Родителям очень важно знать особенности развития ребёнка первого года жизни. Эти процессы идут очень интенсивно, это касается как физического, так и психомоторного развития. Именно в первый год жизни происходят колоссальные изменения с ребёнком. Всего лишь за 12 месяцев маленький беспомощный сверточек превращается в человека, который не только уверенно ходит, но и учится разговаривать, выражать свои желания и эмоции, общаться с окружающим миром. Родители должны ценить это время и не упускать ни одного дня в развитии своего крохи, ведь этот процесс не приостанавливается ни на минуту.
Чем характеризуется физическое развитие детей первого года жизни?
К исследуемым показателям физического развития детей первого года жизни относят: рост (длина тела), вес, окружности груди и головы. Отслеживает изменение этих параметров участковый педиатр. Сравнение полученных результатов с данными центильных таблиц позволяет врачу оценить, нормально ли развивается малыш или есть отклонения.
- При оценке физического развития новорожденного ребёнка первостепенное значение имеет масса тела, в дальнейшем — рост.
- Важно оценивать не только то, укладываются ли параметры веса и длины тела в возрастную норму, но и то, каково их соотношение между собой. Это называется гармоничностью развития.
- Отклонение показателей роста и веса ребёнка относительно общепринятых стандартов далеко не всегда свидетельствует о какой-либо патологии. Развитие каждого ребёнка уникально.
- При наличии явных отклонений в физическом развитии ребёнка важно соотносить полученные результаты с параметрами нервно-психического развития ребёнка. Это необходимо для выяснения причин данной проблемы и выбора способов ее устранения.
Основные показатели нервно-психического развития ребёнка первого года жизни
К основным показателям нервно-психического развития ребёнка первого года жизни относятся: ориентировочные реакции со стороны органов зрения и слуха, развитие эмоций, общие движения и движения руками, развитие речи, развитие умений и навыков.
Развитие ребёнка первого года жизни по месяцам отражает эти основные параметры. Для удобства оценки нервно-психического развития ребёнка разработаны удобные таблицы, в которых отражены срок появления тех или иных навыков и то, как они совершенствуются. Отклонения в развитии малыша вызывают много тревог у родителей, но не все они обоснованы. Каждый ребёнок уникален и может развиваться по своему индивидуальному «графику».
Причины нарушения психомоторного развития детей первого года жизни многообразны. Главным образом, оказывает влияние то, как протекла беременность и роды, здоровым ли родился малыш. Не менее важно то, в какой среде растет малыш и то, достаточно ли времени уделяют родители его развитию. Исходя из причин возможных отклонений от нормы в развитии детей первого года жизни, предлагаются определенные мероприятия по развитию и воспитанию, а при необходимости, и по лечению и реабилитации ребёнка.
Особенности речевого развития ребёнка первого года жизни
Речь играет основополагающую роль в развитии человеческого существа, открывая перед человеком безграничные возможности. Некоторые родители ошибочно считают, что речевое развитие ребёнка первого года жизни начинается с появления первых слов, то есть ближе к году. На самом деле, развитие речи начинается с рождения. Возможность слышать разговоры родителей, нахождение в своей языковой среде, «купание» в языке необходимы для нормального развития речи. Так, некоторые глухие дети не разговаривают только из-за того, что они не слышат звуков, хотя у них нет дефектов, мешающих говорить.
Этапы развития речи детей первого года жизни практически одинаковы, хотя их временные рамки могут отличаться. Первыми проявлениями речи являются плач и крик. Следом за ними появляется «гуление» (в 1,5-2 месяца). Это тихие или горловые звуки, которые содержат отдельные гласные. Все дети гулят примерно одинаково, не зависимо от национальности и родного языка.
Следующая стадия развития речи — появление лепета (в 5-6 месяцев). Это основополагающий этап на пути овладения языком. Лепет младенцев уже имеет отличия в зависимости от языка и этнической принадлежности.
В 7-8 месяцев ребёнок начинает произносить отдельные слоги, он много слушает и старается подражать разным звукам. В этом возрасте он же очень много понимает, как отдельные слова, так и целые фразы. Хотя пройдет еще несколько месяцев, прежде чем он начнет произносить первые слова. Так, к году словарный запас ребёнка составляет около 10 простых слов.
Если у родителей есть хоть малейшее беспокойство относительно речевого развития ребёнка, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Задержки речевого развития могут быть как его индивидуальной особенностью, так и признаком некоторых патологических состояний.
Почему важно эмоциональное развитие в первый год жизни ребёнка
Не менее важно эмоциональное развитие в первый год жизни ребёнка. Эмоции называют языком всех возрастов. Часто человек прежде, чем что-либо сказать или сделать, сначала выражает свое состояние и настроение через эмоции. Дети не исключение. Они еще не умеют говорить, но по их эмоциям можно многое угадать.
Даже в первые часы и дни после родов можно отметить, испытывает ребёнок удовольствие или раздражение, радость или может даже обиду. Родители не должны игнорировать или не придавать значения чувствам младенца.
