Иногда воспитание детей сопровождается тревогами и страхами взрослых. Родители боятся, что дети вырастут не очень хорошими людьми, будут безответственными, слабыми, неприспособленными к жизни. Такие мысли вызывают много отрицательных чувств и заставляют мать с отцом искать методы влияния на детей, чтобы не допустить этого. Откуда берутся такие мысли у взрослых? Что происходит с ребёнком, если родители транслируют ему их? Почему многие из родительских страхов являются беспочвенными и зачем нужно перестать тревожиться о будущем детей? Ответы, а также, полезные рекомендации в данной статье.
С ребёнком никто не будет общаться
Общение с другими людьми занимает важное место в жизни как у взрослых, так и у детей. Ребёнок приучается к взаимодействию еще с пеленок — когда видит перед собой лица родителей, их улыбки, слышит ласковые голоса. Общение дарит ему хорошее настроение и чувство, что с ним все в порядке, и он принят в этом мире. Чем старше дети, тем больше растет важность общения. Взрослея, ребёнок выбирает друзей, опираясь на личные симпатии и предпочтения, начинает чувствовать привязанность к людям, радость от контакта и боль от предательства, разочарования, разлуки.
Иногда родители тревожатся о том, что с ребёнком никто не захочет общаться, и он не сможет найти друзей. В каких случаях это происходит? Когда дети растут замкнутыми, стеснительными, обидчивыми или агрессивными. Тогда взрослые, чтобы избежать пугающего их будущего, где они «видят» своего ребёнка одиноким и никому не интересным, стараются помочь ему стать более общительным. Они «сводят» его с другими детьми, заставляют делиться игрушками, водят в гости, приглашают к себе домой одноклассников или детей из группы детского сада.
Почему страхи взрослых в этом случае являются беспочвенными? Каждый ребёнок обладает своими привычками общения — часть из них были уже заложены в нем природой, а часть — сформированы во время воспитания. Думать о том, что ребёнок останется один, без друзей — это значит не доверять его способности завязывать контакты и налаживать отношения. Родителям стоит задумать над тем, откуда у них такие мысли — может быть, они сами одиноки или их общение с друзьями закончилось плачевно?
Каждый ребёнок имеет право выбирать друзей, опираясь на личную симпатию и интерес к людям. Не стоит заставлять его дружить со всеми сразу, быть лидером, если у него от природы другой склад характера. Даже, если у него только один друг, это не угрожает его развитию и не является отклонением от нормы. Патологией считается социофобия, длительное агрессивное отношение ко всем детям, неумение налаживать контакты. В таком случае следует показать ребёнка детскому психологу.
Ребёнок «остановится» в развитии
Иногда родители боятся, что ребёнок перестанет развиваться — у него не сформируются речь, познавательные процессы, на поведенческом уровне он навсегда останется ребёнком. Такие страхи овладевают матерью или отцом в период, когда дети активно познают окружающий мир, готовятся к поступлению в детский сад или школу. Родители ждут от них хороших результатов и достижений. А когда их нет, тревожатся, что ребёнок, если его не учить постоянно, вырастет необразованным человеком. Такой исход возможен лишь в том случае, если дети воспитываются в асоциальных условиях и страдают от педагогической запущенности — ими не занимаются, они не посещают детский коллектив, у них нет игрушек и книг, родители, сами, имеют низкий уровень развития, вредные привычки.
В остальных случаях ребёнок учится не только благодаря тому, что дают ему мама с папой, детский сад, школа, дополнительные кружки, но, также, и сам, когда рассматривает и читает книжки, играет в игры, гуляет на улице с друзьями, общается с близкими людьми. Остановка в развитии не грозит ребёнку, если у него нет медицинского диагноза, ставящего под угрозу его познавательную и психическую сферу, он не пострадал от эмоциональной или психологической травмы. В обратном случае необходима консультация и помощь врачей.
Дети вырастут хуже всех
Иногда взрослых пугают мысли о том, что их дети будут хуже всех — станут преступниками, асоциальными людьми, не оправдают надежд и ожиданий родителей. Такие мысли сложно назвать здоровыми и объективными. Однако, если родители мучаются от них, необходимо установить причину подобных тревог, ведь, на ребёнке негативно отражается то, что мать и отец, заранее, «видят» в нем преступника или зависимого человека.
Почему родители боятся этого? Возможно, они пережили подобный опыт, однако, сумели наладить свою жизнь. Может быть, они, не понаслышке знают о том, какое воспитание приводит к тому, что дети нарушают все общественные правила. Если мать и отец подают в семье хороший пример, сами являются достойными людьми, воспитывают детей с любовью и прививают им ответственность за поступки, то, ребёнок вырастет таким же, как они. Подобные тревожные мысли и страхи могут иметь под собой серьезную психологическую травму, пережитую одним из родителей и, тогда, ему лучше обратиться за помощью к психологу. Он поможет избавиться от ее последствий и не «навешивать» на ребёнка то, что ему не принадлежит.
Родители потеряют авторитет
Когда родители боятся потерять авторитет в глазах детей — думают, что те перестанут их слушаться и уважать — они, всеми силами стараются укрепить его. Делается это, чаще, с помощью жестких рамок и наказания. Дети в таких условиях воспитания, все больше сопротивляются родительскому давлению. Взрослые, глядя на это, подтверждают свои страхи.
Взрослым стоит помнить о том, что, если они обладают для ребёнка авторитетом с детства — он прислушивается к ним, советуется, доверяет, уважает — то никакая сила не сможет лишить родителей возможности быть значимой фигурой. Единственное, что может случиться — это временная потеря уважения ко взрослым в подростковом возрасте, однако, этот этап является нормальным, с точки зрения детской психологии.
Дети сами ничему не научатся
Заблуждение, которому следуют взрослые, когда воспитывают детей. Они считают, что, если не приучать ребёнка к уборке, уходу за вещами заранее, то он, когда вырастет, не сможет делать это сам. Дети становятся неприспособленными и зависимыми от других людей, лишь в том случае, если рядом есть тот, кто продолжает выполнять за них дела, которые они уже могут делать самостоятельно. Когда ребёнок вырастает, он становится взрослым человеком с набором личностных качеств и то, какими они будут, зависит от примера, который подадут в детстве родители.