10.11.2016 2661

Берем эмоции под контроль для успешной учебы!

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Как утверждает специалист Дэниэл Гоулман, эмоциональный интеллект может значить больше чем IQ: так же как и рациональный, он в значительной степени определяет наше поведение. Эмоциональные навыки самоконтроля необходимы для развития правильного рабочего настроения, уверенности в себе, трудоспособности и, что немаловажно, возможности максимальной концентрации внимания. В эпоху клипового (отрывочного) мышления эти навыки можно отнести к базовым.

Жизнь вашего взрослого «малыша» расписана по часам (школа-секция-выполнение доклада-тренировка), а ребенок смотрит пустыми глазами в ежедневник, который нисколько не помогает ему следовать плану, потому что «перевешивает» желание погрузиться в социальные сети и сериалы (да и накапливается усталость от еженедельной нагрузки) — значит, подросток не организован. Или стал раздражительным из-за свалившихся обязанностей и наличия большого количества отвлекающих факторов. Некоторые психологические приемы позволят ребенку сконцентрировать внимание на важном деле и отвести разумное количество времени на развлечения. Рассмотрим необходимые упражнения и психологические практики, которые должен знать каждый ребенок (да и взрослый!) — для достижения своих больших и маленьких целей.

Что такое эмоциональный интеллект?

Это немаловажная способность не только осознавать и принимать свои чувства, но и возможность управлять ими для своего блага. Да, это возможно.

Контроль над собственными эмоциями — важная составляющая концентрации внимания. И если эмоции мы не можем изменить, то изменить мышление и отношение к этим эмоциям мы вполне способны.

Развить эмоциональный интеллект можно с помощью двух путей — осознать свои эмоции и уровень напряжения и, если это необходимо, подкорректировать их. Самосознание и управление эмоциями — то, что крайне необходимо для любого молодого человека, вступающего во взрослую жизнь. Тем более, для тех, кто обладает явными талантами. Остановимся подробнее на каждой стратегии.

Высокая отвлекаемость — расплата за высокие технологии?

Высокая отвлекаемость — расплата за высокие технологии?

Фоновый шум, состоящий из чувства вины за недоделанного, тревоги из-за ощущения нависших дедлайнов (например, скоро зачет) и острого нежелания делать задуманное прямо сейчас («реакция избегания») — очень мешает следовать задуманному плану, да и попросту сосредоточиться.

На самом деле, вполне реально приучить себя не обращать внимание на эту «реакцию избегания» и побороть волнение и ощущение вины и не откладывать на «потом».

Слишком много отвлекающих факторов в виде всплывающих окон, спама, навязчивых рекламных сообщений в Интернете. Чтобы правильно воспользоваться возможностями высоких технологий, смартфонов и планшетов, и следует развивать эмоциональный интеллект. Иначе техника останется мертвым грузом, если подросток будет слишком раздражительным, унылым или его деятельность будет беспорядочна.

Анатомические предпосылки для создания необходимых навыков

Как известно, повторение — мать учения.

Этому есть научное объяснение: при каждом практическом действии в головном мозге формируются особые связи между участками коры, синапсы. Случай с эмоциями — не исключение.

Каждый раз, когда подросток задумывается о своих заданиях на сегодняшний день, ему следует думать в позитивном ключе: «я выполнил», «я это сделал!», «важен шаг вперед, а не совершенство» (вообще очень полезная мантра!), «глубоко вдохнул и выдохнул…» По-научному это называется когнитивной стратегией — когда вы сознательно заменяете бесполезные и деструктивные мысли нужными.

В результате такой словесной тренировки в определенных зонах коры головного мозга автоматически будут формироваться правильные посылы: при очередном обдумывании своих обязанностей будет возникать не паника, а ощущение спокойной уверенности (даже если есть над чем поработать и необработанных вопросов к контрольной работе осталось еще выше крыши). Психологами доказано, что такое состояние является самым продуктивным для успешного запоминания фактов и обучения вообще. А вот состояние тревожности значительно снижает возможности долгосрочного запоминания, из-за чего подросток на контрольной понимает, что «вроде бы учил» тему, но толком вспомнить ничего не может.

Ищем в себе внутреннего наблюдателя

Ищем в себе внутреннего наблюдателя

Итак, самонаблюдение. Термин, использующийся в древних буддийских трактатах, учении Фрейда и его последователей. Что нужно знать подростку? Самонаблюдение — это осознание своих действий, взгляд на себя «со стороны». И этот взгляд отнюдь лишен критики и оценочного осуждения. Трезвый, холодный, отражающий реальность. Беспристрастный внутренн