Чума XXI века: функциональная неграмотность

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Практически все взрослые в России — грамотные люди. Крестик вместо подписи уже никто не ставит, и вывески по слогам читают только дошколята. Неграмотных у нас всего 0,03%. А вот функционально неграмотных, по самым скромным оценкам, 25%. Функциональную неграмотность называют чумой ХХI века, и не просто так. Она — причина большинства техногенных аварий и катастроф, и масштабы ее нарастают. 8 сентября, в Международный день грамотности, MedAboutMe рассказывает, что это за «новая болезнь» и как спасать от нее детей.

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

А вы грамотны?

А вы грамотны?

Как понять, страдаете ли вы функциональной неграмотностью? Если уже вы осилили введение в статью и дочитаете ее до конца, поняв основные мысли, то диагноз будет ясен: функциональная грамотность налицо.

Выделять из понятия «грамотность» еще и функциональную составляющую начали во второй половине ХХ века. К 80-м годам стало понятно, что в развитых странах неграмотность побеждена, однако люди не стали умнее, более того, со своими профессиональными обязанностями начали справляться хуже, чем раньше. Появился новый тип цивилизационного риска.

Проведенные исследования показали: несмотря на умение читать и писать, смысл текстов от некоторых людей ускользает, а написать логичный и связный текст — задача практически невыполнимая. И речь идет не о старшем поколении, порой перестающем читать из-за падения зрения. Все это относилось к молодежи и к среднему возрасту, наиболее профессионально активным слоям населения.

Тогда появился термин «функциональная неграмотность», неумение извлекать из текста ключевую информацию.

При функциональной неграмотности человек распознает буквы и слоги, может читать длинные слова и сложные предложения, но декодировать текст, найти в нем художественный смысл или технические особенности не способен. Связана ли функциональная неграмотность с грамотностью вообще?

Конечно, да. Полностью неграмотный или малограмотный человек не может быть функционально грамотным. Однако ученые сообщают: если обучить чтению и письму на базовом уровне можно любого здорового человека старше 7 лет, то функциональная неграмотность, вполне возможно, говорит о довольно серьезных нарушениях в механизмах мышления, памяти и внимания.

В чем причины?

В чем причины?

Причин немало.

  • Во-первых, функциональная неграмотность по времени распространения совпадает с появлением в каждом доме телевизора, не требующего восприятия текста ни зрительно, ни на слух, как радио. Навык восприятия текстов оказывается маловостребован.
  • Падение грамотности в России в целом началось в 90-х годах, и связывают это с постперестроечными особенностями образования и повышенной занятостью родителей.
  • Сегодня специалисты говорят о влиянии компьютерных игр на детей раннего возраста как одной из причин нарастания функциональной неграмотности.

Связана ли такая патология с особенностями здоровья, развития ребёнка?

Начнем с того, что функциональная неграмотность может развиваться не только в детстве. Взрослый, чья работа монотонна и не требует работы с текстами, не увлекающийся чтением в целом, имеет шансы на потери навыка функционального чтения безо всяких болезней. Буквы помнит, слова вроде знакомые, смысл ускользает. Прочитать и объяснить инструкцию к стиральной машине приходится просить кого-то другого.

Но чаще всего функциональная неграмотность развивается у детей. Естественно, некоторые отклонения в психоневрологическом здоровье, такие, как дислексия, затрудняют распознавание текста. Но нельзя говорить о том, что все дислексики функционально неграмотны, или что здорового ребёнка эта напасть не коснется. Все не так просто.

Чтобы не привязывать причины патологии к «губительному телевизору» или «вредному» планшету, надо посмотреть на проблему шире. Если родители ребёнком занимаются, а не предлагают отстать и посмотреть мультик в ю-тубе, то вопрос вреда от планшета не возникает. Однако причины развития функциональной неграмотности не только в родителях.

  • Семейное воспитание при развитии функциональной неграмотности обвиняют в недостаточной мотивации к познанию нового и учебе.
  • На системе образования лежит вина в недостаточном внимании к ученикам, развитии ограниченных навыков и «натаскивании» на ответы вместо поиска решения.
  • Окружающая среда «виновата» в отсутствии окружения, которое стимулировало бы ребёнка к развитию.

Кстати, посредством коррекции окружающей среды предлагает бороться с функциональной неграмотностью ЮНЕСКО. Для этого всем развитым странам рекомендованы создание и поддержка школьных и публичных библиотек, своеобразных генераторов инновационной образовательной среды.  

