Практически все взрослые в России — грамотные люди. Крестик вместо подписи уже никто не ставит, и вывески по слогам читают только дошколята. Неграмотных у нас всего 0,03%. А вот функционально неграмотных, по самым скромным оценкам, 25%. Функциональную неграмотность называют чумой ХХI века, и не просто так. Она — причина большинства техногенных аварий и катастроф, и масштабы ее нарастают. 8 сентября, в Международный день грамотности, MedAboutMe рассказывает, что это за «новая болезнь» и как спасать от нее детей.
А вы грамотны?
Как понять, страдаете ли вы функциональной неграмотностью? Если уже вы осилили введение в статью и дочитаете ее до конца, поняв основные мысли, то диагноз будет ясен: функциональная грамотность налицо.
Выделять из понятия «грамотность» еще и функциональную составляющую начали во второй половине ХХ века. К 80-м годам стало понятно, что в развитых странах неграмотность побеждена, однако люди не стали умнее, более того, со своими профессиональными обязанностями начали справляться хуже, чем раньше. Появился новый тип цивилизационного риска.
Проведенные исследования показали: несмотря на умение читать и писать, смысл текстов от некоторых людей ускользает, а написать логичный и связный текст — задача практически невыполнимая. И речь идет не о старшем поколении, порой перестающем читать из-за падения зрения. Все это относилось к молодежи и к среднему возрасту, наиболее профессионально активным слоям населения.
Тогда появился термин «функциональная неграмотность», неумение извлекать из текста ключевую информацию.
При функциональной неграмотности человек распознает буквы и слоги, может читать длинные слова и сложные предложения, но декодировать текст, найти в нем художественный смысл или технические особенности не способен. Связана ли функциональная неграмотность с грамотностью вообще?
Конечно, да. Полностью неграмотный или малограмотный человек не может быть функционально грамотным. Однако ученые сообщают: если обучить чтению и письму на базовом уровне можно любого здорового человека старше 7 лет, то функциональная неграмотность, вполне возможно, говорит о довольно серьезных нарушениях в механизмах мышления, памяти и внимания.
В чем причины?
Причин немало.
- Во-первых, функциональная неграмотность по времени распространения совпадает с появлением в каждом доме телевизора, не требующего восприятия текста ни зрительно, ни на слух, как радио. Навык восприятия текстов оказывается маловостребован.
- Падение грамотности в России в целом началось в 90-х годах, и связывают это с постперестроечными особенностями образования и повышенной занятостью родителей.
- Сегодня специалисты говорят о влиянии компьютерных игр на детей раннего возраста как одной из причин нарастания функциональной неграмотности.
Связана ли такая патология с особенностями здоровья, развития ребёнка?
Начнем с того, что функциональная неграмотность может развиваться не только в детстве. Взрослый, чья работа монотонна и не требует работы с текстами, не увлекающийся чтением в целом, имеет шансы на потери навыка функционального чтения безо всяких болезней. Буквы помнит, слова вроде знакомые, смысл ускользает. Прочитать и объяснить инструкцию к стиральной машине приходится просить кого-то другого.
Но чаще всего функциональная неграмотность развивается у детей. Естественно, некоторые отклонения в психоневрологическом здоровье, такие, как дислексия, затрудняют распознавание текста. Но нельзя говорить о том, что все дислексики функционально неграмотны, или что здорового ребёнка эта напасть не коснется. Все не так просто.
Чтобы не привязывать причины патологии к «губительному телевизору» или «вредному» планшету, надо посмотреть на проблему шире. Если родители ребёнком занимаются, а не предлагают отстать и посмотреть мультик в ю-тубе, то вопрос вреда от планшета не возникает. Однако причины развития функциональной неграмотности не только в родителях.
- Семейное воспитание при развитии функциональной неграмотности обвиняют в недостаточной мотивации к познанию нового и учебе.
- На системе образования лежит вина в недостаточном внимании к ученикам, развитии ограниченных навыков и «натаскивании» на ответы вместо поиска решения.
- Окружающая среда «виновата» в отсутствии окружения, которое стимулировало бы ребёнка к развитию.
Кстати, посредством коррекции окружающей среды предлагает бороться с функциональной неграмотностью ЮНЕСКО. Для этого всем развитым странам рекомендованы создание и поддержка школьных и публичных библиотек, своеобразных генераторов инновационной образовательной среды.
В российском Законе об образовании понятие «школьная библиотека» отсутствует.
Основные симптомы новой «чумы»
- Повторение одинаковых системных ошибок в работе или в быту. Причина — сложности с пониманием логики процесса.
- Постоянные попытки избежать сложных задач, требующих следования инструкции сложнее 3-5 шагов.
- Нелюбовь к чтению в целом (соцсети, комиксы, нарративы не в счет). Сами попытки чтения текстов вызывают фрустрацию, психосоматические симптомы (головную боль, усталость глаз), немедленно возникают «более важные задачи».
- Необходимость помощи других при чтении текстов заданий, алгоритмов, инструкций, даже если это описание упражнения или схема приема лекарства. У детей — сложности с пониманием задач по математике, упражнений, уравнений, текстов в целом.
- Восприятие на слух дается намного легче. Если одну и ту же сказку дать прочитать ребёнку с беглыми навыками чтения (или взрослому) самому, а затем прочесть вслух, то в ответ на просьбу пересказать текст можно услышать абсолютно разные версии.
- Задать вопросы к прочтенному тексту на основании смысла почти невозможно. Вопросы (и ответы) поверхностны и начинаются с «кто», «куда», но не «почему» или «зачем» и т. д.