Развитие ребёнка в течение первого года жизни идет непрерывно и очень интенсивно. Эмоции и чувства у детей развиваются постепенно от простых к сложным. Завершение формирования эмоций происходит примерно к 10 годам, но есть те эмоции, которые закладываются именно на первом году жизни. К ним относится ощущение счастья. Дети, которых любили еще во время беременности, очень ждали их появления на свет, начинают свое отношение к миру с радостных ноток. Тот ребёнок, которого родители часто носят на руках, обнимают и даже берут к себе в постель, ощущают себя в полной безопасности в окружающем мире, смелее берутся за новое. Они более любопытны и заинтересованы происходящим вокруг.
Психологическое развитие ребёнка первого года жизни включает в себя и эмоциональное развитие. Родителям следует знать ориентировочные сроки развития ребёнка в первый год жизни, чтобы вовремя заметить, нет ли отклонений у малыша. Что касается эмоционального развития, то стоит обращать внимание на появление первой улыбки, смеха, комплекса оживления. Имеют значение интонация плача, различные гримасы, мимика и жесты малыша. Правильно ли эмоционально развивается младенец, оценивают не только родители, но и врачи (педиатр, невролог). Они могут дать советы по развитию малыша, опираясь на его индивидуальные особенности, в частности темперамент.
На вопросы MedAboutMe отвечает Полякова Ольга Александровна, детский травматолог-ортопед ОАО «Медицина»
— С какими страхами чаще всего к вам обращаются родители грудничка?
— Как правило, это переживания по поводу того, что малыш отстает (на их взгляд) в физическом развитии — должен держать головку, но не держит, должен уже переворачиваться, и так же не делает, пора сделать первые шаги, но все еще ползает и так далее. Но на консультации выясняется, что все нормально и это всего лишь частная особенность развития ребёнка.
— На чем основываются эти страхи родителей?
— Родители нынче часто занимаются самодиагностикой, изучают просторы Интернета, различные учебные пособия и по ним наблюдают за состоянием малыша. Следует понимать, что критерии нормы и рамки в них условные и не учитывают индивидуального развития. В большинстве случаев только врач во время осмотра и при наличии результатов анализов и инструментальных методов обследования может выявить патологические отклонения.
— Когда следует родителям бить тревогу?
— Если ребёнок в полтора года не ходит и даже не ползает, это уже повод для волнения. Но, повторюсь, только врач может определить, формируется ли у ребёнка патология или нет, поэтому не надо сразу самостоятельно ставить диагнозы.
— Если судить по темам форумов, почти всех мамочек волнует тема тонуса.
— Начнем с того, что тонус в той или иной мере есть у всех новорожденных и это нормально. Все новорожденные появляются на свет с физиологическим гипертонусом. И это не повод для волнения, просто за ребёнком надо наблюдать. Так называемый физиологический гипертонус, как правило, проходит к концу первого месяца. Если врач видит, что требуется массаж, он его назначит, как и лечебную гимнастику, и другие процедуры. А самостоятельно принимать решения не стоит, особенно по совету друзей, соседей и так далее. Ведь нужно руководствоваться правилом — не навреди!
— Что надо обязательно знать родителям про развитие ребёнка в первый год жизни?
— Помимо основного (кормления, ухода и игр) родители, конечно, должны наблюдать за состоянием малыша, фиксировать его физические параметры (вес, рост). При этом не стоит сопоставлять данные вашего ребёнка и его сверстников — все дети развиваются индивидуально. Одни детишки делают первые шаги в десять месяцев, другие в год.
— Но как ни успокаивают врачи мам, у них все равно сомнения вряд ли убавится. Что чаще всего беспокоит родителей?
— Да практически страхи у всех одни — подозрение на наличие патологии или подозрение на задержку в физическом развитии. Но, как правило, на приеме у врача становится ясно, что волновались родители зря.
— В последнее время врачи развенчивают многовековые мифы ухода за детьми, так, например, наложено табу на тугое пеленание детей, что еще можно отнести к относительно новым запретам?
— Американские врачи доказали, что детей до полугода не желательно выкладывать на животик ввиду высокой внезапной детской смертности. И мы уже сейчас предупреждаем мам об этом. Кроме этого, рассказываем родителям, что до двух лет лучше, чтобы ребёнок спал без подушки, просто на матрасике. Педиатрия не стоит на месте, с каждым годом появляются новые данные, которые мы оперативно доносим до родителей.
— После ваших слов про подушку, вспомнилось, как одна мама беспокоилась о том, что у ее сына слишком большая голова — это тоже часто беспокоит родителей?
— Когда ко мне на прием приходит мама с переживаниями насчет размеров головы ребёнка, я сразу рекомендую сначала посмотреть детские фотографии ее и отца ребёнка, и тогда не будет повода для волнений.
— Спасибо за познавательную беседу!