Что должен знать ребёнок к пяти годам? Стихи Барто, как лает собачка и как искать мультики с помощью «окей, гугл»? Список у всех родителей свой, а порой и внутри семьи бабушки могут настаивать на обязательном освоении детьми всего алфавита, а папа — на умении кататься на велосипеде. Однако есть пять основных блоков информации, которыми должен овладеть каждый малыш. Чем раньше — тем лучше, но уж к пяти годам — обязательно!
Кто твои родители?
Как правило, свои-то имя и фамилию ребёнок к пятилетнему возрасту запоминает твердо, особенно, если он уже посещает детский сад (и в группе он не один, к примеру, Дима). Но вот родители — они кто?
Если детей такому явному знанию не учат, то можно столкнуться с тем, что в семье есть только мама и папа, порой с «домашними прозвищами». Как максимум — с полным именем и с общей фамилией. А стоит знать хотя бы имя и фамилию каждого родителя, особенно, если в семье фамилии разные. К пятилетнему возрасту детям не составит сложности выучить имя и отчество нескольких человек, но этому надо учить. Неплохо выучить и официальные имена тех близких родственников, кто активно участвует в жизни ребёнка и, к примеру, ходит забирать его из детского сада.
Домашний адрес — еще один важный базовый аспект. «Мальчик, ты чей? А где ты живешь?» Пусть это знание никогда не пригодится в экстремальной ситуации, но учить данные надо. Родители порой не задумываются о такой информации: дети всегда рядом, дорогу от площадки, магазина и сада до дома выучили, вот кнопочка нашего этажа в лифте… А адрес? При этом на собеседовании в школу домашний адрес — очень распространенный вопрос, и незнание ответа скорее скажет о том, сколько родители уделяли внимания ребёнку, чем о его развитии.
Номер домашнего или мобильного телефона — тоже очень полезное знание. Запомнить ряд цифр и взрослому-то непросто, а детям без базовых навыков запоминания и отсутствия чувства числовых последовательностей и того сложнее. Что делать? Оптимальные методы основаны на поиске облегченных путей: возможно, удастся сложить из номера считалочку, а если нет — поискать мелодию, в которую можно «уложить» цифры, и пропевать ее с ребёнком время от времени. И, конечно, играть в мишек и кукол, которые звонят друг другу, и предлагать самостоятельно позвонить домой и предупредить папу о скором возвращении.
01, 02, 03
Сколько старых советских стихов посвящено пожарным, милиции и скорой помощи? И везде в иллюстрациях, а порой и в тексте были номера телефонов экстренных служб. Дети запоминали, куда в каких случаях надо звонить, и это правильно.
Сегодня для всех служб есть один номер — 112. Его и стоит выучить с ребёнком, а также разместить «напоминалочку» в доступном месте, например, на холодильнике. Однако останавливаться на заучивании номера нельзя: даже взрослые без опыта, звоня в такие службы, порой теряются в сложных ситуациях. И для малыша этот навык не должен оказаться тем, что придется осваивать в экстренном порядке. Поэтому с детьми стоит проиграть, как мишка увидел пожар, позвонил спасателям и сказал… Что сказал? Где пожар? А ему, конечно, ответили и сразу помогли (хэппи-энд очень важен как для понимания смысла звонка, так и для снижения вероятной тревоги у ребёнка).
Такое знание важно не только в ситуациях пожара или иных катастроф, но и если ребёнок остается один дома со старшими родственниками. Вовремя позвонить хоть кому-то — важное умение, и начинать создавать этот навык надо уже сегодня.
Ребёнок на дороге
Начинать обучать правилам перехода дорог можно, как только ребёнок перемещается в сидячую коляску и перестает спать на прогулках. Как правило, уже к полуторагодовалому возрасту дети начинают улавливать связь между зеленым светом и переходом, особенно, если ее подчеркивать. Ну а развивать умение правильно пользоваться наземными пешеходными переходами и светофорами надо, задавая наводящие вопросы: какого цвета мы ждем? Где наш светофор?
Запугивать и нагнетать обстановку страшными историями про мячик, который «лопнул, хлопнул, вот и все» или, тем более, про травмы и аварии, не стоит. А вот давать больше информации и пищи для размышления с возрастом надо. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть вопросы: почему надо переходить по «зебре», смотреть сначала налево, потом направо, наблюдать, как другие люди переходят дорогу. И, конечно, соблюдать все правила самим.
Дети и незнакомцы
Нет, речь не о том, что с незнакомыми нельзя никуда ходить, брать конфетки и вести беседы. Ровно наоборот: ребёнок должен знать, к кому из незнакомых людей он может обратиться в случае необходимости. Любой самостоятельно ходящий ребёнок может отстать, заглядевшись на голубей или забежав на секундочку на площадку, потеряться в торговом центре, оказаться за спинами взрослых в транспорте. И вот тут надо знать, кому можно доверять, если рядом нет родителей.
Дети должны знать, как выглядят полицейские (и что они не забирают непослушных малышей, а помогают людям), как отличить сотрудников магазина, и что тетя с ребёнком — тоже хороший вариант попросить о помощи и позвонить маме (по номеру телефона, который уже выучили или который на всякий случай лежит в кармане/рюкзачке/написан на браслете у малыша).
Личные границы
Ребёнок — владелец своего тела. Родители, как и другие родные и близкие друзья, могут гладить, обнимать и целовать, сами и в ответ на детскую инициативу, и это правильно. Однако каждый, большой и маленький человек, должен знать, что терпеть объятия и прикосновения даже любимой бабушки он не обязан. Это его право.
Детям надо объяснять, что прикасаться с медицинской или бытовой целью к нему могут только те люди, которым родители это разрешили: воспитатели при помощи в одевании, медсестра в детском саду, врач в поликлинике. Все остальные должны спросить разрешения и у родителей, и у самого ребёнка. Так начинается понимание собственных границ безопасности, которые в случае опасности помогут детям осознать, что кто-то пытается им навредить, и без опаски рассказать родителям о странном взрослом, поступающим не так, как учили мама с папой.