Мы сегодня живем в мире, где идет возврат к частично неграмотным людям. Именно на них ориентируются маркетологи и рекламные агентства. Так, правила рекламы, которая будет побуждать людей с пониженной способностью к восприятию текстов, сейчас весьма близки к сакраментальным «Ешьте рыбу хек» и «Летайте самолетами Аэрофлота!»
- Обращение должно быть адресным, императивным, побудительным. «А ты записался добровольцем?»
- Слова в тексте должны быть понятными, повседневными и короткими (не более 3-4 слогов). Никаких терминов, никаких вводных слов и особенно наречий «скоро», «недолго», «около». Функционально неграмотным людям надо точно знать, когда, сколько и где. Иная информация не воспринимается.
- В предложении — максимум 20 слов, включая предлоги. Никаких деепричастных оборотов, сложносочиненных предложений и т. д. («И т. д.», кстати, надо расшифровывать, как и все сокращения и аббревиатуры).
- Заголовок — короткий и емкий.
- Картинки ясные, четкие, без декоративных завитушек, не отвлекающие внимание.
- Текст из мелких абзацев, без таблиц и сносок. Идеал — нарративы и комиксы (или иллюстрированные инструкции «иди сюда», «нажми тут»).
- Самая основная информация — в самом начале. Дальше могут не прочитать.
То есть — формат Твиттера. 140 символов, просто, емко, понятно. И побуждает покупать. Вы хотите, чтобы ваш взрослый ребёнок скупал все, что правильно подали в рекламе? Просто потому, что он не умеет понимать, что скрыто за кадром, или не читает текст по сноскам в договорах? Нет? Тогда, как говорили в рекламе, «мы идем к вам!»
Лечение от неграмотности
В функциональном чтении мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности. По разным данным, от 22 до 25% населения страны не владеют функциональным чтением. Потери его начинаются в раннем возрасте. Ребёнок читает текст, не понимая прочитанного.
Перед Россией сегодня стоит задача вернуться в «пятерку» стран по навыкам функционального чтения к 2022 году.
Пока Россия пытается возвратить людям грамотность и любовь к книгам, каждой конкретной семье придется действовать самостоятельно. Исследования показывают: если ребёнка к 10 годам не научить правильно читать, не только распознавая слова, но и понимая смысл, то дальше все знания придется осваивать методом зубрежки. Достаточные навыки чтения есть только у трети наших тинейджеров, а справиться с заданием средней сложности может каждый четвертый. Высокий уровень грамотного чтения — у 2% выпускников школ. А читать-писать при этом умеют все. Что делать?
Обучать чтению, как только появились навыки распознавания слов.
- Тренировать память ребёнка самыми разными способами и играми. Любыми, все варианты хороши, а особенно те, где надо прочесть и запомнить, пусть это даже список продуктов для покупок или расписание на вторник.
- Учить видеть большие объёмы текста, смотреть в одну точку и замечать слова вокруг.
- Учиться делить тексты на части. Прочитать параграф и составить план содержания полезно и для чтения, и для памяти.
- Как можно быстрее переставать проговаривать прочтенное, шевелить губами при чтении.
- Обучать разным видам чтения: показывать, как можно «пробежать» глазами текст, ознакомиться и выхватить основное или тщательно изучить. Это совершенно разные техники, и все полезны.
- Учить составлять схемы и таблицы из текста и обратно
- Обучать задавать вопросы к тексту (надоедливо, но полезно!), искать на них ответы. Причем самые неявные.
- В качестве текстов не надо замыкаться на школьных учебниках и литературе. Разберите текст песни Монеточки, пост друга из соцсети, опишите стратегию игры вместе. Перевод жизненных интересов в текстовую форму показывает ценность слов. Да и круто похвастаться приятелям новым видением модной стратегии, альбома рэппера или разъяснить, почему текст в ВК — это фейк, и где там «провалы» в логике.
- ну и сами, конечно, читайте. Много, с удовольствием, и делитесь впечатлениями от прочитанного.
Не стоит ждать от школы и социума создания инновационной, интеграционной, образовательной, увлекательной и т. п. среды, которая вдруг сама справится с проблемой. Родители и дети — минигруппа, находящаяся в тесном общении долгие годы. А значит, помогая ребёнку избавиться от функциональной неграмотности, мы не только избавляем его и себя от возможных проблем, но и растим приятного и умного собеседника и родителя будущих внуков. Говорят, наркому просвещения СССР Луначарскому принадлежит «рецепт» выращивания умных и интеллигентных людей. На вопрос «Сколько надо закончить университетов, чтобы стать таким же умным?» редкий эрудит и знаток наук ответил: «Всего три. Один должен закончить ваш дед, второй — отец, и третий — вы». Сегодня базу для этих университетов мы создаем в каждой отдельной семье сами.
Не стоит ждать от школы и социума создания инновационной, интеграционной, образовательной, увлекательной и т. п. среды, которая вдруг сама справится с проблемой. Родители и дети — минигруппа, находящаяся в тесном общении долгие годы. А значит, помогая ребёнку избавиться от функциональной неграмотности, мы не только избавляем его и себя от возможных проблем, но и растим приятного и умного собеседника и родителя будущих внуков. Говорят, наркому просвещения СССР Луначарскому принадлежит «рецепт» выращивания умных и интеллигентных людей. На вопрос «Сколько надо закончить университетов, чтобы стать таким же умным?» редкий эрудит и знаток наук ответил: «Всего три. Один должен закончить ваш дед, второй — отец, и третий — вы». Сегодня базу для этих университетов мы создаем в каждой отдельной семье сами.