В российском Законе об образовании понятие «школьная библиотека» отсутствует.

Основные симптомы новой «чумы»

Основные симптомы новой «чумы»

  • Повторение одинаковых системных ошибок в работе или в быту. Причина — сложности с пониманием логики процесса.
  • Постоянные попытки избежать сложных задач, требующих следования инструкции сложнее 3-5 шагов.
  • Нелюбовь к чтению в целом (соцсети, комиксы, нарративы не в счет). Сами попытки чтения текстов вызывают фрустрацию, психосоматические симптомы (головную боль, усталость глаз), немедленно возникают «более важные задачи».
  • Необходимость помощи других при чтении текстов заданий, алгоритмов, инструкций, даже если это описание упражнения или схема приема лекарства. У детей — сложности с пониманием задач по математике, упражнений, уравнений, текстов в целом.
  • Восприятие на слух дается намного легче. Если одну и ту же сказку дать прочитать ребёнку с беглыми навыками чтения (или взрослому) самому, а затем прочесть вслух, то в ответ на просьбу пересказать текст можно услышать абсолютно разные версии.
  • Задать вопросы к прочтенному тексту на основании смысла почти невозможно. Вопросы (и ответы) поверхностны и начинаются с «кто», «куда», но не «почему» или «зачем» и т. д.

Мы сегодня живем в мире, где идет возврат к частично неграмотным людям. Именно на них ориентируются маркетологи и рекламные агентства. Так, правила рекламы, которая будет побуждать людей с пониженной способностью к восприятию текстов, сейчас весьма близки к сакраментальным «Ешьте рыбу хек» и «Летайте самолетами Аэрофлота!»

  • Обращение должно быть адресным, императивным, побудительным. «А ты записался добровольцем?»
  • Слова в тексте должны быть понятными, повседневными и короткими (не более 3-4 слогов). Никаких терминов, никаких вводных слов и особенно наречий «скоро», «недолго», «около». Функционально неграмотным людям надо точно знать, когда, сколько и где. Иная информация не воспринимается.
  • В предложении — максимум 20 слов, включая предлоги. Никаких деепричастных оборотов, сложносочиненных предложений и т. д. («И т. д.», кстати, надо расшифровывать, как и все сокращения и аббревиатуры).
  • Заголовок — короткий и емкий.
  • Картинки ясные, четкие, без декоративных завитушек, не отвлекающие внимание.
  • Текст из мелких абзацев, без таблиц и сносок. Идеал — нарративы и комиксы (или иллюстрированные инструкции «иди сюда», «нажми тут»).
  • Самая основная информация — в самом начале. Дальше могут не прочитать.

То есть — формат Твиттера. 140 символов, просто, емко, понятно. И побуждает покупать. Вы хотите, чтобы ваш взрослый ребёнок скупал все, что правильно подали в рекламе? Просто потому, что он не умеет понимать, что скрыто за кадром, или не читает текст по сноскам в договорах? Нет? Тогда, как говорили в рекламе, «мы идем к вам!»

Лечение от неграмотности

Лечение от неграмотности
Ольга Васильева, министр просвещения Российской Федерации

В функциональном чтении мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности. По разным данным, от 22 до 25% населения страны не владеют функциональным чтением. Потери его начинаются в раннем возрасте. Ребёнок читает текст, не понимая прочитанного.

Перед Россией сегодня стоит задача вернуться в «пятерку» стран по навыкам функционального чтения к 2022 году.

Пока Россия пытается возвратить людям грамотность и любовь к книгам, каждой конкретной семье придется действовать самостоятельно. Исследования показывают: если ребёнка к 10 годам не научить правильно читать, не только распознавая слова, но и понимая смысл, то дальше все знания придется осваивать методом зубрежки. Достаточные навыки чтения есть только у трети наших тинейджеров, а справиться с заданием средней сложности может каждый четвертый. Высокий уровень грамотного чтения — у 2% выпускников школ. А читать-писать при этом умеют все. Что делать?

Обучать чтению, как только появились навыки распознавания слов.

