату. Кстати, еще одним доказательством приоритета логики и разума в глазах ребёнка может стать способность признания собственной неправоты. У всех бывают ситуации, когда отношения зашли в тупик, и принятое когда-то решение было откровенно неверным. Способность принять этот факт и объявить о нем — очень сильный ход. Так ребёнок видит, что отношения с ним для родителей важнее, чем собственный образ всегда правого и всезнающего взрослого.