Современные дети уже с самого маленького возраста уверенно осваивают цифровые технологии и устройства. Электронные игрушки, а впоследствии компьютеры и планшеты становятся непременным атрибутом ежедневных занятий. Подростковый возраст усугубляет стремление ребят в мир интернета. Физиологические и психологические трудности подросткового периода толкают детей на поиски «своего» мира в просторы виртуального пространства.
Опасность социальных сетей для ребёнка
Социальные сети предоставляют детям возможность общаться, находить друзей по интересам, делиться впечатлениями и фотографиями. В целом нельзя утверждать, что интернет противопоказан детям. Новые фильмы, современная музыка, учебная и познавательная информация, обучающие программы — мир интернета широк и многообразен. Но, как и любой мир, он содержит опасности и угрозы.
Привычка подолгу сидеть за компьютером в ущерб активным занятиям и непосредственному общению вредна в первую очередь ухудшением здоровья, плохой осанкой, проблемами со зрением.
Но порой большей опасностью становится попадание подростка под чужое влияние, которое может привести его в группы, склоняющие к нездоровому образу жизни или вовлекающие в особые группы.
Причины тяги детей к опасным играм
По мнению детских психологов, одной из причин чрезмерной увлеченности детей социальными сетями является одиночество. При полном комплекте родственников, воспитателей и других взрослых ребёнок может остаться один на один со своими проблемами, подростковыми комплексами и обидами. Ему требуется понимание и поддержка, и, не получив помощь в семье, он будет искать ее в других местах, самым доступным из которых сейчас стал интернет.
Особенностью детского восприятия жизни является то, что у детей (как и у немалого количества взрослых) нет нравственного чутья, инстинктивного понимания того, что хорошо, а что плохо. Особенности восприятия, мышления, свойственные подросткам, могут приводить к ситуации, когда ребёнок не может отличить сетевого манипулятора от понимающего друга. Такие дети легко попадают под вредное влияние и вовлекаются в опасные группы.
Признаки вовлечения подростка в опасную группу
Родители, хорошо знающие характер и привычки своего ребёнка, могут заметить определенные признаки, которые должны вызвать тревогу.
- Подросток слишком много времени проводит за компьютером, активно общается в социальных сетях, подписан на большое количество групп.
- Кардинально изменилось поведение, ребёнок становится послушным, но отстраненным и равнодушным к реальным событиям.
- У него меняется режим дня, и появляется несвойственная ранее пунктуальность. Это характерно для групп, где участников воспитывают в слепом подчинении правилам, такими людьми проще управлять.
- У ребёнка постоянно вялый, невыспавшийся вид. Могут быть признаки физической и нервной истощенности. Это вызывается выполнением заданий в ночное и предрассветное время.
- В некоторых случаях родители могут заметить машинальные рисунки с символикой опасных групп: бабочек, китов, повторяющиеся цифры.
Наличие тревожных признаков должно побудить родителей к активным действиям. На начальных стадиях можно выявить и повлиять на нездоровую ситуацию.
Действия родителей
Родители и другие члены семьи должны оценить степень угрозы и переосмыслить сложившиеся отношения в семье не только между взрослыми и ребёнком, но и между собой. Отсутствие гармонии, ссоры и скандалы, зацикленность каждого на себе могут стать провоцирующим фактором для ухода подростка в опасную группу. Отношения между взрослыми лучше выяснять в отсутствие детей.
Не следует прибегать к запретам и давлению. В подростковом возрасте жесткие методы воспитания приводят к обратному результату. Взрослым надо применять гибкую и осознанную тактику, формировать у ребёнка правильные жизненные ориентиры, высокую самооценку, уверенность в себе. Крепкий внутренний ресурс поможет противостоять искусителям из интернета.
Очень важно добиться доверия и уважения ребёнка. Для этого нужно проявлять постоянную готовность к обсуждению детских проблем. Ребёнок должен знать и чувствовать, что с любой проблемой он может прийти в семью и получить помощь, поддержку и дельный совет. Тогда ему не понадобится искать сочувствия в социальных сетях.
Для подростков очень важны отношения в коллективе, с друзьями, сверстниками. Распространенные сложности и комплексы связаны в основном с этим. Нужно помочь ребёнку наладить отношения, разрешить возможные конфликты, побороть страхи.
Если у тинейджера есть сложности с учебой по некоторым предметам, нужно помочь подтянуть знания, показать, как проще и эффективнее учить уроки.
Важным фактором является родительский авторитет. Подростки склонны скептически относиться к родителям, считая их взгляды несовременными, а интересы скучными. Такая ситуация редко бывает в семьях, где практикуются совместные походы, поездки, занятия спортом, где интересы взрослых и подростов близки. Когда есть доверие, дети будут прислушиваться к мнению родителей и выполнять их просьбы и требования.
Ребёнку надо объяснить, что люди, с которыми он знакомится в интернете, в жизни могут быть психически неуравновешенными, склонными к насилию. Но советы взрослых не должны быть навязчивыми и неубедительными. Их надо подкреплять фактами и примерами из жизни.
Заметив опасные признаки, нужно постараться вызвать подростка на разговор, дать ему возможность выплеснуть эмоции и обиды, подсказать линию поведения с друзьями и знакомыми. Обязательно нужно помочь решить конфликты со сверстниками, если они есть. Снижение эмоционального напряжения поможет уменьшить зависимость ребёнка от интернета, переключит внимание на отношения в реальной жизни.
Для подростков важно осознание своей взрослости. Им нравится быть самостоятельными, и наличие взрослых друзей в социальных сетях поднимает их самооценку. Родители могут противопоставить этому уважительное отношение к подрастающему члену семьи, привлечение его к семейным делам.
Если подросток уверен в себе, у него есть цели и увлечения в жизни, друзья и взаимопонимание с родителями, то сомнительные, опасные группы в социальных сетях его вряд ли заинтересуют.