Все мы знаем, что к полетам на самолете надо готовиться. Профилактические меры — это больше пить воды во время перелета, увлажнять кожу, двигаться и не забывать о компрессионных чулках, если есть предпосылки к отекам ног. Даже короткие полеты могут становиться причиной нарушения сна, ухудшения самочувствия и боли по различным причинам. А как пребывание над Землей отражается на здоровье тех, кто по долгу службы летает часто и подолгу? MedAboutMe рассказывает о профессиональных рисках романтичной профессии стюардессы. И их, поверьте, немало.
Романтика, отеки и варикозное расширение вен
Первыми стюардами или бортпроводниками были мужчины. Эта профессия возникла в 1928 году, с началом первых пассажирских перевозок. Но уже через пару лет появилась первая «небесная женщина». Ею стала медсестра Эллен Черч, в чьи обязанности входило успокаивать пассажиров и помогать им преодолевать трудности полетов.
Женщина на борту самолета, в отличие от старого поверья про корабли, оказалась к счастью. Во-первых, клиентам стало стыдно бояться полетов, раз очаровательные дамы не опасаются подниматься в высь, и продажи билетов увеличились. Во-вторых, в то время особенно важным фактором безопасности был расчет общей массы нагрузки на самолет, а стройные девушки весят меньше среднего мужчины. Так уже почти целый век пассажиров на борту встречают стюардессы. Однако, помимо романтики полетов, эта профессия имеет и негативные стороны. И одна из них — влияние на здоровье: не зря на пенсию бортпроводники выходят по закону в 45 лет.
Самая частая проблема бортпроводниц — отек ног. В целом почти каждый человек, которому приходится много времени проводить «на ногах», рано или поздно встречается с дискомфортом в конечностях и отеками ног к вечеру. Но у стюардесс есть еще два негативных фактора, провоцирующих отек: требования к обуви в соответствии с дресс-кодом и постоянные перепады давления во время полета. А в течение одной смены на борту приходится проходить до 10 километров, при этом надо учитывать еще и возможную тряску самолета. Все это приводит не только к отекам ног, но и к деформации тканей стоп, и становится причиной варикозного расширения вен.
Отек может распространяться не только на ноги. При неудобном положении на этапах взлета, посадки, в зонах турбуленции он может возникать и в кистях рук, и быть скрытым, когда внутренние ткани накапливают жидкость. Длительное пребывание в сухом кондиционированном воздухе ситуацию совсем не улучшает, а эмоциональное и физическое напряжение и стрессы, свойственные работе бортпроводников, провоцируют спазмы мышечной ткани, что также вызывает отек и нарушения кровоснабжения.
Боль из-за изменения атмосферного давления и стрессов
Боль после возвращения на землю испытывают 3 из четырех бортпроводников. Причем боль может быть разной, а вот причины ее связаны с профессиональными особенностями.
Головная боль развивается как следствие резкого изменения атмосферного давления, когда организм не успевает адаптироваться. Еще одна причина головной боли — стрессы. Из-за постоянного эмоционального напряжения во время полета выделяются гормоны стресса, возникают спазмы сосудов, что приводит к головной боли в области висков и затылка.
Необходимость сохранять баланс и выполнять однотипные движения приводит к боли в спине, шее, может стать причиной деформаций костно-мышечного каркаса тела.
Нарушение циклов бодрствования и сна
Рабочий день бортпроводников стартует задолго до отлета самолетов и не заканчивается сразу при посадке. В среднем у тех, кто помогает нам сегодня летать с комфортом, в месяц есть только 7 выходных дней. Учитывая количество часов в воздухе, длительные и ночные полеты, смену часового пояса, вынужденный прерывистый график сна и питания, ночи в гостиницах и пребывание под искусственным освещением, несложно представить, какие последствия могут развиваться в организме.
Так, депривация сна и частые джетлаги приводят к следующим отклонениям:
-
нарушения циклов сна, бессонница, нервное истощение, ухудшение общего самочувствия;
-
пониженная концентрация внимания. Всего 19 часов без сна приводит к такому же влиянию на скорость реакции, как концентрация алкоголя в крови в 0,08 мг/л. И чем дольше отсутствует перерыв на сон, тем хуже результаты;
-
общее ухудшение самочувствия (усталость, нервное и физическое истощение, бессонница, изменение аппетита);
-
регулярная депривация сна — причина развития преддиабетического состояния из-за нарушения продукции инсулина;
-
повышенный аппетит и потеря мышечной ткани — следствия изменения выделения гормона роста соматотропина, а также тестостерона и лептина;
-
изменения режима сна и отдыха сказываются и на репродуктивной системе, что может стать препятствием для зачатия у женщин. Первые симптомы — нарушение менструального и овуляторного циклов:
-
короткий сон также вызывает повышение уровня кортизола, что может приводить к атеросклерозу.
Есть и более тяжелые последствия. Так, по данным исследователей, есть корреляция между нарушением продукции мелатонина, «сонного» гормона, и повышением уровня эстрогена. А повышенный эстроген считается одной из причин образования опухолей молочной железы и меланомы.
К канцерогенным факторам относится и ионизирующее излучение, которое в полетах выше, чем на земле. В течение года экипаж самолета получает дозу в 1,5 раза больше, чем специалисты из области ядерной энергетики.
Какие еще болезни могут развиваться у стюардесс и стюардов?
Шумовое воздействие — шум двигателей во время полета может достигать 85 децибел, что вызывает нарушения функции слуха из-за воздействия на барабанные перепонки.
Инфекционные болезни: хотя летать мы предпочитаем в здоровом состоянии, но от инфекций никто не застрахован. А бортпроводникам приходится проводить в закрытом людном помещении и тесном контакте с потенциальными источниками вирусов по несколько часов, что значительно повышает вероятность заразиться.