  • Тренировать память ребёнка самыми разными способами и играми. Любыми, все варианты хороши, а особенно те, где надо прочесть и запомнить, пусть это даже список продуктов для покупок или расписание на вторник.
  • Учить видеть большие объёмы текста, смотреть в одну точку и замечать слова вокруг.
  • Учиться делить тексты на части. Прочитать параграф и составить план содержания полезно и для чтения, и для памяти.
  • Как можно быстрее переставать проговаривать прочтенное, шевелить губами при чтении.
  • Обучать разным видам чтения: показывать, как можно «пробежать» глазами текст, ознакомиться и выхватить основное или тщательно изучить. Это совершенно разные техники, и все полезны.
  • Учить составлять схемы и таблицы из текста и обратно
  • Обучать задавать вопросы к тексту (надоедливо, но полезно!), искать на них ответы. Причем самые неявные.
  • В качестве текстов не надо замыкаться на школьных учебниках и литературе. Разберите текст песни Монеточки, пост друга из соцсети, опишите стратегию игры вместе. Перевод жизненных интересов в текстовую форму показывает ценность слов. Да и круто похвастаться приятелям новым видением модной стратегии, альбома рэппера или разъяснить, почему текст в ВК — это фейк, и где там «провалы» в логике.
  • ну и сами, конечно, читайте. Много, с удовольствием, и делитесь впечатлениями от прочитанного.
Вывод

Не стоит ждать от школы и социума создания инновационной, интеграционной, образовательной, увлекательной и т. п. среды, которая вдруг сама справится с проблемой. Родители и дети — минигруппа, находящаяся в тесном общении долгие годы. А значит, помогая ребёнку избавиться от функциональной неграмотности, мы не только избавляем его и себя от возможных проблем, но и растим приятного и умного собеседника и родителя будущих внуков. Говорят, наркому просвещения СССР Луначарскому принадлежит «рецепт» выращивания умных и интеллигентных людей. На вопрос «Сколько надо закончить университетов, чтобы стать таким же умным?» редкий эрудит и знаток наук ответил: «Всего три. Один должен закончить ваш дед, второй — отец, и третий — вы». Сегодня базу для этих университетов мы создаем в каждой отдельной семье сами.

Вывод

Не стоит ждать от школы и социума создания инновационной, интеграционной, образовательной, увлекательной и т. п. среды, которая вдруг сама справится с проблемой. Родители и дети — минигруппа, находящаяся в тесном общении долгие годы. А значит, помогая ребёнку избавиться от функциональной неграмотности, мы не только избавляем его и себя от возможных проблем, но и растим приятного и умного собеседника и родителя будущих внуков. Говорят, наркому просвещения СССР Луначарскому принадлежит «рецепт» выращивания умных и интеллигентных людей. На вопрос «Сколько надо закончить университетов, чтобы стать таким же умным?» редкий эрудит и знаток наук ответил: «Всего три. Один должен закончить ваш дед, второй — отец, и третий — вы». Сегодня базу для этих университетов мы создаем в каждой отдельной семье сами.

Читайте также

Жизнь с ВИЧ: как вирус утратил звание «чумы XXI века»
Почему ВИЧ исчез с первых полос СМИ? Мы научились лечить СПИД или привыкли к нему?
Дисплазия соединительной ткани — чума XXI века. Пути решения и какую роль в этом играет коллаген
Как препараты, содержащие коллаген, могут помочь в реабилитации после травм или ожогов?
Финансовая грамотность у детей: советы родителям
Малыш не понимает ценность денег? Предлагаем несколько рекомендаций для родителей, которые помогут в развитии у ребенка финансовой грамотности.
Чудо исцеления: можно ли вылечиться от ВИЧ-инфекции?
Насколько реальны случаи исцеления от ВИЧ-инфекции и есть ли надежда для людей, имеющих этот диагноз на сегодняшний день?
Люди, которым не страшен СПИД
Китайские ученые объявили о первых детях, рожденных со «встроенной» защитой от СПИДа. Как им это удалось и реально ли защитить человечество от ВИЧ?
Что помогает детям хорошо учиться
Родители должны помочь детям выработать привычки, облегчающие учебу в школе.
Опубликовано 07.09.2018 17:45, обновлено 17.04.2020 18:27
Рейтинг статьи:
4,9

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Чем опасна вагинальная атрофия: не только сухость и боль

Сухость, боль, частые инфекции и ухудшение самочувствия: почему развивается атрофия стенок влагалища и как её лечат?

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

20 продуктов для иммунитета: рекомендуют диетологи

Диетологи рекомендуют эти продукты для крепкого иммунитета и стройности